В ожидании больших денег

Крупные автодорожные компании в ближайшие пять лет планируют существенно нарастить объемы выполняемых работ



19.11.2019
Яндекс.Дзен Instagram
В ближайшие пять лет государство собирается потратить на дорожное строительство и приведение дорог к нормативу гигантскую сумму — более чем 4 трлн рублей. Участники рейтинга «Топ-30 автодорожных компаний России», подготовленного аналитическим центром МИД «ЕвроМедиа», рассчитывают не только удержать свои позиции, но и существенно нарастить портфель заказов. Для этого они укрепляют материально-техническую базу, привлекают на работу высокопрофессиональные кадры и внедряют в работу инновационные технологии строительства и ремонта дорог.

Дорожное строительство провозглашено властями России одним из главных приоритетов развития страны, что подкреплено соответствующими решениями на бюджетном уровне. По оценке аналитиков, рынок дорожно-мостового строительства в последние несколько лет растет не менее чем на 15%. В 2018 году общий объем выполненных дорожными компаниями страны работ оценивался в 620 млрд рублей, что на 19,6% больше, чем годом ранее.

Нацпроект в помощь
Темпы роста дорожного строительства, а значит, и заработков дорожников, будут расти и в дальнейшем. С этого года начал действовать национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в рамках которого на дороги до 2024 года предусмотрено 4,4 трлн рублей, а в рамках «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» будет освоено еще порядка 665 млрд рублей. Планируется реализация нескольких крупных проектов федерального масштаба, среди которых возведение моста через Лену в Якутии, строительство ЦКАД в Москве, трассы Туапсе — Сочи, участка трассы Западная Европа — Китай от Москвы до Казани в объезд Тольятти и другие. Большой объем работ предусмотрен не только на федеральных объектах — одной из приоритетных задач нацпроекта является приведение в нормальное состояние именно трасс регионального значения: к 2024 году протяженность нормативных региональных дорог в России должна достигнуть 50,9% с нынешних 43,1%. Все это многомиллиардные заказы для дорожных компаний.

Тендерные короли
Самые лакомые куски пирога, вероятно, достанутся участникам рейтинга «Топ-30 автодорожных компаний России», составленного аналитическим центром МИД «ЕвроМедиа». Таким, например, как ПАО «Мостотрест», которое в 2018 году выиграло все крупные тендеры, где принимало участие. В их числе — тендеры на строительство нового участка Сокольнической линии московского метрополитена от станции метро «Саларьево» до станции метро «Столбово» (40,8 млрд руб.) и тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой транспортной развязки в районе ТПУ «Столбово» (27,5 млрд руб.).
Абсолютный лидер дорожного и инфраструктурного строительства, как рассказали в компании, по выручке остался на уровне 2017 года, зато увеличил свою долю на рынке — с 14,6 до 15%. Бэклог (портфель подтвержденных заказов) компании на начало текущего года составил 275,1 млрд рублей, пополнившись за 2018 год новыми проектами на 193,3 млрд рублей.
«Мостотрест» также продолжает реализацию целого ряда комплексных проектов по развитию транспортной инфраструктуры, таких как строительство нескольких участков скоростной автодороги М-11 «Москва — Санкт-Петербург», строительство и реконструкция участков автодороги М-4 «Дон», строительство транспортного перехода через Керченский пролив и др.
На втором месте рейтинга обосновалось ООО «СГМ-Мост», дочернее предприятие одного из крупнейших строительных подрядчиков «Газпрома» — компании «Стройгазмонтаж», выручка которого в основном сгенерирована за счет работ по строительству Крымского моста.
Замыкает тройку лидеров дорожного строительства России ЗАО «Высококачественные автомобильные дороги», в 2018 году показавшее выручку в 80,9 млрд рублей. Как рассказали в компании, в минувшем году общая протяженность введенных в эксплуатацию автомобильных дорог составила 753,3 км. Ключевые объекты — работы на трассе «Таврида» в Крыму, строительство транспортного обхода г. Вологды, строительство автодороги А-121 «Сортавала», реконструкция участка федеральной автомобильной дороги А-181 «Скандинавия» Санкт-Петербург — Выборг — граница с Финляндской Республикой, строительство второй очереди набережной Макарова в Санкт-Петербурге. 

Топ-30 автодорожных компаний России

Название компании

Регион головного офиса

Выручка по итогам 2018 года (млрд рублей)

1

ПАО «Мостотрест»

Москва

183,3

2

ООО «СГМ-Мост»

Москва

118,5

3

АО «ВАД»

Вологодская область

80,9

4

Дорожно-строительная компания «Автобан»

Москва

44,9

5

АО «Мостострой-11»

Тюменская область

30

6

ООО «Дорожная строительная компания»

Тверская область

17,6

7

АО «Донаэродорстрой»

Ростовская область

16,4

8

АО «Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие»

Тюменская область

16,2

9

ООО «Мостдорстрой»

Тюменская область

15,6

10

ОАО «Новосибирскавтодор»

Новосибирская область

13

11

АО «Южуралмост»

Челябинская область

11,9

12

ЗАО «Пилон»

Санкт-Петербург

11

13

АО «ПО «Росдорстрой»

Новгородская область

10,4

14

ООО «УК «Бамстроймеханизация»

Москва

10,3

15

ФГУП «Главное военно-строительное управление N°7»

Москва

9,5

16

АО «Труд»

Иркутская область

9,19

17

АО «Асфальт»

Амурская область

8,6

18

ОАО «Ямалтрансстрой»

Ямало-Ненецкий автономный округ

8,2

19

ООО «Самаратрансстрой»

Самарская область

7,33

20

АО «Уралмостострой»

Республика Башкортостан

7,04

21

ЗАО «АБЗ-Дорстрой»

Санкт-Петербург

6,6

22

АО «Татавтодор»

Республика Татарстан

6,37

23

АО «Примавтодор»

Приморский край

6,54

24

ГПСК «Возрождение»

Санкт-Петербург

6,5

25

ОАО «Алексеевскдорстрой»

Республика Татарстан

5,58

26

ООО «Уренгойдорстрой»

Ямало-Ненецкий автономный округ

5,3

27

ОАО «Каздорстрой»

Республика Татарстан

5,27

28

АО «УСК «Мост»

Москва

5,2

29

АО «Трест «Уралтрансспецстрой»

Свердловская область

5,13

30

АО «Трест «Камдорстрой»

Республика Татарстан

4,51

Как мы считали
В рейтинг вошли крупнейшие в России организации, специализирующиеся на строительстве, ремонте и обслуживании автомобильных дорог и автодорожной инфраструктуры. Основанием для ранжирования послужил объем выручки в рублях по итогам 2018 года. Информация для рейтинга предоставлена самими компаниями, а в случае непредоставления информации взята из официальных годовых отчетов, сайтов автодорожных предприятий и региональных органов власти, а также из системы СБИС. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.
Авторы: Сергей Семенов