Проехались катком

Производство российской дорожно-строительной техники по итогам 2017 года выросло на 28%

15.11.2018

Спрос на отечественную спецтехнику в минувшем году подтвердил ожидания экспертов, что после многолетнего спада интерес к ней со стороны строительных компаний и дорожников восстановится. Производители же не останавливаются только на обеспечении местного рынка, но и постепенно осваивают экспортное направление. Аналитический центр ИД «ЕвроМедиа» составил топ-15 крупнейших производителей спецтехники и выявил основные тенденции в быстро растущем сегменте дорожно-строительной техники.

С низкого старта
Российский рынок дорожно-строительной техники завершил 2017 год с отличными показателями по производству и реализации продукции. Минувший год заметно выбивается из многолетнего снижения объемов производства. В 2015 г., например, было продано всего 25,7 тыс. единиц техники, а в 2016-м — ​24,6 единицы. Основными причинами падения в отрасли стали сокращение объемов строительных работ, рост кредитных ставок. Весомую роль сыграло и подорожание в 1,5‑3 раза импортной техники и оборудования. Однако в 2017 г. в этой сфере наметился позитивный сдвиг в сторону увеличения реализации на российском рынке техники отечественных производителей.
По информации Министерства промышленности и торговли РФ, в 2017 г. производство дорожно-строительной техники выросло на 28% — ​до 32,5 млрд руб.
По данным ассоциации «Росспецмаш», если говорить о соотношении российской и импортной продукции, то доля автокранов, собранных в РФ, на данный момент составляет около 95%. В то же время уровень импортозависимости в сегменте погрузчиков и дорожных катков остается высоким — ​он достигает 95% и 80% соответственно. Не зависеть от импорта российским строительным и дорожным компаниям всячески помогает государственная политика.
С целью стимулирования спроса и пере­ориентации потребителей на отечественную строительно-дорожную и коммунальную технику в 2017 г. Минпромторг РФ направил порядка 1 млрд руб. субсидий в рамках договоров лизинга. Льготные условия позволили российским производителям техники нарастить объемы производства строительно-дорожной и коммунальной техники (в том числе в части прицепов и полуприцепов на 25%) и снизить темпы роста доли импорта указанной продукции на внутреннем рынке России.
Стоит отметить, что это не разовый вид поддержки. В нынешнем году механизм господдержки будет распространен на больший перечень продукции, который включает свыше 2,3 тыс. наименований. На данные цели должно быть направлено свыше 7,5 млрд руб.
По прогнозам, опубликованным Минпромторгом РФ, продажи спецтехники уже в 2018 г. увеличатся на 70‑80%. По последним статистическим данным, прогноз ведомства очень близок к реальной ситуации в отрасли. Как сообщает Ассоциация европейского бизнеса, рынок дорожно-строительной и спецтехники в первом квартале 2018 г. вырос на 41% — ​до 2,2 тыс. единиц техники. Причины такого роста аналитики видят в относительно стабильной ситуации на валютном рынке, ну и, безусловно, на закупке техники сказалась сезонность — ​в преддверии нового строительного сезона многие компании решили обновить парк спецтехники. Так, за первые три месяца текущего года было продано 514 экскаваторов-погрузчиков, что на 59% выше предыдущего показателя, реализация самоходных грейдеров увеличилась всего на 10%, а колесных экскаваторов — ​на 40%.
По мнению экспертов, при сохранении текущих темпов роста до докризисного уровня рынка еще очень далеко, и любое, в частности регулирующее, воздействие на рынок может значительно замедлить его восстановление. Поэтому большие надежды строительные и дорожные компании связывают с дальнейшей поддержкой со стороны государства и запуска дополнительных рычагов субсидирования при лизинге спецтехники. Так, например, доля сделок через лизинговые компании по технике Hitachi российского производства достигает 90‑95%, рассказали в компании. По остальным брендам лизинг остается главным способом приобретения спецтехники. Приобретение спецтехники зарубежного производства требует от компаний-покупателей закладывать в бюджете дополнительные средства, ведь наметившаяся волатильность на валютном рынке заметно сказывается на итоговой стоимости продукции.

Для России и зарубежья
Если же говорить о ведущих российских производителях спецтехники, то они постепенно осваивают зарубежные рынки. На данный момент экспорт дорожно-строительной техники оценивается в 5,1 млрд руб. Примечательно, что только за 2017 г. экспорт вырос на рекордные 78%. За 2017-й выросло и производство в секторе дорожно-строительного машиностроения на 27,6%. В абсолютной цифре объем производства этой отрасли достиг 32,5 млрд руб. Получается, что Россия экспортирует более 15% от производимых в стране дорожно-строительных машин, приводит данные ассоциация «Росспецмаш». По словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, позитивный тренд наметился в конце 2016 г. и продолжился в 2017-м, причем он отмечается по многим ключевым позициям.
Наряду с этим благодаря государственной поддержке, модернизации производства, улучшению качества выпускаемой продукции и расширению номенклатуры свои позиции укрепляют российские заводы. Сегодняшний рынок отечественного производителя выглядит стабильно. Крупные игроки постепенно увеличивают объемы производства. По некоторым видам продукции ряд производителей занимают доминирующее положение, что обусловлено не только приемлемой ценой, но и качеством техники, которое соответствует мировым стандартам, действующими мерами государственной поддержки российских заводов и более приемлемыми ценами на выпускаемые ими машины.
По подсчетам аналитического центра ИД «ЕвроМедиа», выручка топ‑15 производителей составляет более 187,1 млрд рублей. Львиную долю по выручке занимает отечественный автогигант КАМАЗ, вслед за ним находятся Челябинский кузнечно-прессовый завод, Челябинский тракторный завод — ​УРАЛТРАК, ПО ЕЛАЗ и Галичский автокрановый завод.
В целом к 2030 г. российский рынок спецтехники увеличится в полтора раза — ​до 289 млрд руб., а доля иностранных компонентов в технике сократится с 35% до 10%. Доля российских производителей на рынке вырастет с 38% до 70%, полагают эксперты ассоциации «Росспецмаш». При этом экспорт продукции к тому же 2030 г. должен увеличиться до 61 млрд руб.

Топ-15 ведущих производителей дорожно-строительной техники в России

Место

Название

Месторасположение производства

Выручка, млн руб.

1

ПАО «КАМАЗ»

Республика Татарстан, г. Набережные Челны

145 217

2

ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод»

Челябинская область, г. Челябинск

7195

3

ООО «Челябинский тракторный завод УРАЛТРАК»

Челябинская область, г. Челябинск

7090,3

4

АО «ПО ЕЛАЗ»

Республика Татарстан, г. Елабуга

5786

5

АО «Галичский автокрановый завод»

Костромская область, г. Галич

4152,9

6

АО «Клинцовский автокрановый завод»

Брянская область, г. Клинцы

4133,9

7

ООО «УралСпецТранс»

Челябинская область, г. Миасс

3449,2

8

ОАО «Челябинский механический завод»

Челябинская область, г. Челябинск

2835,8

9

ЗАО «Брянский арсенал»

Брянская область, г. Брянск

1664,8

10

ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины»

Челябинская область, г. Челябинск

1442,5

11

ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов»

Республика Башкортостан, г. Туймазы

1346

12

ООО «Завод «Дорожных машин»

Ярославская область, г. Рыбинск

926,5

13

АО «Курганский завод дорожных машин»

Курганская область, г. Курган

710,9

14

ОАО «Ивановский машиностроительный завод «Автокран»

Ивановская область, г. Иваново

694,5

15

ЗАО «КОМЗ-Экспорт»

Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский

488,2


Как мы считали
В топ-лист вошли ведущие российские производители дорожно-строительной техники. Основание для ранжирования — выручка за 2017 г., млн рублей. Данные для составления рейтинга взяты из годовых отчетов компаний, их ежегодной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.
Авторы: Александр Гаврилов