Ренессанс истории в центре Рыбинска

Ренессанс истории в центре Рыбинска

Городу на Волге возвращают исторический облик

Для Рыбинска 2019 год стал временем масштабного ремонта одной из центральных его улиц — Крестовой. Подробнее о реализации важного для муниципального образования проекта и общей концепции благоустройства территории рассказал глава города Рыбинска Денис Добряков.

Ремонт улицы Крестовой — это планомерный шаг на пути к восстановлению исторического облика города. Как в целом формируется концепция обновленного исторического центра?
Мы исходим из тех исторических данных, которые у нас есть. Рыбинск — интереснейший город с точки зрения его построения, центральная часть была возведена исключительно на деньги владельцев зданий, купцов, которые жили в городе в 19-20-м веках. Купцы задали тон застройке — европейской, параллельной, не концентрической. Концепция, сформировавшаяся в прошлом, послужила для нас подсказкой. Идея родилась, когда мы поняли: нужно попробовать создать облик города, каким он был задуман при его строительстве. Начали с фасадов нескольких зданий. К сожалению, использовать целевые федеральные деньги для восстановления исторического облика нам не удается. Поэтому приходится все делать на собственные средства. Помогали собственники зданий. 

Начали с Красной площади и создали анклав — маленький исторический участок в окружении современного города. Впервые удалось возродить историю на периметре одной площади. Итог оказался не только красивым, но эффективным — удалось привлечь около 30 млн внебюджетных рублей. Поэтому на следующий год мы продолжили работы на соседнем пространстве — бульваре Ушакова. А еще через год появилась необходимость соединять эти территории, и здесь нам помогли федеральные деньги, которые мы получили на ремонт дорог. 

В Рыбинске есть очень интересная, на мой взгляд, локомотивная идея восстановления исторических фасадов с вывесками в стиле прошлого. Мы сначала предложили собственникам торговых точек добровольно попробовать разместить исторические вывески. Откликнулись два-три человека, которые показали нам, как это может выглядеть, и мы в конечном итоге закрепили это муниципальным актом. Теперь коммерческие организации переделывают свои вывески под стилизованные, и они формируют облик купеческой улицы. И это не только местные предприниматели, но и крупные федеральные сети, имеющие свой бренд-бук. Например, «Магнит». Сейчас в Рыбинске появляется даже движение — «Создай свою вывеску».
С какими сложностями вы столкнулись в ходе ремонта улицы Крестовой? 
Когда ты занимаешься реконструкцией или вмешиваешься в историческую среду, трудности всегда неимоверные. Все, что касается охранных обязательств, конечно, сложно. Особенно непростым был вопрос, связанный с воздушными проводами, — нам пришлось их убирать.

Сегодня Рыбинск — единственный город в Ярославской области, которому удалось перенести под землю лишние провода целой улицы. Расскажите подробнее о проекте «Чистое небо».
Я считаю, что наши коммунальщики и департамент ЖКХ совершили подвиг, консолидировав усилия всех заинтересованных сторон: интернет-провайдеров, собственников электросетей и троллейбусных линий. Мы разместили все сети в канале «Ростелекома». И всем это оказалось выгодно и удобно. А мы избавились от сетки воздушных проводов, которые визуально захламляли городское пространство. Этот опыт мы хотим со временем транслировать и в другие районы Рыбинска.
Были ли применены какие-то инновационные технологии при ремонте улицы Крестовой?
Да. Все светильники у нас энергосберегающие, но облечены в историческую форму. Это выглядит здорово, а главное — мы увидели экономию при эксплуатации. Еще новшество — занесение всех проводов в единый канал, я об этом уже рассказывал. Также мы покрасили фасады домов красками с натуральным красителем, которые применялись в 19-м веке. Например, сурик, охра, ультрамарин. Оказалось, что такие краски не только аутентичны, но держатся значительно дольше современных. 
Кроме того, мы внедрили интеллектуальную систему регулирования транспортных потоков с использованием технологии индукционной петли, которая считывает трафик. В нашем историческом центре светофоры работают по принципу приоритета. Если больше загружена одна улица, она получает преимущество в движении. Но основной приоритет получает пешеход, нажавший кнопку пешеходного перехода.
Сегодня улица Крестовая — в большей степени улица для машин или пешеходов? 
Мы внимательно подошли к этой теме и сделали вывод, что в исторической части города нужно ездить в соответствии с жесткими регламентами. Мы отдаем преимущество пешеходам и начинаем ограничивать движение транспорта. Сейчас ездить по Крестовой стало неудобно — это сознательное решение, и водители выбирают альтернативные пути. Я думаю, что следующим шагом будет создание некой пешеходной зоны выходного дня по примеру Краснодара.

Как относятся к переменам горожане и туристы? Есть обратная связь?
Туристы восхищаются. Они сразу почувствовали изюминки и поняли, что в Рыбинске происходит что-то интересное. Все спрашивают, что это за федеральная программа, и никто не верит, что мы это делаем своими силами. А рыбинцы сначала тяжело и неоднозначно воспринимали происходящее. Но только до тех пор, пока не стала просматриваться общая картинка. Она еще не сформирована до конца, но уже появился облик исторической части. И сейчас в городе чувствуется общая поддержка того, что делает власть. Замечаем и интерес бизнеса к расположенным в исторической части зданиям — к размещению здесь магазинов, офисов, частных музеев. 

Из личного: какое решение на Крестовой считаете наиболее удачным?
Самое лучшее — это комплексный подход. То, что мы поняли: городская среда должна восприниматься как единое целое. Можно было ограничиться одними вывесками или фасадами, или ремонтом дорожной части. Но именно комплекс решений приводит к красивому результату — воссозданию исторического духа города. 

Что дальше? Какие видите перспективы?
Мы пока не закончили этот проект, у нас еще тысячи маленьких его составляющих, над которыми будем работать: фасады, малые архитектурные формы. Кроме того, мы хотим сделать хорошими дороги, наполнять город социально-культурными объектами, обустроить современные набережные, которые создают уникальный облик города на Волге.
Логотип Вестник Строительство