Первый тайм отыграли

За год работы в условиях новой реформы ФЗ N° 372 в отрасли саморегулирования появились новые вопросы

17.08.2018

Переходный период кардинальной реформы системы саморегулирования в строительной отрасли завершен. Однако прошедший год эксперты считают лишь началом большой работы, в рамках которой еще предстоит решать многие вопросы. В целом уже сегодня деятельность СРО строители оценивают положительно. А продолжающуюся доработку законодательных актов считают естественным и предсказуемым явлением. Не исключая, конечно же, возможности очередного витка кардинальных перемен.

Оздоровление отрасли
«Законодательство в области саморегулирования достаточно молодое. Ведь 10 лет — это далеко не тот срок, который позволяет в полной мере преодолеть все естественные «болезни роста», присущие любому процессу, — комментирует почетный строитель России, директор СРО «Астраханские строители» Равиль Умеров. — Федеральный закон N° 372, вступивший в силу в июле прошлого года, стал одним из важных этапов в истории саморегулирования, возможно, еще и не последним. При всех недоработках этого закона он все же смог пресечь деятельность значительного числа недобросовестных саморегуляторов. Тех, которые выдавали свидетельства о допуске без оплаты в полном объеме взносов в компенсационный фонд, не проверяли строителей на соответствие установленным квалификационным требованиям».
Участники профессионального сообщества отмечают, что благодаря реформе зачистка рынка от недобросовестных игроков стартовала на высшем уровне. Это доказывает и тот факт, что большое количество саморегуляторов за последний год добровольно или по решению Ростехнадзора прекратили свою деятельность. Хотя до реализации закона появление новых СРО на рынке стабильно увеличивалось.
«Выявить недобросовестные организации позволило требование закона о необходимости размещения средств компенсационных фондов на специальных счетах уполномоченных банков, — уверен почетный строитель ЮФО, генеральный директор СРО АС «Объединение проектировщиков Южного и Северо-Кавказского округов» Григорий Сеферов. — Недобросовестные саморегуляторы при проверке Ростехнадзором просто были исключены из государственного реестра».

Теория и практика
Начало реформы ознаменовалось и активным движением строителей. Тех, которые в свое время вступали в СРО других регионов, польстившись на «льготные» условия получения допуска СРО, отсутствие контроля работ и финансовые послабления по оплате взносов в компенсационный фонд. В рамках нового законодательства им пришлось выбирать нового саморегулятора по месту регистрации. Однако многих ждало разочарование. «Более ста «возвращенцев» пришли в нашу СРО. Из них только единицы сумели перевести средства компенсационного фонда, — сообщает Равиль Умеров. — В остальных случаях компфонды просто исчезли. Эти строительные компании были вынуждены платить взносы заново, в полном объеме. Безусловно, мы подключались к запросам на получение ими средств из предыдущих СРО. Участвовали в судебных заседаниях, защищая интересы своих членов. И увидели всю неприглядную сторону «коммерциализации».
«Статистика по возврату средств из компенсационных фондов, исключенных из реестра СРО, катастрофическая, — соглашается генеральный директор ООО «КАП Групп» Антон Колесников. — На мой взгляд, «зачистка» реестра СРО началась слишком поздно. Принцип регионализации, являющийся на бумаге хорошим замыслом, показал слабые места, а именно фактическую монополизацию СРО в некоторых регионах России. Наша компания создана в помощь строителям. Мы берем на себя все вопросы по общению компаний со СРО, вплоть до урегулирования конфликта. И наши клиенты неоднократно сталкивались с непреодолимыми препятствиями, начиная от нежелания недобросовестных СРО переводить им взносы и заканчивая банальными недоработками реформы. Например, при смене юридического адреса на другой регион компания не только не может вернуть или перевести уплаченный ранее взнос в компенсационный фонд, но и даже выйти по собственному желанию из СРО. Поскольку в этом случае она лишается права состоять в саморегулируемой организации в ближайший год, что равносильно уходу с рынка».

В пресс-службе Минстроя РФ пояснили, что столь жесткая система мер позволила минимизировать финансовые злоупотребления со стороны саморегуляторов и выявить реальный размер компенсационных фондов. Он составил более 77 млрд рублей. Из распоряжений СРО, по данным ведомства, выбыло порядка 33 млрд рублей. К этой ситуации привело не только недостаточное нормативное регулирование условий размещения компфондов, но и формальный подход СРО к выполнению своих обязанностей. Новая реформа изменила и систему взносов в компенсационные фонды. Уменьшен объем средств в фонд возмещения вреда. Создан фонд обеспечения договорных обязательств, но только для лиц, участвующих в регулируемых конкурентных закупках. И сегодня, по данным министерства, для первого уровня ответственности (по договорам подряда до 60 млн рублей) суммарный размер взносов в компфонды составляет 300 тыс. рублей. В то время как ранее (с учетом страхования гражданской ответственности) взнос в компенсационный фонд был 500 тыс. рублей. Однако на практике создание нового компенсационного фонда привело к увеличению расходов строителей.
«Федеральный закон N° 372 повысил уровень отчислений строительных компаний в компенсационные фонды, — сообщает заслуженный строитель РФ, председатель совета АСРО «Строители Свердловской области» Виктор Суруда. — Ядро нашей СРО состоит из крупных организаций сферы промышленного строительства. И им пришлось дополнительно внести почти 100 млн рублей в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Но в целом это рабочая ситуация».
саморегулирование.jpg
Специалистов не хватает
Одной из актуальных проблем федерального закона N° 372 эксперты считают кадровый дефицит специалистов, необходимых для членства в саморегулируемой организации и занесения в национальный реестр. С 2017 года к ним были повышены требования. Теперь специалист НРС в сфере строительства должен иметь высшее образование и стаж работы 10 лет. «Досадно, что в НРС не допускается внесение специалистов со средним техническим образованием, — отмечает исполнительный директор Ассоциации СРО «Объединение строителей Калужской области» Александр Савченко. — Это в корне неверно, поскольку многие строители России успешно работают в отрасли более 30 лет. Они обладают большими знаниями, чем выпускники вузов, даже со стажем работы 10 лет». Инициативу по снижению требований к специалистам НРС поддерживает и профильный комитет «ОПОРЫ России». «Мы последовательно выступаем за либерализацию этих требований. Снижение общего стажа работы позволит и молодым сотрудникам, и выпускникам строительных вузов ощущать перспективы своего роста, — уточняет руководитель Комитета по строительству, член правления президиума «ОПОРЫ России», президент ГК «Премьер» Николай Циганов. — Завышенные требования к стажу работы специалистов НРС не позволяют в полной мере реализовать стоящие перед нацреестром задачи. Все ведет к тому, что на рынке формируются новые недобросовестные предложения». По новым требованиям законодательства уже невозможно трудоустроить одних и тех же специалистов с соответствующим образованием и стажем одновременно в несколько строительных компаний — к нескольким членам СРО. В результате на них появился высокий спрос. Рынок молниеносно отреагировал новым предложением — мошенничеством в виде спекуляции специалистами НРС. Ситуацию со строгими требованиями усугубило и ограничение перечня направлений подготовки специалиста: законодательно не были учтены специальности отраслевых технологических вузов. «Исторически в нашем регионе основным вузом, который вел подготовку специалистов для строительных организаций, был институт рыбной промышленности и хозяйства. Ныне это Астраханский государственный технический университет. И внушительное число инженеров в наших строительных организациях имеют дипломы этого вуза разных лет. Например, по специальности «эксплуатация судовых энергетических установок», — сообщает Равиль Умеров. — Однако в перечне специальностей НРС в области строительства не учтена специфика регионов, которые десятилетиями готовили инженеров и механиков для узкой отрасли промышленности. Это еще больше ограничило права региональных строителей. Следовательно, одно из направлений дальнейшего реформирования законодательства должно идти по пути изучения специфики регионов. И, соответственно, расширения перечня специальностей для внесения сведений в НРС».

В ожидании перемен
Руководители СРО сходятся во мнении, что сегодня, спустя год работы строительной отрасли по новым правилам, все еще сохраняются пробелы в понимании и правильном применении ФЗ N° 372.
«Например, не всегда заказчик может грамотно «прочитать» полученную от участника размещения заказа выписку из реестра членов СРО и увидеть максимально допустимый уровень ответственности по заключаемым договорам», — отмечает Равиль Умеров. «Прошедший год для строительной отрасли, которая тесно связана с другими сферами производства, можно считать лишь началом большой работы», — подводит первые итоги реформы Виктор Суруда.
Сегодня профессиональное сообщество пребывает в ожидании очередных трансформаций. Их внесет реализация проекта новой редакции федерального закона N° 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». С точки зрения экспертов, принятие новой редакции базового для саморегулирования закона неизбежно повлечет за собой необходимость корректировки отраслевого законодательства. Однако строители считают, что для решения всех задач не требуется постоянно менять «правила игры», а достаточно лишь усилить контроль над качеством исполнения задач. «Любая система должна быть упорядочена. Нельзя «с колес» вносить изменения в Градостроительный кодекс, в законодательные акты, — добавляет Александр Савченко. — Любые нововведения должны проходить фундаментальные обсуждения. Обязательно с привлечением участников строительного сообщества. А сегодня законодательство меняется постоянно. Зачастую мы даже не успеваем к нему приспособиться. Например, поправки федерального закона N° 214 о долевом строительстве еще не вступили в силу, а их уже снова пересматривают в Госдуме». Поэтому участники профессионального сообщества позитивно восприняли предложение главы Минстроя России Владимира Якушева о введении моратория на изменения в Градостроительном кодексе. По словам министра, сегодня в стадии разработки находится три серьезных документа. После них и будет наложен мораторий, как это было в налоговом законодательстве.
Авторы: Марина Коренец