И реформировать, и модернизировать

С такими задачами для отрасли подошел НОПРИЗ к пятилетнему юбилею


16.08.2019
Яндекс.Дзен Instagram
В ноябре 2019 года исполняется 5 лет со дня образования НОПРИЗ, которое произошло путем слияния Национального объединения проектировщиков и Национального объединения изыскателей. Новое объединение сохранило и продолжило лучшие традиции обоих профессиональных сообществ, защищая их интересы под эгидой одного национального объединения. Об итогах первой пятилетки и о планах на будущее рассказал «Вестнику» народный архитектор России, президент НОПРИЗ Михаил Посохин.
Михаил Посохин.jpg
Михаил Михайлович, пятилетний юбилей НОПРИЗ, пусть и формальный, — это время подводить итоги. Что глобального сделано за эти годы?
Мы провели колоссальную работу по совершенствованию вопросов изысканий и проектирования в условиях саморегулирования. Участвовали в реформе системы саморегулирования, в разработке и согласовании знаковых отраслевых законов. Системно и продуктивно работали с профильным министерством строительства и ЖКХ, Советом Федерации, Государственной думой РФ, администрациями регионов и городов. За пять лет объединением проведена значительная работа в сфере дополнительного профессионального образования. Для более эффективной и полномасштабной реализации данных направлений на базе НОПРИЗ сейчас создается Совет по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования. Минстрой России, Союз архитекторов России, Российская академия архитектуры и строительных наук и многие другие организации поддержали нашу инициативу в данном направлении.

Какие задачи стоят перед национальным объединением сегодня?
Сегодня мы продолжаем кардинальный этап реформирования и модернизации, который заложен в основу национального проекта «Жилье и городская среда». Этот проект затрагивает все сферы градостроительной, изыскательской, проектной и строительной деятельности, не говоря о жилищно-коммунальном хозяйстве. Наша задача — переход к полному формату жизненного цикла объектов капитального строительства. Ведь качественное проектирование служит базой для инвестиционной привлекательности объекта. На проектной стадии закладываются основы не только качества и сроков строительного процесса, но и продолжительности, стоимости эксплуатации такого объекта. Сформировать полную картину, а именно создать цифровую модель объекта и сопровождать ее на протяжении всего жизненного цикла, невозможно без современных технологий. Соответственно, повсеместный переход к информационному моделированию — одна из задач национального объединения по реформированию и модернизации отрасли. А практика применения этих технологий, совершенствование законодательной и нормативно-технической базы проектной деятельности с учетом предложенных новаций — важнейший вопрос для нашего профессионального сообщества. Впереди нас ждет большая работа по подготовке и переподготовке специалистов. По разработке и внедрению программных продуктов. По формированию цифровых библиотек — баз данных. Однако нельзя забывать о том, что новые технологии — это лишь инструмент, оптимизирующий технологические процессы и позволяющий провести оценку экономической эффективности проекта. Например, сократить и оптимизировать сроки строительства. Снизить расходы на эксплуатацию объекта. И никакие новые технологии не заменят профессионала в творческом процессе. Об этом следует помнить всегда.

То есть цифровизация плотно входит в профессиональную жизнь созидателей?
В Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года есть раздел, посвященный цифровизации и типовому проектированию. По поручению Минстроя России НОПРИЗ является ответственным за этот раздел. К решению задачи мы привлечены как профессионалы и предприниматели, заинтересованные в совершенствовании процессов изысканий и проектирования. Потому что на собственном опыте понимаем и оцениваем все плюсы и минусы как формируемой системы экспертизы проекта, так и проводимой государственным регулятором политики преобразования конкурсных процедур и ценообразования. Мы провели реформирование системы саморегулирования, а теперь необходимо модернизировать строительную отрасль, повысить качество возводимой продукции и обеспечить выполнение договорных обязательств со всей ответственностью. Но эффект достижим только при синхронизации усилий всего профессионального сообщества.

Реформа системы саморегулирования решила все наболевшие вопросы?
В саморегулировании достигнуто много позитивных перемен: обеспечена информационная открытость всех СРО и большинства ее членов, сформирована работоспособная система допуска к выполнению строительных работ, создана система компетентных органов в строительной сфере, обеспечена защита общественных интересов СРО и их членов, повышен авторитет участников профессионального сообщества. Он проявляется в приглашении представителей строительных организаций и СРО для участия в общественных советах при Минстрое России и Ростехнадзоре, при проведении совещаний в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти, палатах Федерального Собрания РФ, органах представительной исполнительной власти субъектов Федерации. Также обеспечивается взаимодействие саморегулируемых организаций и их членов с общественными организациями, такими как РСС, РСПП, ТПП РФ, «Опора России» и др. Создана система непосредственного участия строительного сообщества в совершенствовании строительного законодательства и документов технического регулирования. Сделано очень многое. Институт саморегулирования в строительной сфере состоялся. Некоторые функции и полномочия, предоставленные саморегулируемым организациям, реализуются не в полной мере: не хватает отдельных полномочий или они излишне забюрократизированы. Это касается исключения из членов СРО или применения мер дисциплинарной ответственности к руководителям СРО. Однако это нормально. Институт саморегулирования реально работает в экономике страны почти 10 лет и как любая система требует постоянного совершенствования.

Сегодня НОПРИЗ разрабатывает кардинально новую концепцию формирования приоритетных направлений своей деятельности на ближайшие 4 года. В чем будут принципиальные отличия?
Концепция приоритетных направлений развития изыскательской и проектной деятельности в условиях саморегулирования разрабатывается с учетом многих параметров: поручений президента и Правительства РФ, развития института саморегулирования, и, конечно же, потребностей профессионального сообщества. В разработке концепции для достижения целей саморегулирования мы ориентируемся на решение нескольких групп задач. Первая группа — это качественное функционирование СРО. Здесь необходимо постоянное совершенствование законодательства: системы технического регулирования, деятельности институтов инфраструктуры СРО, взаимодействия СРО с органами власти регионов и муниципальных образований, разработка и утверждение документов в соответствии с требованием статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации. А также нужен контроль над соблюдением членами СРО требований этих документов и внедрения SIM-технологий (specialist information model) в деятельность СРО. Вторая группа задач — качественная работа проектных, изыскательских, строительных организаций (членов СРО). Для этого надо обеспечить членам СРО необходимые знания, повышение уровня профессионализма, ввести оценки квалификации специалистов и сертификацию систем менеджмента качества организаций, не забывая о внедрении технологий информационного моделирования и, конечно же, страхования рисков и ответственности, решения споров. Третья группа задач — создание единой информационной системы организаций строительного комплекса, СРО, национальных объединений с целью мониторинга и принятия эффективных решений института саморегулирования в строительной сфере. Вот эти указанные группы задач и пути их решения отражены в Концепции. Сегодня документ прошел успешное обсуждение в комитетах НОПРИЗ и на заседаниях круглых столов, проводимых профессиональным сообществом во всех регионах России.

За национальным объединением остается разработка закона «Об архитектурной деятельности». В какой стадии эта работа?
Сегодня федеральным законодательством не определен статус главного архитектора субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Порядок назначения, полномочия и ответственность главного архитектора, как правило, определяются только распоряжением главы региона либо муниципального образования. И, как показывает практика, зачастую главными архитекторами становятся лица, не имеющие не только архитектурного, но и даже строительного образования. Градостроительство, как одна из общественно значимых сфер деятельности, практически лишена целостной системы управления. Отсутствует и сам центр управления или регулирования градостроительной деятельности. Усугубляет проблему нехватка квалифицированных кадров. Необходимы срочные меры по ликвидации дефицита специалистов-градостроителей различного профиля, которых, по самым примерным расчетам, необходимо более 50 тысяч. Особое внимание должно быть проявлено к закреплению кадров на местах. Судите сами. Сегодня Москва успешно выполняет поручение президента РФ по формированию комфортной городской среды. Этот проект был назван в числе приоритетных. Очевидно, что если создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности населения страны — это государственная политика, то у специалистов, ответственных за ее реализацию, должны быть соответствующие полномочия. А таких полномочий определенно не хватает главным архитекторам в регионах. По данным Минстроя России, поручение президента страны полностью выполнили в 68 регионах. 10 субъектов РФ продолжают эту работу. А 6 регионов не выполнили поручение по причине отсутствия должности главного архитектора в штатной структуре органов власти этих субъектов. Со своей стороны за последние годы архитектурное сообщество провело колоссальную работу в части повышении статуса архитекторов. Разработана Концепция проекта нового федерального закона «Об архитектуре», согласованная с Союзом архитекторов России, Российской академией архитектуры и строительных наук, саморегулируемыми организациями проектной сферы, научными организациями и вузами Москвы. На основании разработанной Концепции НОПРИЗ совместно с Минстроем России осуществляют разработку законопроекта «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», который предлагает принципиальные решения, направленные на комплексное законодательное урегулирование основных проблем архитектурной деятельности и корректного сопряжения этой деятельности с деятельностью в сфере градостроительства, усиление роли архитектора, повышение его профессионального статуса и ответственности за формирование привлекательного архитектурного облика, надежности и удобства использования зданий и сооружений, общественных пространств городов и иных поселений. 

Топ-30 крупнейших СРО РФ в проектировании и изысканиях

Место

Название организации

Местонахождение головного офиса

Количество членов

1

СРО Ассоциация «Инженерные изыскания в строительстве»

г. Москва

1493

2

Ассоциация «Объединение проектировщиков «ПроектСити»

г. Москва

1376

3

АС «Объединение проектировщиков «УниверсалПроект»

г. Москва

1367

4

Ассоциация ЭАЦП «Проектный портал»

г. Москва

1346

5

СРО Ассоциация «Объединение ГрадСтройПроект»

г. Москва

1241

6

Ассоциация проектировщиков «СтройОбъединение»

Ленинградская область, г. Гатчина

1171

7

СРО Ассоциация проектировщиков «Содействия организациям проектной отрасли»

г. Москва

1168

8

Ассоциация СРО «МежРегионПроект»

г. Санкт-Петербург

1140

9

Ассоциация Саморегулируемая организация «МежРегионИзыскания»

г. Санкт-Петербург

1109

10

Ассоциация инженеров-изыскателей «СтройИзыскания»

г. Санкт-Петербург

991

11

Ассоциация СРО «Совет проектировщиков»

г. Москва

985

12

СРО Союз «ПроЭк»

г. Москва

882

13

Ассоциация «Объединение изыскателей «Альянс»

г. Москва

846

14

АС «Национальный альянс проектировщиков «ГлавПроект»

г. Москва

841

15

А-СРО «Мособлпрофпроект»

Московская область, г. Люберцы

822

16

Ассоциация СРО «Балтийское объединение проектировщиков»

г. Санкт-Петербург

796

17

Ассоциация СРО «ЭкспертПроект»

г. Москва

777

18

Ассоциация проектировщиков «СтройПроект»

г. Санкт-Петербург

765

19

Ассоциация СРО «Центризыскания»

г. Москва

720

20

Ассоциация СРО «ОсноваПроект»

Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Мурино

689

21

НП «Межрегиональное объединение проектировщиков»

Саратовская область, г. Саратов

647

22

Ассоциация СРО «ЦЕНТРСТРОЙПРОЕКТ»

г. Москва

633

23

Ассоциация СРО «Лига изыскателей»

г. Москва

632

24

СРО АС «ЮгСевКавПроект»

Ростовская область, г. Ростов-на-Дону

548

25

Ассоциация СРО «Центррегионпроект»

г. Москва

545

26

Ассоциация проектировщиков «Проектирование дорог и инфраструктуры»

г. Санкт-Петербург

510

27

Союз «Комплексное Объединение Проектировщиков»

Краснодарский край,

500

28

СРО Ассоциация «Объединение проектировщиков»

г. Краснодар

468

29

Ассоциация СРО «Балтийское объединение изыскателей»

г. Санкт-Петербург

464

30

Ассоциация инженеров-изыскателей «СтройПартнер»

г. Санкт-Петербург

462


Как мы считали
В топ-лист вошли действующие СРО в проектировании и изысканиях, которые являются действующими членами НОПРИЗ. Основной критерий для ранжирования — количество действующих членов в СРО. Информация для составления рейтинга взята из открытых источников информации — официальных сайтов СРО, а также использовались реестры, опубликованные на сайте НОПРИЗ. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться исключительно в частном порядке. Редакция будет благодарна за дополнения и уточнения.
Авторы: Марина Коренец