Лидерство на инновациях и экспорте

Крупнейшие компании по производству строительных материалов ищут свои индивидуальные рецепты выхода из рецессии

23.01.2020
Яндекс.Дзен Instagram
Сложная ситуация, в которой оказался строительный комплекс, напрямую влияет и на его главных поставщиков — производителей стройматериалов. Очевидно, что если не растет объем строительства, то не будет расти и рынок материалов для него. Однако не все так просто: производители строительных материалов научились использовать свои конкурентные преимущества, заходят на смежные рынки и повышают маржинальность, чтобы расти в выручке, даже если не получается расти в объемах. В итоге отдельные сектора стройматериалов растут даже на фоне стагнирующей стройки, причем довольно неплохими темпами.

Промышленность стройматериалов, как отмечает большинство представителей рынка, переживает не самые простые времена. По итогам 2019 года, как ожидается, объем жилищного строительства по сравнению с 2018 упадет на 0,5-1%, и это будет четвертый год падения. Промышленность строительных материалов чутко реагирует на эти показатели, снижая загрузку собственных мощностей.

Председатель совета Ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций» (НОПСМ) Александр Ручьев говорит, что реформирование долевого строительства, которое проводит правительство, неизбежно приведет к снижению ввода жилья. Это тренд долгосрочный, соответственно, за снижением объема ввода будет снижение во всей строительной отрасли, индустрии стройматериалов и в других смежных сферах. При этом эксперт отмечает, что сейчас строители заинтересованы строить быстро и эффективно, а у покупателя появился выбор, и делает он его зачастую в пользу проектов, выполненных из качественных инновационных строительных и отделочных материалов. «Конкуренция нарастает — это всегда двигает отрасль вперед», — говорит Александр Ручьев.
При этом стоит отметить и еще один позитивный для промышленности стройматериалов факт: другие сегменты — дорожное, промышленное строительство — чувствуют себя гораздо лучше, а по нацпроектам наращивается объем возведения социальных объектов. Росстат в 2018 году отчитался о рекордном росте объема работ по строительству в денежном выражении за последние 10 лет — 5,4% (до 8,4 трлн рублей). Таким образом, можно говорить, что возможности для роста и развития у предприятий по выпуску стройматериалов есть — нужно лишь их грамотно использовать.

Клиент всегда прав
Производитель строительной техники Liebherr, у которого несколько локализованных производств в России, фиксирует отложенный спрос на поставку портовой, крановой и бетоносмесительной техники по крупным контрактам, связанным с инфраструктурными проектами, и ожидает рост объема заказов по итогам 2019 года до 6-7%. Главным фактором этого роста, по словам генерального директора ООО «Либхерр-Русланд» Николая фон Зеела, станут крупные инфраструктурные проекты. «Мы стараемся чутко реагировать на потребности рынка и наших клиентов, чтобы шел постоянный рост. К примеру, два года назад в России хорошо продавалась горная техника, в этом году крупный прирост мы ожидаем в области портовых кранов и перевалки», — отмечает он.
Клиентоориентированность — главный фактор конкурентоспособности, когда рынок находится в стагнации или растет медленно. «Потребителям в сегменте промышленно-гражданского строительства и малоэтажном строительстве не интересен сам по себе отдельный продукт, — говорит вице-президент компании «ТЕХНОНИКОЛЬ» Евгений Войлов. — Они не хотят быть исследователями и отправляться на поиски материалов, сочетающихся друг с другом наиболее эффективно. Клиентам важно решить строительную задачу в комплексе. Мы, к примеру, берем разработку комплексных систем на себя, предлагаем готовые решения, в которых все элементы уже подобраны с точки зрения экономической эффективности, долговечности и технологичности монтажа. Потребителям остается лишь выбрать из предложенных уже взвешенных и протестированных систем. Ярким примером таких решений является, например, система по устройству УШП (фундамента по типу «утепленная шведская плита») или же система штукатурных фасадов. В них все комплектующие подобраны специалистами. «Трендом последнего времени становятся бесстяжечные системы для устройства кровель. Они уже набирают популярность, особенно при строительстве и капитальном ремонте многоквартирных домов и крупных объектов», — добавляет Войлов.

«Рынок модернизируется, мы живем в ситуации постоянного вызова. Подход к стройке изменился, люди, с одной стороны, хотят получить гарантированное качество за свои деньги, а с другой стороны, те, для кого вопрос качества не приоритетен, хотят получить обоснованную экономическую выгоду», — говорит коммерческий директор «Компании Металл Профиль» Максим Лопатин.

Те же производители металлической кровли, как отмечают эксперты, расширяют свое присутствие на рынке не только за счет чисто потребительских свойств продукции, но и за счет очевидного эстетического превосходства. Производители стали делать упор на модифицированный полиэстер, который придает материалу интересный внешний вид, и подчеркивают это названиями: «стальной бархат», «вельвет», «шелк» и т.п. «Если раньше покрытие выполняло в первую очередь защитную функцию, работающую на долговечность, то теперь на первый план выходит функция внешней привлекательности по более приемлемой цене. Производители активно экспериментируют с внешним видом материалов: металлочерепицу предлагают с новой формой профилей, сайдинг — с имитацией дерева, камня и т.д. За счет новых форм расширяется ассортимент навесных фасадов: появились и активно завоевывают рынок линеарные панели, панели с эффектом 3D и т.д.», — рассказывает директор по исследованиям Abarus Market Research Вера Никольская.

Для своих и чужих
Еще одна тенденция — производители материалов активно идут на смежные рынки, а также, пользуясь в том числе и создаваемыми властями протекционистскими условиями, выдавливают с рынка иностранную продукцию. Так, та же «ТЕХНОНИКОЛЬ» в прошлом году вышла на рынок технической теплоизоляции — это огнезащита, утепление трубопроводов и т.д. В корпорации рассказывают, что в 2018 году производитель закупил для завода по производству каменной ваты в Хабаровске оборудование, позволяющее выпускать судостроительную изоляцию. Оно, по словам представителей компании, предназначено для каширования плит из каменной ваты стеклотканями и пока не имеет аналогов на российском рынке. Первым заказом для завода стало изготовление судостроительной изоляции для двух больших паромов и четырех ледоколов-снабженцев для нужд региона. Не так давно «ТЕХНОНИКОЛЬ» вложилась в производство монтажной пены. «За каких-то два года мы сумели серьезно укрепиться в этом сегменте, — рассказывал генеральный директор ППК «ТЕХНОНИКОЛЬ» Владимир Марков. — Если раньше в данном сегменте превалировали зарубежные производители, то в 2018 году отечественные продукты заняли уже около 50% рынка, большую роль в этом сыграло и производство нашей компании».
Предприятия стекольной промышленности нашли выход в постоянном наращивании экспорта, причем не только в хорошо освоенные российскими предприятиями страны Евразийского экономического союза, но и в Европу. Дело в том, что производство стекла крайне энергоемко, а наши производители приобретают электроэнергию по значительно более привлекательным ценам, нежели их конкуренты в ЕС. Порядка 10% произведенной стекольными заводами продукции идет на экспорт, а сама отрасль во многом благодаря этому сильно выросла, но сейчас стабильна — в этом году рост составит около 2%. 

Топ-30 производителей строительных материалов России 

Название

Что производит

Выручка в 2018 году (млн руб.)

1

1 «ТЕХНОНИКОЛЬ»

Теплоизоляционные материалы, гидроизоляционные и кровельные битумно-полимерные мембраны

91,9

2

2 «Евроцементгруп»

Цемент, бетон

58,0

3

«Металл профиль»

Металлочерепица, фасадные материалы, сэндвич-панели

55,1

4

Knauf

Гипсокартонные листы, сухие строительные смеси, тепло- и энергосберегающие изоляционные материалы

35,1

5

АО «БетЭлТранс»

Железобетонные изделия, бетон

28,9

6

«Газметаллпроект»

Цемент, бетон

24,0

7

AGC Glass

Листовое стекло

22,0

8

LafargeHolcim

Цемент, нерудные материалы

20,5

9

«Первая нерудная компания»

Щебень

20,1

10

Saint-Gobain

Сухие строительные смеси, гипс, изоляция, абразивные материалы, звукопоглощающие панели и потолки

15,4

11

ООО «Керама Марацци»

Производство керамических плит и плиток

14,5

12

Dyckerhoff

Цемент, бетон

14,0

13

«Роквул»

Теплоизоляционные, звукоизоляционные и огнезащитные материалы

13,6

14

«Асфальтобетонный завод-ВАД»

Асфальтобетон, битумные смеси

13,4

15

«Сибирский цемент»

Цемент, бетон

13,0

16

«Востокцемент»

Цемент, минеральный порошок

12,6

17

АО «Боровичский комбинат огнеупоров»

Огнеупорные материалы

12,4

18

АО «ЛСР. Базовые материалы»

Щебень, песок

12,2

19

ООО «НВ-Трейд»

Цемент

11,8

20

ООО «КарелПриродРесурс»

Щебень

11,7

21

ООО «Ренстройдеталь»

Цемент, бетон, гипс

11,3

22

ООО «Хайдельбергцемент Рус»

Бетон, цемент, огнеупорные изделия

11,3

23

Guardian

Флоат-стекло, антибликовое стекло, антиконденсационное стекло, высокоселективное стекло, зеркало, диэлектрическое зеркало, звуко- и теплоизоляционное стекло, закаленное стекло, ламинированное стекло, низкоэмиссионное стекло, химически травленое стекло

11,1

24

Tikkurila

Краски, лаки, грунтовки, шпатлевки, текстурные покрытия, антисептики

11,0

25

АО «Себряковцемент»

Бетон, цемент, известь

10,9

26

ООО «Мечел-Материалы»

Металлопрокат, арматура, катанка

9,9

27

«Хенкель Россия»

Сухие бетонные смеси, сухие строительные смеси, герметики, монтажная пена

9,5

28

АО «СалаватСтекло»

Листовое стекло, минеральные тепло- и звукоизоляционные материалы и изделия

9,3

29

ОАО «Мордовцемент»

Бетон, цемент, щебень, минеральный порошок и известняковая мука

9,2

30

ООО «Южно-уральская горно-перерабатывающая компания»

Цемент, известняк, щебень

8,7

Как мы считали
В рейтинг вошли крупнейшие российские производители строительных материалов всех видов, основанием для ранжирования является выручка за 2018 год. Информация для составления рейтинга предоставлена самими компаниями, в случае непредоставления данных — с корпоративных сайтов, из официальных отчетов, публичных выступлений топ-менеджмента компаний, а также из системы финансового мониторинга СБИС. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.
Авторы: Сергей Семенов