Таганрог зовут к морю

Один из крупнейших промышленных и научно-образовательных центров Юга России скоро утвердит программу своего градостроительного развития

20.03.2008

Один из крупнейших промышленных и научно-образовательных центров Юга России скоро утвердит программу своего градостроительного развития. На областном градостроительном совете разработчики генплана Таганрога — руководитель архитектурно-планировочной мастерской Вилен Постнов и главный экономист Игорь Никитин («Гипрогор», Москва) — озвучили основные цифры и ключевые идеи нового документа. У экспертов возникает вопрос: все ли они актуальны для сегодняшнего города?

Таганрог прирастет новыми районами

В Таганроге сложилась довольно сложная градостроительная ситуация. «Промышленные и коммунальные предприятия полукольцом окружают историческую часть города, затрудняя нормальное функционирование транспорта. В этой части города несовместимо активное производственное развитие грузового порта и судоремонтного завода, — говорится в основных положениях концепции генплана Таганрога до 2025 года. — Как следствие, в городе отмечается весьма сложная экологическая ситуация из-за крайне низкой очистки производственных стоков, загрязняющих город и водный бассейн Таганрогского залива».

Преобразования в Таганроге требуют качественно нового подхода к прибрежной части города. Например, чтобы решить проблему дефицита земли для жилищной застройки, новым генпланом предлагается сформировать два новых района на прилегающих к городу территориях (Восточный — вдоль залива, Северо-Западный — с выходом на лиман), а также вынести военный аэродром. А в целях очистки приморских прибрежных территорий — перенести часть промышленных предприятий из центра в новый промрайон (подробнее — см. «Что изменится в каждом районе Таганрога?»).

Кроме того, генпланом предлагается использовать побережье Таганрогского залива, т.е. развивать курортно-рекреационную деятельность. Протяженность береговой линии в Таганроге, которую можно использовать для пляжного отдыха, — около 15 км. По подсчетам разработчиков генплана, в сезон на побережье смогут отдохнуть 300 тыс. человек, что даст около 4 млрд. рублей (доходы от промышленного производства в 2006 г. — 23,5 млрд. руб.). Однако реально подойти к реализации проекта можно будет не ранее 2015 года, поскольку надо сначала привести в нормальное состояние прибрежную зону.

Таганрогская ривьера

Восстановить утраченное с годами побережье в генплане предлагается путем намыва, берегоукрепления и создания емкой (до 60–80 м) пляжной зоны. По словам автора идеи Вилена Постнова, вся прибрежная часть — это мелководье глубиной 40–80 см шириной более 200 м. «Мы предлагаем восстановить прибрежную территорию, полностью ее благоустроить, — говорит Вилен Петрович. — Создать систему пляжей, сходящих непосредственно на воду, бульвары, парки и рекреационно-курортную инфраструктуру — пансионаты, гостиницы». Намыв планируется сделать и на Миусском лимане.

Однако с преобразованием миусских территорий не согласен глава Неклиновского района Александр Геращенко: «Так как территория находится в розе ветров, намыв здесь нецелесообразен и неперспективен. Да и экологи будут возражать». Правда, идею создания морского порта в устье Миуса г-н Геращенко поддерживает: если будет сделан канал, то низовые ветры будут способствовать самоочищению Миуса и Миусского лимана.

«Намыв — это красиво, но не для нас и не сегодня», — считает мэр Таганрога Николай Федянин, предлагая оставить его на отдаленную перспективу, на конец XXI — начало XXII века. Подобное решение градоначальник объясняет дороговизной проекта. К тому же город уже укрепляет берег в зоне «Тагмета», что, по расчетам администрации города, будет стоить порядка 1,6 млрд. рублей с разработкой техусловий и берегоукрепления.

По словам начальника отдела градостроительного развития Ростовской агломерации Алексея Полянского, мыс Таганий Рог является памятником географии, и нужно сохранить его географические очертания. «На намывных территориях целесообразно разместить жилье, объекты деловой, рекреационной и социально-культурной инфраструктуры, сделать эти территории элементами городского центра. Кольцевые улицы исторического центра города опоясывают мыс и ниспадают на новые намывные территории, раскрывая город к воде в южном и восточном направлениях. Рядом с туристско-рекреационными, культурными объектами может быть высококлассное жилье, которое даст намывам необходимую инвестиционную составляющую».

«Осуществлять намывные работы можно из материалов, полученных со дна водоема, и материалов, полученных с земли (песок, щебень)», — оценивает идею генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. По его оценкам, стоимость кубометра намывной территории из материалов, полученных со дна, будет равна $5–6; во втором случае стоимость кубометра увеличивается до $10. Бетонные работы без образования причальных стенок обойдутся в 15–20 тыс. рублей за погонный метр. «Проект по намывным территориям для такого города, как Таганрог, малоэффективный и дорогостоящий. Если намывная территория предполагается под порт, то будут возникать проблемы с глубинами, если под рекреационную зону — на обслуживание постройки будут уходить баснословные суммы, что, скорее всего, не по карману для городского бюджета», — заключил эксперт.

…наПОРТачат или не наПОРТачат?

Таганрогский порт — одно из препятствий развития прибрежной территории. По мнению Игоря Никитина, находясь практически в центре города, порт негативно влияет на экологию. Выйдя на максимальную мощность 5 млн. тонн грузооборота, дальше ему развиваться некуда. Концепция нового генплана предлагает вынос грузового порта в устье Миуса и перепрофилирование ныне действующего для приема пассажирских судов. В ближайшее время мы порт не уберем, — считает Николай Федянин. — Так зачем же строить иллюзии, что мы сразу все закроем? Я положительно оцениваю те ограничения, которые накладывает генплан: нужно оставить то, что есть, и больше ничего не пускать».

По словам главного архитектора Таганрога Сергея Рябоштанова, решение уже обозначено: «На перспективу остаются контейнерные грузоперевозки, а перевозки сыпучих и наливных грузов будут закреплены за другой площадкой. Новый порт — в три раза больше существующего — может быть возведен на территории Миусского лимана».

Главный архитектор Ростовской области Александр Бояринов уверен, что объект нужно рассматривать только в структуре Ростовской агломерации: «Порт, который стоял у истоков города, не должен просто так исчезнуть. Это проблема субъекта Федерации, ведь Россия имеет ограниченные выходы в Азовском море, поэтому надо сбалансировать и найти точки соприкосновения функционирующих сегодня портовых площадок. Вопрос о создании миусского порта проблематичен, прежде всего, по части инфраструктуры».

По словам Николая Федянина, на строительство площадки порта в устье Миуса требуется 500 млн. рублей, а на создание комплекса со всей инфраструктурой понадобится не менее $500 млн. Реально ли это сегодня?

Алексей Полянский называет порт одной из «хороших позиций в новом генеральном плане», обозначив пути его поэтапного переноса на другую площадку. «Грузовой порт постепенно будет уходить из города. Мазутный терминал еще не успел родиться, а в документе, который делается на перспективу, должно быть написано: это предприятие в данном месте находиться не должно. Если порт со своей основополагающей функцией уйдет на другую площадку, генплан развиваться терминалу не даст», — поясняет г-н Полянский.

Как сообщил один из экспертов, пожелавший остаться неназванным, проект по переносу порта был разработан еще в 1990-е годы, но его не могли реализовать из-за отсутствия инвестиций. «Грязные грузы нужно переносить в другие порты, как сделали в Железном Роге на Тамани. Пока таких проектов нет. Кто при старом флоте и при малых глубинах Азовского моря будет вкладывать $500 млн. в проект, который может не окупиться?» — задается вопросом собеседник «Вестника».

Для восполнения портовых объемов, по оценкам аналитиков, нужно привлечь как минимум 5–10 инвесторов, каждый из которых готов вложить только в собственный бизнес порядка $100 млн.

До сегодняшнего дня Таганрог не имел ясной программы для своего возрождения в качестве туристического центра области. Тем не менее, не прибегая к радикальным изменениям городского каркаса, сделать это возможно. «В Таганроге может развиваться не только культурный туризм, — считает Алексей Полянский. — У города большой производственный и научный потенциал, нужно сделать производство наукоемким. Таганрог может стать центром промышленных, научных, авиационных выставок и конгрессов. На стыке науки, производства и культуры может сформироваться деловой туризм». Как отметил Николай Федянин, «генплан — это не панацея от всех бед и это не навечно», это открытая система, позволяющая вносить коррективы по мере их необходимости. И то, что необходимость наступила уже сегодня, ни в коей мере не умаляет достоинств нового генплана — в нем виден перспективный ресурсный потенциал территорий, и это главное.

Мнение специалиста

Генплан как идея состоялся — так считает автор концепции нового генплана Таганрога, руководитель архитектурно-планировочной мастерской «Гипрогора» Вилен Постнов:

— Индустриализация поломала идеологию генеральных планов наших городов. Сегодня мы возвращаемся к истокам: во времена Петра, Екатерины, Александра за 150–200 лет были построены уникальные города, которые являются не только жемчужинами исторического фонда. Это наше богатство. Задуманный в виде трезубца-трехлучника, Таганрог кроился по европейским меркам. Город имел свой вкус. Дети одного отца — Таганрог и Петербург — должны быть одинаково значимы. Генплан как идея, гипотеза состоялся, мы довольны. Мы попросили Таганрог обратить внимание на тот природный фактор, который дал толчок его появлению. В свое время вода съела берег, но нужно восстановить эту красоту.

Авторы: Елена Устинова