Большая стекольная тройка

Большая стекольная тройка

AGC Glass, «Салаватстекло» и Guardian выпускают около 45% всего стекла в России

За последние 5 лет отечественный рынок стекла оставался практически неизменным и даже немного просел (на 2,2 млн тонн). Производители, интенсивно открывая новые производства и наращивая мощности с середины 2000-х, затем сосредоточились на повышении эффективности и выпуске высокомаржинальной продукции. Тройка лидеров остается неизменной: AGC Glass, «Салаватстекло» и Guardian — и близко не подпускает конкурентов, производя почти половину всего листового стекла в России.
К настоящему моменту рынок стекла в России устоялся: в 2018 году он упал на чисто символические 0,2%, а за первое полугодие 2019-го вырос на 2% (было произведено 162,9 млн кв. метров листового стекла). Президент СтеклоСоюза России Виктор Осипов отмечает, что стекольная промышленность России с 2000 года прошла процесс масштабной модернизации и расширения производственных мощностей. В страну пришли крупные транснациональные игроки, и уже к 2010 году сектор нарастил мощности выпуска вдвое (с 83 млн до 160 млн тонн). «Производители стекла продолжали наращивать производство, и на рынке стали появляться признаки перенасыщения, а потом грянул кризис, который очень негативно сказался на всей строительной отрасли и, как следствие, на производителях стройматериалов», — рассказывает Виктор Осипов. При этом эксперт отмечает, что стекольная промышленность в процессе жесточайшей конкурентной борьбы стала одной из самых технологичных и современных в России, что подтверждается востребованностью отечественной продукции на международном рынке — сегодня не менее 10% стекла идет на экспорт (в страны ЕАЭС и Евросоюза). «Наше стекло выпускается на современных высокотехнологичных автоматизированных линиях и отвечает всем международным стандартам. А наличие сырьевой базы для производства и относительно дешевых энергоресурсов делает российскую продукцию весьма привлекательной по соотношению «цена — качество», — поясняет эксперт.

Тренд — на увеличение маржинальности
Если в натуральном выражении стекольный рынок России уже довольно продолжительный период находится в определенной стагнации, то в денежном продолжает расти — в среднем на 12-15% в год. Как отмечают специалисты, основным драйвером этого тренда является технологичность самого стекла. «Характеристики энергоэффективности светопрозрачных конструкций выросли в разы по сравнению с теми решениями, которые применялись даже 15 лет назад. Технологии производства архитектурного стекла, применяемые в настоящее время, позволяют строить полностью стеклянные оболочки и не бояться промерзания и конденсата в холодное время года и тепличной духоты летом — стекло может эффективно решать эти задачи, хотя несколько лет назад эти проблемы являлись сдерживающим фактором», — объясняет продакт-менеджер SP Glass Александр Круглов.

Дополнительным фактором роста рынка является очень активная маркетинговая деятельность и разъяснительная работа, которую производители стекла ведут с реальными и потенциальными потребителями. Как отмечает Александр Круглов, знания участников строительного рынка о стекле зачастую поверхностны, лишь у узкого круга специалистов есть понимание тонкостей переработки и требований безопасности, поэтому производители стекла проводят колоссальную работу с девелоперами и строителями, зачастую выступая бесплатными консультантами в сфере архитектуры и инжиниринга зданий. «Часто строители просто не знают о возможностях светопрозрачных конструкций, об их функционале и преимуществах. Ведь стекло может иметь теплотехнические данные практически кирпичной стены, при этом, в отличие от кирпича, пропускать в помещение естественный свет. Так же активно работают с рынком и производители сопутствующих материалов — поставщики алюминиевых систем — каркаса, на котором чаще всего закреплено стекло, и поставщики инженерных систем — отопления и вентиляции», — говорит Александр Круглов.

Эксперты отмечают, что покупатель стал разборчивее и хочет знать, что именно он покупает. В связи с этим очевиден еще один тренд — рынком востребованы экономичные решения без потери эффективности. С ростом популярности стекла как строительного материала растут производственные мощности и сокращается себестоимость. В результате многофункциональное покрытие сегодня стоит в несколько раз дешевле, чем, например, еще 7-10 лет назад.

Будущее — за специализированной продукцией
Что касается долгосрочных тенденций рынка стекольной продукции для строительных нужд на последующие несколько десятилетий, то, как говорят специалисты, они неизбежно будут совпадать с общемировыми. «Я охарактеризовал бы их в целом как существенное расширение спектра предлагаемых решений под разнообразные специфические применения. Это, например, smart-стекла с изменяемой и опционально контролируемой степенью светопропускания для светопрозрачных строительных конструкций; «экологически дружелюбные» стекла, такие как bird-friendly или low bacteria growth, стеклянные изделия для фасадного остекления; стеклосодержащие материалы с измененным спектром пропускания электромагнитного излучения диапазонов, отличных от видимого, такие как, например, армированные строительные композиты с повышенной радиопрозрачностью и т.п. Технологически это потребует от поставщиков соответствующего расширения парка промышленного оборудования и подходов ко всей карте производства», — говорит заместитель начальника цеха покрытий по НИОКР Pilkington Glass Russia Дмитрий Бернт. — Ожидается, что все большее распространение будут получать процессы производства и переработки сверхтонкого рулонного стекла, изготовления многокомпонентных и композиционных материалов, таких как полимерно-керамические ламинаты и стекломасса с модификацией ближнего порядка наноразмерными добавками, сложные стеклосодержащие композиты, получаемые аддитивными способами, в т.ч. с применением подходов «индустрии 4.0».

Безальтернативные лидеры
Лидеры российского рынка стекла — это современные и мощные производства, в оснащение которых вложены десятки миллионов долларов. Так, согласно данным аналитического центра МИД «ЕвроМедиа», крупнейшим производителем является AGC Glass. Бельгийская компания пришла на российский рынок в 1997 году, купив одно из самых передовых на тот момент производителей — Борский стекольный завод. В 2004 году компания построила предприятие в г. Клин (Московская область), доведя таким образом общую мощность выпускаемой продукции до 2800 тыс. тонн в сутки (1200 в Бору и 1600 в Клину).
Лишь немного по объему выручки в России AGC Glass проигрывает его главный глобальный конкурент Guardian Industries. Американская компания также имеет в нашей стране два производственных подразделения (в Рязани и Красном Сулине Ростовской области) общей мощностью 1600 тонн готовой продукции в сутки. «Салаватстекло», чьи производственные площадки расположились в Башкортостане и Саратовской области, — крупнейший производитель стекла, не входящий в международные корпорации. Мощность головного завода в г. Салавате — около 1100 тонн в сутки. 

10 крупнейших производителей строительного стекла России
Производитель Регион Продукция Выручка 2018 (млн руб.)
1 AGC Glass (ООО «Эй Джи Си Флэт Гласс Клин») Московская область, Нижегородская область Флоат-стекло, стекла с напылениями, гнутое стекло, стеклопакеты, ламинированное стекло (шумозащитное, декоративное, пожаростойкое, pvb), матовые стекла, окрашенные стекла, узорчатые стекла, стекло с шелкографией, зеркала, армированные стекла, автомобильные стекла 12 298
2 Guardian Industries (ООО «Гардиан Стекло Рязань», ООО «Гардиан Стекло Ростов») Ростовская область, Рязанская область Флоат-стекло, антибликовое стекло, антиконденсационное стекло, высокоселективное стекло, зеркало, диэлектрическое зеркало, звуко- и теплоизоляционное стекло, закаленное стекло, ламинированное стекло, низкоэмиссионное стекло, химически травленое стекло 11 117
3 «Салаватстекло» Республика Башкортостан Стекло листовое, стекло окрашенное в массе, стекло архитектурное, стекло низкоэмиссионное, стекло закаленное многослойное, стеклопакеты, стеклотара, стекло натриевое жидкое 9 269
4 NSG Group (Pilkington) ООО «Пилкингтон Гласс» Московская область Флоат-стекло, ламинированное стекло (шумозащитное, декоративное, пожаростойкое), многослойное стекло, стеклопакеты, стекла с системой самоочищения, автомобильные стекла 5 420
5 Şişecam Flat Glass (ЗАО «Тракья Гласс Рус») Республика Татарстан Флоат-стекло, зеркало, окрашенное стекло и автомобильное стекло 4 659
6 «Саратовстройстекло» Саратовская область Конфигуратор стеклопакетов, стекло листовое бесцветное и особо прозрачное, стекло с многофункциональным мягким покрытием, стекло с низкоэмиссионным мягким покрытием 4 038
7 Каспийский ЗЛС Республика Дагестан Бесцветное листовое стекло 3 600
8 Стекольный завод «Символ» (ООО «Экспо Гласс») Владимирская область Листовое стекло, автомобильное стекло, стеклопакеты, многослойные ударостойкие стекла, тепличное, приборное и тонированное стекло, стеклобутылки, сувенирные изделия из стекла 1 613
9 Саратовский институт стекла Саратовская область Декоративное стекло, листовое высокопрозрачное стекло, рефлектное листовое стекло, тонированное в массе листовое стекло, стеклопакеты, транспортное стекло 770
10 Гусевский стекольный завод имени Ф.Э. Дзержинского Владимирская область Листовое стекло (стекло безосколочное многослойное повышенной прочности для транспортных средств, архитектурно-строительный триплекс (прозрачный и окрашенный), зеркала, стекло очковое, стекло защитное для приборов общепромышленного применения), продукция из кварцевого стекла 259
Как мы считали
В рейтинг вошли крупнейшие российские производители строительного стекла, основанием для ранжирования является выручка за 2018 год. Информация для составления рейтинга предоставлена самими компаниями, в случае непредоставления данных — с корпоративных сайтов, из официальных отчетов, публичных выступлений топ-менеджмента компаний, а также из системы финансового мониторинга СБИС. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. 
Логотип Вестник Строительство