10 крупнейших проектов по мусоропереработке и мусоросортировке на Юге России 2014 года

10 крупнейших проектов по мусоропереработке и мусоросортировке на Юге России 2014 года

Частные инвесторы готовы навести чистоту

В ближайшие годы планируется ввести в эксплуатацию более 20 проектов в сфере мусоропереработки и мусоросортировки на Юге России, в активной стадии сегодня 10 из них. Большинство связано с внедрением в регионах межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (МЭОК). Построить их, а также ликвидировать несанкционированные свалки в короткие сроки невозможно. Поэтому муниципалитеты должны определиться с одной-двумя свалками, которые будут действовать до момента ввода в эксплуатацию МЭОК.

Во всех южнороссийских регионах разработаны и действуют целевые программы, направленные на создание в субъектах мусоросортировочных и мусороперерабатывающих предприятий. Например, в Ростовской области действует подпрограмма «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области на 2014-2020 годы» с общим объемом финансирования 7,6 млрд рублей из областного, местных и внебюджетных источников. На Ставрополье принята краевая программа «Отходы производства и потребления в Ставропольском крае на 2012-2016 годы». В Краснодарском крае взамен завершившейся в прошлом году программе «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края на 2009-2013 годы» разработан проект подпрограммы «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края на 2014-2020 годы». Аналогичная подпрограмма действует до 2020 года в Республике Адыгея и т.д. Благодаря активной позиции некоторых регионов, инвестиции в переработку и сортировку мусора пришли, причем строительство новых объектов будет носить системный межмуниципальный характер. Разработка и реализация проектов межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (МЭОК) в ряде регионов ЮФО позволяют говорить о положительных изменениях в данной сфере и привлечении крупных российских и иностранных инвесторов.

Системный подход к переработке мусора
Активная реализация проектов МЭОК отмечена в Астраханской, Ростовской областях, Краснодарском крае и Республике Адыгея. На Дону все восемь заявленных МЭОКов уже обрели инвесторов, но реализация проектов пока находится на разных стадиях. Активно ведется строительство трех из них — Красносулинского, Неклиновского и Мясниковского МОЭКов. Самый мощный из донских комплексов — это Красносулинский МЭОК. Заявленная мощность комплекса — 600 тыс. тонн в год.

Стоимость инвестпроекта оценивается в 3,8 млрд рублей. В интервью «Вестнику» председатель совета директоров ООО «Экострой-Дон» Альфред Минин рассказал, что в состав мусороперерабатывающего кластера входят комплекс переработки твердых бытовых и промышленных отходов, комплекс генерации тепловой и электрической энергии, полигон захоронения ТБО и технопарк. Стоит добавить, что данный инвестор также займется реализацией Волгодонского МЭОКа. Неклиновский, Сальский и Морозовский МЭОКи стали инвестпроектами ООО «МБМ», российско-корейской корпорации, и ОАО «Региональная корпорация развития». Перерабатывать мусор Ростова-на-Дону и Мясниковского района будет ООО «Кадет», которое является инвестором Мясниковского МЭОКа. Срок по этому комплексу также обозначен второй половиной 2016 года. Планируемый объем инвестиций уже озвучен — 2,6 млрд рублей.

В Краснодарском крае динамика развития МЭОКов несколько иная: из 11 МОЭКов, которые были разработаны и спроектированы, инвестиции получили на сегодня только четыре. По информации краевого департамента ЖКХ, за счет средств краевого и муниципального бюджетов реализуются мероприятия по обеспечению инженерной инфраструктурой территории Тихорецкого экологического отходоперерабатывающего комплекса и строительству участка захоронения неутильной части ТБО. Благодаря краевой целевой программе «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта», реализуются мероприятия по строительству Белореченского межмуниципального полигона ТБО. Кроме этого определены инвесторы по Краснодарскому и Новороссийскому МЭОКам. Это ОАО «Мусороуборочная компания» и ООО «ТЕРРА-Н» соответственно. В прошлом году ОАО «Мусороуборочная компания» запустило первую очередь предприятия в районе х. Копанского мощностью 160 тыс. тонн. В соседней с Кубанью Республике Адыгея также появится МЭОК. По словам начальника республиканского Управления по охране окружающей среды, природнъм ресурсам и чрезвычайным ситуациям Сергея Колесникова, строительство майкопского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса «Технопарк» начнется в 2014 г. и завершится в 2019 году. Объем инвестиций — 400 млн рублей, а инвестором проекта значится ООО «МВМ». В Ставропольском крае пока нет проектов МЭОКов, но это не мешает краевым властям совместно с частными инвесторами запустить проект по мусоропереработке и мусоросортировке. По словам первого замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ Ставропольского края Виталия Шульженко, в Кочубеевском районе реализуется проект «Нанотехнологическое производство, комплексная переработка ТБО и КГМ». Сумма инвестиций составляет без малого 1 млрд рублей. На основе этих средств ООО «Стройиндустрия» планирует в течение 54 месяцев запустить новейший комплекс, который позволит сортировать до 270 тонн ТБО в сутки, перерабатывать ТБО в сырье, а также производить готовую товарную продукцию. Примечательно, что новейшие технологии позволят полностью отказаться от захоронения мусора.

Как привлечь инвестора?
Заявленные проекты в ЮФО — это лишь малая часть той потребности регионов в переработке и сортировке мусора, ведь, например, только в Краснодарском крае ежегодно образуется 2,5 млн тонн мусора. Кроме того, количество официальных полигонов для захоронения сокращается, здесь большую роль играют экологическая составляющая и законодательство. Проекты МЭОКов — хорошее предложение для инвесторов, которые смогут получить не только рентабельное производство с окупаемостью в 3-5 лет, но и софинансирование инвест-проекта в рамках концессионного соглашения.
Однако не все так гладко, как кажется на первый взгляд. В этой сфере есть целый ряд проблем и рисков, которые препятствуют привлечению инвесторов. Как утверждает генеральный директор ООО «Северокавказский институт экологического проектирования» Юрий Улезько, существует общая для всех проблема — земля. Уже в начале этого года по трем МЭОКам могло начаться проектирование, но возникла проблема с землей, которая находится в распоряжении муниципальных поселений, а их бюджеты не могут решить целый ряд необходимых мероприятий по приведению земли в нужную категорию и соответствующее назначение. Зарубежные инвесторы вообще не могут понять эту проблему и ждут результата, уже решив свои проблемы кредитного финансирования мероприятий, которые теперь откладываются. Инвесторы хотят получить государственные гарантии, в том числе и законодательно оформленные, о том, что правила игры не будут изменяться.
— Мне представляется, что главным инвестором в формирующуюся отходоперерабатывающую отрасль должно стать государство, — считает председатель Союза отходопереработчиков Краснодарского края Павел Кузнецов, — потому что это слишком крупный, многоплановый и долгосрочный проект. Однако это вовсе не исключает, а, наоборот, подразумевает участие в проекте предпринимателей и граждан страны при создании благоприятных инвестиционных и иных условий и всемерной поддержке государством предпринимательских и гражданских инициатив в рамках научно обоснованной долгосрочной государственной стратегии.

По мнению руководителя информационно-аналитического агентства Cleandex Антона Липатова, привлекательность МЭОКов для инвесторов сопряжена с рисками: «Риск связан с увеличением транспортного плеча. Очевидно, большей эффективности можно добиться строительством дополнительных мусоросортировочных станций, более близких к генераторам отходов, с целью оптимизации потоков отходов». Кроме того, отсутствие законодательства в этой сфере позволяет инвесторам скептически относиться к таким затратным проектам. С другой стороны, привлечь инвесторов в сферу переработки и сортировки мусора можно с помощью разного набора мер — политических, экономических и юридических.

Стимулировать инвестактивность чиновники предлагают с помощью изменения тарифной политики. В Минстрое РФ сейчас рассматривается инициатива по переводу услуги по сбору и вывозу ТБО из жилищной в коммунальную. Предполагается, что оплата данной услуги будет производиться по факту доставки мусора к месту утилизации. По мнению Павла Кузнецова, эта мера имеет лишь косвенное отношение к стимулированию. По его словам, необходимо направлять усилия на организацию эффективных систем раздельного сбора вторичных материальных ресурсов и производство из них продукции и энергии. Вот здесь долгосрочный государственный и муниципальный заказ на произведенные из отходов продукцию и энергию мог бы стать эффективным механизмом управления. Тарифное же регулирование услуги по сбору и вывозу отходов при существенном повышении стоимости такой услуги также может стать экономическим стимулом к отбору вторичного сырья и его вовлечению в хозяйственный оборот.
Повышение тарифов по захоронению отходов, которые сейчас составляют около 20% от стоимости услуги по сбору и вывозу мусора, может стать экономическим стимулом для развития мусоросортировки и мусоропереработки. По мнению Антона Липатова, стимулирования инвестиционной привлекательности можно добиться, установив договорные отношения непосредственно между генераторами отходов (УК, ТСЖ и проч.) и владельцами мусороперерабатывающих мощностей, то есть снизив роль транспортных компаний и ограничив их свободы по способам утилизации. С другой стороны, возможность введения запрета утилизации отходов, подлежащих вторичной переработке, оценивается экспертами как мера поддержки инвестиционных проектов, направленных на переработку вторсырья. В итоге практически все эксперты и руководители частных компаний связывают поступательные движения в этой сфере с внесением изменений и дополнений в закон «Об отходах производства и потребления», а также с реализацией целевых федеральных программ. Например, в рамках ФЦП «По ликвидации накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы» с объемом финансирования в 218 млрд рублей инвесторам предлагается на основе ГЧП стать участниками различных проектов, в том числе и в сфере переработки, сортировки и утилизации мусора.


Название проекта

Инвестор

Планируемая мощность, тыс. тонн/год

Инвестиции, ммлн руб.

Срок реализации проекта

Технология

1

Комплексная система обращения с отходами, Астраханская область

ГК «Экосистема», ЗАО «АПЭК»

3600

10000

н/д-2020

Мусоросортировка, мусоропереработка

2

Красносулинский МЭОК, Ростовская область

ООО «ЭкоСтрой-Дон»

600

3800

2014-2015

Мусоропереработка, сортировка с получением тепловой и электроэнергии

3

Мясниковский МЭОК, Ростовская область

ООО «Кадет»

400

2580

2014-2016

Мусоропереработка, сортировка с получением тепловой и электроэнергии

4

Мусороперерабатывающий комплекс, Краснодарский край

ОАО «Мусороуборочная компания»

320

650

н/д

Мусоропереработка и захоронение

5

Неклиновский МЭОК, Ростовская область

ООО «МБМ»

195

878,8

2014-2018

Мусоропереработка, сортировка с получением тепловой и электроэнергии

6

Нанотехнологическое производство, комплексная переработка ТБО и КГМ, Ставропольский край

ООО «Стройиндустрия»

182*

993

н/д

Мусоропереработка и преобразование ТБО в сырье

7

Тихорецкий МЭОК, Краснодарский край

ОАО «Сочинский мусороперерабаты-вающий комплекс»

150

250

2014

Мусоросортировка и мусоропереработка

8

Белореченский МЭОК, Краснодарский край

ОАО «Сочинский мусороперерабаты-вающий комплекс»

150

н/д

2013-н/д

Мусоросортировка и захоронение

9

Новороссийский экологический комплекс по обращению с отходами, г. Новороссийск

ООО «Терра-Н»

140

н/д

н/д

Мусоросортировка изахоронение

10

Майкопский МЭОК «Технопарк», Республика Адыгея

ООО «МВМ»

100

400

2014-2019

Мусоропереработка


* Исходя из данных по мощности, предоставленных инвестором. В суммарном расчете учитывался 20-часовой рабочий день.
а) Сортировка ТБО — 150-250-270 тонн/сутки;
б) переработка, преобразование ТБО в сырье — 120-200-250 тонн/сутки;
в) изготовление, производство готовой товарной продукции из сырья — 120-220-240 тонн/сутки с учетом добавок. Планируемая мощность регламентируется рабочим временем 8-16-20 часов.

Как мы считали
В рейтинг вошли инвестпроекты мусороперерабатывающих и мусоросортировочных предприятий, которые реализуются в Астраханской, Ростовской областях, Ставропольском и Краснодарском краях, а также в Республике Адыгея. Основанием для ранжирования является планируемая мощность. Данные предоставлены инвесторами, отраслевыми министерствами и департаментами, курирующими данный вопрос в регионах. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.

Логотип Вестник Строительство