Запас карман не тянет
К началу нынешнего года кирпичники Юга подошли с определенными складскими запасами и широким товарным ассортиментом. Неблагоприятные погодные условия зимы традиционно затормозили строительные работы в регионе и снизили платежеспособный спрос. Многим производителям кирпича в этот период пришлось даже пойти на снижение цен на продукцию. «Это дало возможность поддержать рынок и сохранить объемы продаж, сопоставимые с первым полугодием 2013 года», — поясняет первый заместитель генерального директора ОАО «Славянский кирпич» по маркетингу, сбыту и ВЭД Игорь Слупский.
Впрочем, по мнению генерального директора ЗАО «Завод силикатного кирпича» Владимира Жирова, такое сезонное затишье не нанесло особого урона отрасли. «А с учетом неблагоприятных климатических условий в январе-феврале 2014 г. в ЮФО можно констатировать даже незначительный рост рынка», — добавляет Игорь Слупский. Аналогичная ситуация складывалась и в целом по стране. Так, например, по данным консалтинговой компании СМПРО, объем производства строительного кирпича в январе 2014 г. увеличился на 5,4% к январю 2013 года — до 0,69 млрд усл. кирпичей. Положительные темпы роста сохраняются в производстве основных видов кирпича: производство керамического кирпича увеличилось на 4,6% — до 0,51 млрд усл. кирпичей, силикатного — на 15,6%, или до 0,17 млрд усл. кирпичей. Производство прочих разновидностей кирпича снизилось на 65% — до 0,06 млрд усл. кирпичей. В сегменте керамического кирпича отгрузка готовой продукции в начале текущего года практически сократилась на 6%, в то время как отгрузка силикатного кирпича средними и крупными предприятиями не изменилась. Остатки керамического кирпича на складах компаний РФ увеличились в январе почти на 20%.
Надежность проверенного материала
Во втором квартале на строительном рынке началось оживление. «Инвестиционно-строительные паузы конца 2013-го — I квартала 2014 г. сменились резкой активностью застройщиков во II квартале 2014 г.», — отмечает генеральный директор ОАО «Глубокинский кирпичный завод» (входит в ГК «ТИБЛ») Алексей Калинов. Дело в том, что, по мнению аналитиков УК «Финам Менеджмент», на фоне спада производства строительный рынок «чувствует себя неплохо, есть даже умеренный рост в некоторых регионах».
По словам Алексея Калинова, кирпич крайне необходим застройщикам для возведения жилья всех сегментов рынка. «Сейчас мы наблюдаем дефицит кирпича на рынке Юга и небольшой рост цен на него, — сообщает он. — Динамика спроса на кирпич во II квартале 2014 г. превышает даже динамику 2013 г. Это связано с увеличением покупательской способности недвижимости в новостройках и благоприятным инвестиционным климатом у застройщиков».
По данным аналитиков, сегодня объем рынка кирпича в ЮФО составляет около 1-1,2 млрд шт. в год. И хотя в регионе производится больше керамического кирпича, темп роста производства силикатного кирпича гораздо выше. «По нашей информации, объемы производства силикатного кирпича растут большими темпами, чем керамического, — подчеркнул Игорь Слупский. — Так, производство керамического кирпича в ЮФО в 2011 г. составило 991 млн шт., в 2012-м — 1022 млн шт., что демонстрирует динамику роста на 3,2%. Производство силикатного кирпича в 2011 г. было на уровне 214 млн шт., а в 2012 г. — 294 млн шт., что говорит о динамике роста на 37,7%». Сегодня больше половины всех вводимых в строй домов в ЮФО ежегодно возводится именно из кирпича. Поэтому спрос на него в регионе традиционно высок. Однако игроки рынка уже чувствуют конкуренцию со стороны производителей альтернативных видов стеновых материалов, например, таких как ячеисто-бетонные блоки и конструкции для модульного домостроения. Так, по оценке специалистов из УК «Финам Менеджмент», на Юге России высоко потребление газобетона, так как этот материал дешевле традиционного кирпича примерно на 20-30% и используется в малоэтажном строительстве. Тем не менее производители кирпича уверены в стабильном спросе на свою продукцию. «Новые технологии всегда пробивают себе дорогу. Если верить официальным статистическим данным, в стране в целом за 2013 г. увеличился выпуск различных видов стекла для фасадного остекления, цементосодержащих плит, блоков и деталей, — говорит Алексей Калинов. — Мы как производители кирпича и блоков это ощущаем, но только с точки зрения визуального восприятия изменения архитектурного облика улиц. Вдруг среди кирпичных зданий появляется фасад стеклянно-композитный или с другой навесной вентилируемой фасадной системой». При этом, по словам господина Калинова, нельзя забывать о том, что для комфортного проживания людей самым оптимальным и приемлемым материалом стен зданий был, есть и будет кирпич. «Именно поэтому, чтобы удовлетворить растущий спрос на кирпич, мы запускаем дополнительные производственные линии, — сообщил он. — Ячеисто-бетонные блоки менее экологичны, поэтому больше подходят для офисных зданий».
Специалисты рассчитывают на небольшой, не более 10%, рост рынка в ближайшей перспективе. По словам Владимира Жирова, он в первую очередь будет зависеть от инвестиций в строительство жилья. Они, как считает Алексей Калинов, открывают возможности создания дополнительного пространства для нового строительства жилых, общественных зданий, гостиниц, парковочных мест и более эффективного использования городских земельных участков. Дополнительным стимулом для развития рынка может стать и возведение на Юге России объектов к чемпионату мира по футболу в 2018 году. «Мы надеемся, что подготовка к предстоящему историческому событию даст стремительное развитие строительной отрасли и рынка кирпича, — сказал г-н Калинов. — Соответственно, у производителей будет возможность принять участие в поставке строительных материалов».
|
Название проекта |
Проектная мощность, млн у. е. кирпича в год |
Объем выпущенной продукции в 2013 году, млн у. е. кирпича |
Марка выпускаемого кирпича |
География распространения готовой продукции |
Классификация кирпича в зависимости от особенностей применения |
Керамический кирпич | ||||||
1 |
ОАО «Славянский кирпич», КК, Славянск-на-Кубани |
127 |
118 |
М-100, М-150 |
ЮФО, СКФО, ЦФО, ПФО |
лицевой, рядовой |
2 |
ОАО «Новокубанский завод керамических стеновых материалов», КК, Новокубанск |
70 |
з/д |
М-125, М-150, М-175 |
ЮФО |
рядовой, лицевой |
3 |
ООО «Маркинский кирпичный завод», РО, х. Маркин |
65 |
60 |
М-125, М-150 |
ЮФО, СКФО, ЦФО, ПФО, СЗФО |
лицевой |
4-6 |
ООО «МосТрансСтрой» Евпраксинский кирпичный завод АО, Евпраксино |
60 |
з/д |
М-125, М-150 |
ЮФО, Казахстан |
лицевой |
4-6 |
ООО «КомСтрой», РО, Шахты |
60 |
з/д |
М-100, М-125, М-150 |
ЮФО, СКФО |
рядовой |
4-6 |
ЗАО «Холдинг-СКЗ», РО, Сальск |
|
з/д |
М-100, М-125, М-150 |
ЮФО |
рядовой |
7 |
ООО «Фабрика керамических изделий», КК, Краснодар |
50 |
з/д |
М-150 |
ЮФО, СКФО |
рядовой, лицевой |
8 |
ООО «ТПГ КЧЗ», КБР, Прохладный |
|
з/д |
М-100, М-125, |
СКФО |
рядовой |
9-10 |
ООО «Моздокский кирпичный завод», РСО-А, Моздок |
40 |
з/д |
М-100, М-150 |
СКФО |
рядовой |
9-10 |
ООО «Аристотель», РО, Ростов-на-Дону |
40 |
з/д |
М-100, М-125 |
ЮФО |
рядовой |
11 |
ООО «Гуковский кирпич», РО, Гуково |
36 |
45,5 |
М-100, М-125 |
ЮФО, ЦФО |
рядовой |
12 |
ОАО «Донской кирпич», РО, Ростов-на-Дону |
36 |
з/д |
М-125, М-150 |
ЮФО |
рядовой |
13-14 |
ОАО «Губский кирпичный завод», КК, Губская |
30 |
з/д |
М-125, М-150 |
ЮФО, СКФО |
лицевой |
13-14 |
ООО «ЗСК «Монолит», СК, Ставрополь |
30 |
з/д |
М-150, М-200, М-300 |
ЮФО, СКФО |
лицевой |
15 |
ООО «Пламя», КК, Стародеревянсковская |
20,5 |
19,1 |
М-100, М-150 |
ЮФО |
рядовой |
Силикатный кирпич | ||||||
1 |
ЗАО «ПО «Завод силикатного кирпича», ВО, Волгоград |
149,8 |
52,7 |
М-125, М-150, М-175, М-200 |
ЮФО |
рядовой, лицевой |
2 |
ЗАО «Завод силикатных и изоляционных материалов», ВО, Волгоград |
145,1 |
з/д |
М-150, М-200 |
ЮФО |
рядовой |
3 |
ОАО «Глубокинский кирпичный завод», ГК «ТИБЛ», РО, пос. Глубокий |
120 |
82 |
М-150, М-300 |
ЮФО, ЦФО, СКФО, Казахстан |
лицевой |
4 |
ЗАО «Михайловский завод силикатного кирпича», ВО, Михайловка |
120 |
з/д |
М-175, М-250, М-200, М-300 |
ЮФО, ЦФО |
рядовой, лицевой |
5 |
ОАО «Цигель», СК, Зеленокумск |
110 |
з/д |
М-175, М-200, |
ЮФО, СКФО |
лицевой, рядовой |
Принятые сокращения:
З/д — закрытые данные;
АО — Астраханская область;
ВО — Волгоградская область;
КБР—Кабардино-Балкарская Республика;
КК — Краснодарский край;
РО — Ростовская область;
РСО-А — Республика Северная Осетия-Алания;
СК — Ставропольский край.
Как мы считали
В рейтинг вошли крупнейшие предприятия по производству керамического и силикатного кирпича на Юге России, которые действуют в настоящее время. Основанием для ранжирования является проектная мощность (млн у. е. кирпича в год). На тех заводах, где проектная мощность одинаковая, учитывался объем выпущенной продукции за 2013 год (млну. е. кирпича). Данные предоставлены предприятиями, региональными департаментами по строительству. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.