Дешево и сердито

При выборе облицовочных материалов для вентфасада российские строители ориентируются в первую очередь на цену

16.11.2018

Трехлетний спад в строительном комплексе не замедлил сказаться на производителях материалов для облицовки вентилируемых навесных фасадов. Если в предыдущие годы индустрия показывала 15-20-процентный рост, а на рынке то и дело появлялись новые игроки, то в 2017 году спад составил порядка 10%. Эксперты также указывают, что наилучшим образом чувствуют себя производители керамогранита как самого дешевого предложения на рынке. Надежды игроков связаны с ростом строительства жилья: система НВФ используется в многоквартирных домах все чаще.

По данным агентства маркетинговых исследований DISCOVERY Research Group, в 2017 г. объем рынка вентилируемых фасадов составил 20 млн кв. м, что на 10,4% меньше, чем годом ранее. В стоимостном выражении объем рынка вентфасадов в 2017 г. оценивался в 65 млрд руб. (–8%).
Как отмечает исполнительный директор компании «Строительная информация» Наталья Скороходова, порядка трети всех используемых в стране облицовочных материалов для вентфасада — ​это керамогранит, примерно столько же приходится на долю металлической облицовки (металлокассеты, линеарные панели и т.д.). На росте популярности керамогранита в последние годы сказывается цена, на нее строители в нынешних условиях смотрят в первую очередь, говорят эксперты. «Керамогранит дешев, особенно китайского производства, — ​отмечает директор по исследованиям Abarus Market Research Вера Никольская. — ​Относительный недостаток керамики — ​большой вес плит. Подсистема под керамогранит требуется чуть более прочная, чем под другие, более легкие материалы, но на конечной цене это сказывается не так сильно». Вера Никольская добавляет, что в связи с ценой более широкое распространение также получают асбестоцементные (хризотилцементные) плиты. «Их недостаток — ​покраска: со временем они выцветают. Фиброцемент, окрашенный в массе, цвет сохраняет, но стоит дороже. Металлокассеты — ​универсальная конструкция, дешевая и удобная, их доля хотя и медленно, но растет. В эту же категорию можно включить линеарные панели, которые также применяются довольно часто», — ​отмечает эксперт.

Строители испугались огня
Еще 6‑7 лет назад безусловными фаворитами рынка были алюминиевые и стальные композитные панели: по мнению как строителей, так и заказчиков, это самые легкие и красивые виды облицовки НВФ. Однако они, по данным аналитиков, утратили свои позиции. «Алюмокомпозитные панели заметно сдали позиции, несмотря на свои преимущества — ​высокую атмосферо­устойчивость, возможность реализации любых архитектурных задумок — ​криволинейные формы, панели любого размера, окраска в любой цвет по каталогу RAL плюс возможна окраска под любой рисунок (дерево, камень, штукатурку, орнаменты и т.д.). Но материал дорогой и, как ни печально, горючий: хоть класс горючести у них и Г1 — ​огнестойкие, но куча прецедентов с возгоранием композитных панелей на фасадах заставляет многих монтажников, застройщиков, проектировщиков относиться к нему с опас­кой», — ​говорит Наталья Скороходова. Вера Никольская добавляет, что ряд серьезных пожаров на объектах с фасадами из АКП, в том числе жилых, привели к заметному падению спроса со стороны подрядчиков на эту технологию, а несколько заводов-производителей панелей закрылось.

Драйвером роста спроса на материалы для НВФ в последние годы был рост коммерческого и промышленного строительства. При этом российские производители почти полностью вытеснили из этого сегмента иностранцев. «Из европейских брендов на российском рынке были представлены системы компаний EuroFox и HILTI. Но возить «железки» накладно, поэтому за последние годы и те, и другие разместили производство своих материалов на российских предприятиях. Реально импортная продукция поставляется турецкими производителями, в первую очередь Haz Metal, на объекты, которые строят турецкие строительные холдинги. Есть небольшие поставки из Беларуси, представлены системы для фасадов из облицовочного и клинкерного кирпича немецких компаний Halfen-Deha, Jordahl и литовской фирмы Bautopas. Но это экзотика — ​на российском рынке и в СНГ доминируют отечественные предприятия», — ​отмечает Наталья Скороходова.
Лидерами рынка материалов для НВФ являются такие производители, как «Металл Профиль», U-KON, «Олма», «Диат», «Краспан».
Вентилируемый фасад.jpg
Надежда на жилье
Стагнация в сфере строительства несколько в меньшей степени затронула сектор жилья — ​по сравнению с коммерческим и промышленным и именно с жильем связаны основные надежды производителей материалов для НВФ. Как отмечает Вера Никольская, технология вентилируемого навесного фасада до недавнего времени преимущественно использовалась для фасадов коммерческих и административных зданий. Но в последние годы все большее распространение получают навесные фасады новых жилых комплексов. «Это одновременно решает проблему утепления (слой минваты — ​до 150 мм) и декоративного вида», — ​поясняет эксперт. Кроме того, с 2016-го по 2017 г. у некоторых региональных администраций (Московская, Липецкая, Воронежская и др. области) в планах по капитальному ремонту фасадов фигурирует именно технология навесного вентилируемого фасада. «Популярность технологии в жилом строительстве объясняется тем, что технология уже «обкаталась», найдены решения надежного крепления в межпанельные швы старых зданий, также играет большую роль выравнивание конечной цены по сравнению с аналогичными системами обновления фасадов. Ранее мокрые фасады были значительно дешевле, поэтому на жилых зданиях использовались именно они. Теперь это преимущество уже не так ярко выражено. Тем более что НВФ можно ставить в любое время года, а в некоторых случаях срочность бывает очень актуальна», — ​комментирует Вера Никольская.
«В жилом строительстве эта технология сейчас набирает популярность, в целом по стране около 40% площадей вентфасадов монтируется при многоэтажном жилом строительстве. При этом в отдельных регионах эта технология может быть очень популярна. Если, к примеру, в Санкт-Петербурге в силу климатических условий большинство крупнейших застройщиков ставят штукатурные системы теплоизоляции фасадов, то в Москве, наоборот, на большинстве новостроек — ​вентфасады. Именно эту технологию там активно использовали, к примеру в программе реновации жилья», — ​отмечает Наталья Скороходова.

Топ-10 популярных фасадных облицовочных материалов

Место

Название материала

Объем, в млн кв. метров

1

Керамогранит

7640

2

Алюминиевые композитные плиты

4400

3

Металлокассеты

3800

4

Фиброцементные плиты

1980

5

Линеарные панели

1600

6

Хризотил

380

7

Гранит

80

8

Натуральный камень

10

9

HPL-панели

10

10

Клинкерная плитка

10


Как мы считали
В рейтинг вошли наиболее часто используемые в строительстве фасадные облицовочные материалы в 2017 году. Данные взяты из отчетов производственных и строительных компаний, а также из аналитических докладов специализированных маркетинговых агентств. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.
Авторы: Сергей Семенов