Без работы не останутся

Количество квалифицированных специалистов в отрасли строительства, проектирования и ЖКХ по-прежнему меньше, чем имеющихся вакансий

29.01.2019

От наметившегося в последние десятилетия перекоса системы высшего и среднего специального образования в сторону так называемых офисных профессий (в основном экономического и юридического профилей) остро страдает стройка и ЖКХ. И если положение с рабочими специальностями рынок худо-бедно регулирует, то в сфере проектирования, строительства сложных промышленных и специализированных объектов, а также высотного строительства России остро не хватает хорошо обученных специалистов инженерных направлений.

Несмотря на то, что в строительном сообществе поговаривают о кризисе в отрасли, работы квалифицированным специалистам по-прежнему хватает. На уровне порядка 80 млн кв. метров в год, или по 0,5 кв. метров на человека, зафиксировалось жилищное строительство, Правительство РФ продолжает изыскивать средства на мегапроекты, и, соответственно, мегастройки вроде Олимпиады в Сочи и чемпионата мира по футболу, Универсиады в Казани и Красноярске. Промышленное строительство стимулируется требованием государства по локализации производства — без этого невозможно получить льготы и доступ к госзаказу.
По данным Минтруда РФ, строители наряду с врачами и учителями пользуются наибольшим спросом на рынке труда в России, специалисты говорят, что нехватка кадров в целом по стране достигает 200-250 тыс. специалистов. В одной только Москве, как признает заместитель мэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, не хватает до 50 тыс. профессионалов данной сферы. По его словам, сегодня Москва реализует целый ряд крайне трудоемких мегапроектов — это и реновация, и Московские центральные диаметры, и обширная программа строительства метро. Марат Хуснуллин при этом замечает, что только для нужд метрополитена столице требуется дополнительно около 20 тыс. рабочих и специалистов.
Проректор по учебной работе и подготовке кадров высшей квалификации Донского государственного технического университета Алексей Бескопыльный отмечает, что сегодня профильные учебные заведения полностью выполняют госзаказ на подготовку специалистов, а также чутко реагируют на потребности рынка труда — путем создания новых кафедр и направлений, дополнительным набором на те специальности, которые пользуются повышенным спросом. Тем не менее, по его мнению, кадровое обеспечение отрасли никогда не будет достаточным: отрасль очень широкая и в ней всегда будет нехватка специалистов.
строительные специальности.jpg
Студентам не хватает практики
Декан строительного факультета одного из ведущих профильных вузов страны СПбГАСУ Александр Панин также уверен, что кадровое обеспечение строительной отрасли является явно недостаточным. По его мнению, наибольший дефицит специалистов ощущается в области проектирования, и особенно проектирования металлических и железобетонных конструкций. «В области инженерных сетей и коммуникаций ощущается дефицит и проектировщиков, и специалистов по эксплуатации. Критической несбалансированности рынка труда не наблюдается по причине того, что выпускники бакалавриата и специалитета получают базовое образование и, следовательно, могут обеспечивать широкий охват видов деятельности», — говорит он.
Ректор ТГАСУ Виктор Власов отмечает и такой важный фактор, как старение инженерно-технического состава в отрасли. «Массового притока в отрасль молодых специалистов, например, у нас в Сибири нет, поскольку крупномасштабные строительные проекты ведутся в Европейской части России (олимпийские объекты в Сочи, Крымский мост) и на Дальнем Востоке (мост на остров Русский, космодром «Восточный»). В результате мы видим, что число специалистов-практиков уменьшается. К тому же стареющий состав отрасли слабо владеет и внедряет в свою работу современные цифровые технологии, то же BIM-проектирование, тогда как в ближайшее время ни один проект невозможно будет согласовать, если он разработан на бумаге. Мы готовим специалистов с учетом современных требований, но работодатели пока не готовы внедрять такие процессы», — говорит Власов.
Ректор томского вуза отметил, что за последние годы выпущено значительное количество экономистов, часть из которых пробуют себя в строительной отрасли. «Как правило, на такие специальности идут учиться те школьники, которые боятся сдавать физику в качестве ЕГЭ. Однако рынок труда не способен в полной мере дать таким выпускникам работу по профилю с официальным трудоустройством. С другой стороны, наблюдается заметный спрос на инженеров-проектировщиков», — отмечает Власов. По его мнению, несбалансированность отраслевого рынка труда вызвана прежде всего фундаментальными факторами. «В последние годы основным фактором развития отрасли является гражданское строительство, однако мы видим резкое снижение инвестиций и падение спроса, чему есть ряд причин. Во-первых, благодаря развернутому ряду программ покупки жилья с господдержкой большая часть платежеспособного населения приобрела жилье в том числе с использованием заемных средств. Однако этот ресурс практически исчерпан, поэтому для роста спроса необходимо упрощение условий участия в программах поддержки. Во-вторых, приняты законодательные акты, которые ограничивают возможности застройщиков, например в части фактического запрета на долевое строительство, тогда как только крупные компании могут позволить себе строить на свои или заемные средства. Все это естественным образом отражается и на рынке труда», — заключает эксперт.
Зачастую работодатели ждут от выпускников вузов уже готовых специалистов, способных сразу самостоятельно выполнять ответственную работу. Выпускники же бакалавриата, как известно, получают базовое образование из-за более сокращенного срока обучения в сравнении со специалитетом, отмечает декан факультета экологии и городского хозяйства СПбГАСУ Инна Суханова. «Доведение обучающегося до необходимого уровня подготовки возможно в магистратуре, в том числе при участии в учебном процессе работодателей. К сожалению, зачастую работодатели не оценивают в полной мере эту возможность», — отмечает она.
строительные специальности.jpg
Топ-менеджер с мастерком
Пассивность в деле подготовки кадров со стороны работодателя в беседах с корреспондентом «Вестника» отмечали почти все руководители учебных заведений. В этом же направлении им видится наибольший потенциал роста качества профильного образования. «В Советском Союзе существовала успешная практика шефства предприятий над учебными заведениями, дававшая возможность подстраивать содержание учебных программ к реальным потребностям производства, — говорит ректор Воронежского государственного технического университета Сергей Колодяжный. Он рассказал, что за последние несколько лет в ВГТУ возрождена традиция партнерских отношений с различными предприятиями города, региона и страны в целом. «Наш вуз поддерживает тесную связь с крупнейшими предприятиями строительной отрасли, благодаря чему студенты имеют возможность прохождения производственной практики на таких предприятиях, как ОАО «Воронежпроект», ОАО «Воронежстрой», ОАО «Завод железобетонных конструкций», ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» и др.», — отмечает ректор воронежского вуза.
Еще одну практику советского времени возродили в ДГТУ — здесь студенты-строители имеют возможность получить практику в вузовских стройотрядах. «Конечно, выпускники вуза — это будущие руководители производства: прорабы, мастера, начальники участков, топ-менеджеры строительных фирм. Однако наши студенты владеют компетенциями рабочих профессий, которые они осваивают в стройотрядах. Делается это прежде всего для того, чтобы будущий руководитель понимал, как рабочий, который будет в его подчинении, должен выполнять те или иные операции, знал, что такое качество», — говорит Алексей Бескопыльный.
Виктор Власов же уверен, что практика хороша только в том случае, если у студента уже наработан значительный объем теоретических знаний. Он говорит, что, несмотря на переход на двухуровневую систему высшего образования, отраслевой рынок труда по-прежнему ценит программы специалитета. «Нам удалось сохранить программу «Строительство уникальных зданий и сооружений», выпускник которой получает комплексные инженерные знания, подкрепленные практикой. Студенты специалитета учатся 5-6 лет и впервые попадают на практику после 4-го курса, что позволяет им прийти на производство с лучшей теоретической подготовкой, нежели у бакалавров», — утверждает Власов.
Что касается усовершенствования программ подготовки и появления новых специальностей, то здесь, как говорят представители учебных заведений, основной тренд направлен в сторону цифровизации рабочих и производственных процессов. «Вся Россия идет в направлении цифровой экономики. Речь идет о внедрении цифровых технологий во все сферы жизни, промышленности и индустрии. То же самое в строительстве. Сейчас активно развиваются BIM-технологии — цифровые модели, которые в строительстве призваны смоделировать жизнь объекта от этапа проектирования до этапа многолетней эксплуатации. Создаются цифровые двойники зданий. BIM-технологии неизбежно будут применяться через 5-10 лет на всех строительных предприятиях. Такую технологию уже внедряют в ведущих странах и крупных российских компаниях», — делится Алексей Бескопыльный. В Томске под эту потребность открыта сетевая программа магистратуры «Конструктивные расчеты и информационное (BIM) моделирование строительных конструкций зданий и сооружений» и программа бакалавриата «Прикладная информатика в строительной отрасли». «А в области регулирования градостроительной деятельности мы создали программу подготовки в магистратуре «Организация архитектурной и градостроительной деятельности», выпускники которой уже необходимы для органов власти и местного самоуправления, в том числе в качестве главных архитекторов муниципальных образований», — рассказывает Виктор Власов.
строительные специальности.jpg
Кто в сантехники пойдет?
Кадровый голод остается одной из главных проблем такой важной отрасли, как жилищно-коммунальное хозяйство. Как отмечает член координационной группы по вопросам профобразования Минстроя России, председатель Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ Александр Козлов, сегодня в секторе ЖКХ работает порядка 2 млн человек, а если включить туда еще и сферу благоустройства, то это еще порядка 700 тыс. человек. «Несмотря на то, что это направление одно из крупнейших, людей не хватает. В отрасли большая текучесть кадров — порядка 45%. И не могу сказать, что каких-то специалистов слишком много, а каких-то слишком мало. Вакансии (любые) в ЖКХ имеются всегда», — говорит эксперт.
Он сетует, что в ЖКХ как нигде велик процент сотрудников, которые, согласно квалификации и компетенциям, не соответствуют занимаемым должностям, так что профильное образование специалистов — одна из насущных потребностей отрасли. Александр Козлов сообщил «Вестнику», что одной из мер по решению этой проблемы стал запуск сети независимых центров квалификаций, в настоящее время их 47, разработаны 52 профессиональных стандарта. «300 специалистов — пусть это и маленькая толика, но уже прошли оценку квалификации. Мы планируем, что к 2019 году все работники ЖКХ государственных и муниципальных предприятий пройдут профэкзамены и подтвердят, что они могут или не могут работать по избранной профессии. Для многих это будет хорошим стимулом, чтобы переучиться, ведь от этого зависит и заработная плата, и нужность на рынке труда», — отмечает Александр Козлов. В вопросе перезагрузки отраслевого образования большое значение имеет и поддержка Минстроя РФ, где в этом году создана специальная координационная группа по вопросам профобразования.
Что касается подготовки новых специалистов, то здесь Александр Козлов отмечает позитивные тенденции, и связано это прежде всего с ростом престижа профессии и увеличением уровня оплаты труда. «У всех как-то сложился стереотип, что, например, сантехник — это тот, кто работает вечно в грязной одежде, приходит нетрезвый, часто и вовсе на вызов его не дождаться. А это ведь далеко не так. Сегодня такой работник — очень востребованный специалист, высококлассный, который умеет работать с современными материалами. Ну, и может ли кто-то представить свою жизнь без сантехника в многоквартирном доме? Те, кто надеются на собственные силы, зачастую потом вынуждены заплатить втридорога, например после того, как случается потоп и своей квартиры, и соседей», — говорит Александр Козлов, добавляя, что и крайне низкие зарплаты у людей, работающих в сфере ЖКХ, остались в прошлом. «В столице, например, имеются вакансии слесаря-сантехника с оплатой более 90 тыс. рублей. На мой взгляд, весьма достойно», — отмечает он.
В вузах по направлению ЖКХ обучается порядка 200 тыс. студентов, по программам СПО — около 90 тыс. ребят. «Конечно, сегодня очень востребованы те, кто умеет управлять новыми «умными» технологиями и разбирается в них. Кто в тренде цифровой экономики, и в сфере ЖКХ в том числе. Ведь мы стремимся к созданию «умных» домов, «умных» городов. Пока «умных» домов в нашей стране крайне мало — всего порядка ста. Но, уверен, что в скором времени их количество будет возрастать в геометрической прогрессии, а значит, будут нужны новые специалисты», — говорит Александр Козлов.
Система подготовки кадров, по его мнению, имеет немало проблем: многие учреждения обучают по уже устаревшим методикам и на устаревшей аппаратуре. Не успевает за требованиями времени и значительная часть преподавательского состава. Однако большинство колледжей и техникумов все же достаточно успешно перестраиваются, чему в том числе способствует изменение системы подготовки кадров в целом. Так, разработаны новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и синхронизированные с ними образовательные программы, которые позволили колледжам и техникумам с 2016 года, а вузам с 2017 года приступить к обучению студентов по профильным направлениям ЖКХ. «Наша сфера образования стремится к высоким международным стандартам. В следующем году в Казани пройдет мировой чемпионат по профмастерству по стандартам «Ворлдскиллс», который соберет молодых профессионалов из более 60 стран мира, соревнующихся в 56 компетенциях. Там есть и компетенции нашей отрасли. Несколько учебных заведений, обучающих по направлениям сферы ЖКХ, в нашей стране внедряют стандарты WorldSkills», — делится Александр Козлов.
Не остаются в стороне и вузы, которые, видя большой потенциал ЖКХ, также наращивают качество подготовки и в целом стремятся перехватить здесь инициативу. К примеру, Воронежский опорный университет (ВГТУ) вместе с Тамбовским государственным техническим университетом и Казанским государственным архитектурно-строительным университетом недавно договорились создать первый в России образовательный кластер по подготовке специалистов для сферы ЖКХ. 

20 крупнейших архитектурно-строительных и автодорожных вузов России

Название

Местонахождение

Общая численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, чел.

1

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» (бывший Ростовский государственный строительный университет)¹

г. Ростов-на-Дону

29 887

2

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (бывшая Ростовская государственная академия архитектуры и искусства)2

г. Ростов-на-Дону

23 585

3

ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» (бывший Тюменский государственный архитектурно-строительный университет)3

г. Тюмень

23 564

4

ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» (бывший Самарский государственный архитектурно-строительный университет)4

г. Самара

18 527

5

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет» (бывший Воронежский государственный архитектурно-строительный университет)5

г. Воронеж

16 861

6

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет» (бывший Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет)6

г. Волгоград

14 830

7

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»

г. Санкт-Петербург

12 677

8

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»

г. Москва

10 191

9

ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет»

г. Москва

9 704

10

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»

г. Нижний Новгород

9 048

11

ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»

г. Казань

6 741

12

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет» (СибАДИ)

г. Омск

6 706

13

ФГБОУ ВО «Томский государственный архитектурно-строительный университет»

г. Томск

5 997

14

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет»

г. Новосибирск

4 781

15

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»

г. Пенза

4 700

16

ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»

г. Москва

4 086

17

ФГБОУ ВО «Московский архитектурный институт (государственная академия)»

г. Москва

2 371

18

АКО ВО «Московский информационно-технологический университет — Московский архитектурно-строительный институт»

г. Москва

2 148

19

ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет»

г. Екатеринбург

2 060

20

ГАОУ АО ВО «Астраханский государственный архитектурно-строительный университет»

г. Астрахань

1 498


1 В соответствии с приказом Минобрнауки России от 30.12.2015 N° 1551 Ростовский государственный строительный университет был реорганизован путем присоединения к ДГТУ в качестве структурного подразделения.
2 Ростовская государственная академия архитектуры и искусств включена в состав Ростовского государственного университета (ныне — ЮФУ) в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 23 ноября 2006 г. N° 1616-р.
3 В соответствии с приказом Минобрнауки России от 29.12.2015 N° 1535 ТюмГАСУ был реорганизован путем присоединения к ТюмГНГУ (ТИУ) в качестве структурного подразделения.
4 В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 30.12.2015 N° 1560 ФГБОУ ВО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет» было реорганизовано путем присоединения к СГТУ в качестве структурного подразделения.
5 В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 17.04.2016 N° 224 Воронежский государственный архитектурно-строительный университет реорганизован путем присоединения к ВГТУ в качестве структурного подразделения.
6 В соответствии с приказом Минобрнауки России от 28.10.2015 N° 1231 ВГАСУ был реорганизован путем присоединения к ВолгГТУ в качестве структурного подразделения.

Как мы считали
В рейтинг вошли образовательные учреждения профессионального высшего образования, основной профиль которых связан со строительством, архитектурой и дорожно-мостовым хозяйством, а также те вузы, которые были объединены с профильными строительными и архитектурными вузами. Все участники проранжированы по количеству студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Данные были предоставлены учебными заведениями, а также взяты из открытых источников: отчетов о самообследовании и информационно-аналитических материалов по результатам проведения мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования Минобрнауки России. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.

50 крупнейших строительно-архитектурных учреждений СПО РФ

Название

Местоположение

Кол-во студентов

1

Новороссийский колледж строительства и экономики, Краснодарский край

г. Новороссийск

3904

2

Академия управления городской среды, градостроительства и печати

г. Санкт-Петербург

3763

3

Бузулукский строительный колледж, Оренбургская область

г. Бузулук

2893

4

Образовательный комплекс градостроительства «Столица»

г. Москва

2851

5

Алтайский архитектурно-строительный колледж, Алтайский край

г. Барнаул

2558

6

Краснодарский монтажный техникум

Краснодарский край, г. Краснодар

2424

7

Стерлитамакский колледж строительства и профессиональных технологий

Республика Башкортостан, г. Стерлитамак

2215

8

Ярославский градостроительный колледж

Ярославская область, г. Ярославль

2172

9

Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства

Свердловская область, г. Екатеринбург

2139

10

Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства

Тюменская область, г. Тюмень

2085

11

Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Амурская область, г. Благовещенск

2085

12

Башкирский колледж архитектуры, строительства и коммунального хозяйства

Республика Башкортостан, г. Уфа

2080

13

Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства

Чувашская Республика, г. Чебоксары

2076

14

Колледж архитектуры и строительства N° 7

г. Москва

1994

15

Перевозский строительный колледж

Нижегородская область, г. Перевоз

1921

16

Краснодарский архитектурно- строительный техникум

Краснодарский край, г. Краснодар

1840

17

Ставропольский строительный техникум

Ставропольский край, г. Ставрополь

1822

18

Красноярский строительный техникум

Красноярский край, г. Красноярск

1796

19

Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства

Кемеровская область, г. Кемерово

1746

20

Октябрьский коммунально- строительный колледж

Республика Башкортостан, г. Октябрьский

1736

21

Казанский строительный колледж

Республика Татарстан, г. Казань

1734

22

Воронежский техникум строительных технологий

Воронежская область, г. Воронеж

1644

23

Курский монтажный техникум

Курская область, г. Курск

1641

24

Московский колледж архитектуры и градостроительства

г. Москва

1637

25

Смоленский строительный колледж

Смоленская область, г. Смоленск

1594

26

Саратовский архитектурно-строительный колледж

Саратовская область, г. Саратов

1578

27

Вологодский строительный колледж

Вологодская область, г. Вологда

1567

28

Йошкар-Олинский строительный техникум

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

1552

29

Ростовский-на-Дону строительный колледж

Ростовская область, г. Ростов-на-Дону

1493

30

Нижегородский строительный техникум

Нижегородская область, г. Нижний Новгород

1458

31

Новокузнецкий строительный техникум

Кемеровская область, г. Новокузнецк

1453

32

Белгородский строительный колледж

Белгородская область, г. Белгород

1443

33

Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий

Чувашская Республика, г. Чебоксары

1433

34

Новгородский строительный колледж

Новгородская область, г. Великий Новгород

1430

35

Брянский строительный колледж им. профессора Н.Е. Жуковского

Брянская область, г. Брянск

1399

36

Ижевский монтажный техникум

Удмуртская Респуб-лика, г. Ижевск

1388

37

Омский колледж отраслевых технологий строительства и транспорта

Омская область, г. Омск

1384

38

Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания

Кемеровская область, г. Новокузнецк

1347

39

Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж

г. Санкт-Петербург

1345

40

Волгоградский строительный техникум

Волгоградская область, г. Волгоград

1330

41

Магнитогорский строительно-монтажный техникум

Челябинская область, г. Магнитогорск

1326

42

Пермский строительный колледж

Пермский край, г. Пермь

1286

43

Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений

Саратовская область, г. Саратов

1281

44

Колледж строительства и дизайна

Республика Дагестан, г. Махачкала

1234

45

Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука

Республика Татарстан, г. Набережные Челны

1201

46

Томский коммунально-строительный техникум

Томская область, г. Томск

1212

47

Липецкий колледж строительства, архитектуры и отраслевых технологий

Липецкая область, г. Липецк

1175

48

Кабардино-Балкарский колледж «Строитель»

Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик

1174

49

Омский строительный колледж

Омская область, г. Омск

1140

50

Челябинский дорожно-строительный техникум

Челябинская область, г. Челябинск

1008

Как мы считали
В рейтинг топ-50 крупнейших учреждений среднего профессионального образования России в сфере строительства и архитектуры вошли учебные заведения с наибольшим количеством студентов, которые обучаются по всем формам и направлениям. В итоговый список вошли государственные учреждения СПО, которые находятся в ведомстве региональных министерств образования. Основной критерий для ранжирования — общее количество студентов. Данные для составления рейтинга получены от министерств образования субъектов РФ, самих учебных заведений. В случае непредоставления запрашиваемой информации использовались отчеты о самообследовании и информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга качества подготовки кадров главным информационно-вычислительным центром
Министерства образования и науки РФ, а также открытая информация с официальных сайтов ссузов.
Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.
Авторы: Сергей Семенов