Банки стали честнее, а клиентам не хватает внимательности

Просмотров — 111

26.06.2015

В Ростове стартовал новый проекта сайта Dengi.161.ru – банковская премия «Золотой штурвал». Каждый житель региона может не только оценить «свой» банк по разным критериям (организаторы предлагают 15), но и дать руководству несколько ценных советов или высказать свое справедливое недовольство.

Золотой штурвал.jpg

Параллельно с народным будет проходить закрытое голосование специально учрежденным экспертным советом. В его состав войдут, например, начальник Управления инвестиций и инноваций ТПП Ростовской области Валерий Королев и председатель Ростовского Финпотребсоюза Ольга Михайлова. На экспертов возложена самая ответственная задача — оценить банки с точки зрения профессионализма. Оценить банки можно будет до 15 июля, итоги проекта будут подведены 22 июля.

По итогам премии будет составлен народный рейтинг, что позволит потребителям лучше ориентироваться на рынке финансовых услуг, а банкам – исправить свои недочеты. Dengi.161.ru собрал на круглый стол экспертов, которые наравне с пользователями будут оценивать банки.

Анна Бодрова.jpg

Старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова считает, что проблемы, прежде всего, внешние и внутренние: "Сегодня наши банки грешат низкоэффективным управлением активами и пассивами, несоответствием систем управления, функциям банков, недостаточной оценкой рисков при принятии решения, которая в будущем может привести к сокращению ликвидности банка и к усиленному вниманию со стороны регулятора. Это мы и видим последние 1,5 года, когда ЦБ РФ массово отзывает лицензии".
По мнению экспертов, ЦБ РФ некоторые из банков будут закрыты окончательно, некоторые будут санированы и вольются в консорциум банков. Два-три банка способны образовать достаточно мощную структуру, и чем крупнее банк, тем проще ему выстоять в нестабильные времена.

Алексей Липявкин.jpg

Исполнительный директор некоммерческой организации «Гарантийный фонд Ростовской области» Алексей Липявкин: «На мой взгляд, на рынке в перспективе трех-пяти лет останутся госбанки, крупные частные банки, иностранные банки, которые нашли свое место на российском рынке, нишевые банки и крупные региональные банки, которые нашли свое место в своем регионе. А если еще сейчас правительство примет поправки к закону о страховании вкладов, где часть ответственности будет переложена с плеч государства на конкретное физическое лицо, которое размещает вклад в банке».

Помимо сокращения банковской структуры как таковой, в ближайшем будущем мы увидим и сокращение филиальной сети каждого банка. По мнению банкиров, открытие новых офисов – это пройденный этап в развитии банковской системы России. Причем пройденный безвозвратно. Во-первых, слишком дорого сегодня обходится банкам содержание офиса и персонала. Во-вторых, дистанционное банковское обслуживание более востребовано самими клиентами.

Юрий Богданов.jpg

Председатель Правления банка «Центр-инвест» Юрий Богданов подчеркнул, что банки уходят в онлайн прежде всего за клиентом, потому что клиент сегодня хочет получать банковскую услугу и сервис по месту совершения своих операций, а не по месту нахождения банковского офиса.
«Я хочу подчеркнуть, что фокус на дистанционное обслуживание смещается не только с целью экономии. Банки уходят в онлайн прежде всего за клиентом. Потому что клиент сегодня хочет получать банковскую услугу и сервис по месту совершения своих операций, а не по месту нахождения банковского офиса. Там где клиент работает, там и должна быть банковская услуга. Точно также, как с электричеством. Мы же не приходим в центр выдачи батареек?! И мы не должны приходить в центр выдачи кредитов. Финансовая система должна сама приходить к потребителю и быть рядом», – считает Юрий Богданов.

Российские банки сейчас переживают непростые и переломные времена, которые, однако, должны упорядочить всю систему в целом. Одновременно с этим у клиентов тоже начинает формироваться адекватный подход к выбору финансовых услуг. По мнению экспертов, в грамотном выборе того или иного продукта граждан останавливает не избыточное количество банков и не завышенная стоимость кредитов, а отсутствие опыта взаимодействия с банками и, как следствие, финансовой грамотности.

Ольга Михайлова.jpg
Жалобы на банки и, в частности, на их «тяжелые» продукты есть, и в 2015 году вал претензий только набирает обороты. По словам председателя Ростовского регионального отделения Общероссийской общественной организации потребителей «Союз защиты прав потребителей финансовых услуг» Ольги Михайловой в день приходит минимум по три-пять обращений. Чаще всего претензии касаются скрытых механизмов, которые потребитель при заключении договора с банком не может увидеть.
«Мы обсуждали на Совете Федерации вопрос о том, чтобы был введен единый кредитный договор. А такой опыт есть в других странах. Он нужен для того, чтобы потребитель знал, что где бы он ни взял заем – все обязательства и штрафы будут одинаковые. Сейчас же очень смущает то, что договоры сильно разнятся друг от друга, в них прописаны разные условия, в них трудно ориентироваться, терминология простому потребителю абсолютно не понятна, времени на ознакомление с договором мало, скрытые допуслуги обнаружить сложно. Впрочем, пока идет обсуждение единого договора, банки могли бы выложить образцы своих договоров у себя на сайтах, чтобы клиент мог спокойно ознакомиться со всеми его пунктами. Но такое, к сожалению, встречается очень редко», – говорит Ольга Михайлова.

Банкиры согласны с тем, что на рынке финансовых услуг сегодня встречаются недобросовестные кредитные организации, которые намеренно обманывают своих клиентов. Но на сегодняшний день таковых остались единицы. Банки стали честнее, иначе им не выжить под пристальным оком ЦБ РФ. При этом клиентов, которые намеренно обманывают банки, намного больше и вот их выявить и обезвредить намного сложнее.

Начальник отдела малого бизнеса регионального ОО «Ростовский» банка ВТБ24 Валерия Богданова отметила, что банк не обращается к коллекторским агентствам, а решает финансовые проблемы клиента самостоятельно: "Вплоть до того, что мы предоставляем социальные реструктуризации, когда списывается часть долга, если ее хочет выплатить родственник". Но все же, помимо финансовой грамотности и осведомленности, нашим гражданам порой просто не хватает терпения и внимательности к деталям.

Читайте другие журналы издательского дома
Вид для печати

Фотогалерея

Видеогалерея