20 крупнейших производителей кирпича на Юге России

На Юге России динамика спроса на силикатный кирпич выше, чем на керамический

07.08.2014

Несмотря на широкое использование в строительной отрасли новейших стеновых материалов, кирпич по-прежнему остается широко востребованным для возведения объектов на Юге России. Рынок кирпича в 2014 г. демонстрирует положительную динамику. После снижения спроса и падения цен на него в начале года во втором полугодии в регионе уже сформировался дефицит стройматериала и выросли цены. Аналитики и игроки рынка уверены, что спрос на кирпич сохранится и в дальнейшем при условии, что такими же темпами, как сегодня, будет развиваться строительный сектор, а дополнительным стимулом для роста рынка может стать возведение объектов для ЧМ-2018.

Запас карман не тянет
К началу нынешнего года кирпичники Юга подошли с определенными складскими запасами и широким товарным ассортиментом. Неблагоприятные погодные условия зимы традиционно затормозили строительные работы в регионе и снизили платежеспособный спрос. Многим производителям кирпича в этот период пришлось даже пойти на снижение цен на продукцию. «Это дало возможность поддержать рынок и сохранить объемы продаж, сопоставимые с первым полугодием 2013 года», — поясняет первый заместитель генерального директора ОАО «Славянский кирпич» по маркетингу, сбыту и ВЭД Игорь Слупский.

Впрочем, по мнению генерального директора ЗАО «Завод силикатного кирпича» Владимира Жирова, такое сезонное затишье не нанесло особого урона отрасли. «А с учетом неблагоприятных климатических условий в январе-феврале 2014 г. в ЮФО можно констатировать даже незначительный рост рынка», — добавляет Игорь Слупский. Аналогичная ситуация складывалась и в целом по стране. Так, например, по данным консалтинговой компании СМПРО, объем производства строительного кирпича в январе 2014 г. увеличился на 5,4% к январю 2013 года — до 0,69 млрд усл. кирпичей. Положительные темпы роста сохраняются в производстве основных видов кирпича: производство керамического кирпича увеличилось на 4,6% — до 0,51 млрд усл. кирпичей, силикатного — на 15,6%, или до 0,17 млрд усл. кирпичей. Производство прочих разновидностей кирпича снизилось на 65% — до 0,06 млрд усл. кирпичей. В сегменте керамического кирпича отгрузка готовой продукции в начале текущего года практически сократилась на 6%, в то время как отгрузка силикатного кирпича средними и крупными предприятиями не изменилась. Остатки керамического кирпича на складах компаний РФ увеличились в январе почти на 20%.

Надежность проверенного материала
Во втором квартале на строительном рынке началось оживление. «Инвестиционно-строительные паузы конца 2013-го — I квартала 2014 г. сменились резкой активностью застройщиков во II квартале 2014 г.», — отмечает генеральный директор ОАО «Глубокинский кирпичный завод» (входит в ГК «ТИБЛ») Алексей Калинов. Дело в том, что, по мнению аналитиков УК «Финам Менеджмент», на фоне спада производства строительный рынок «чувствует себя неплохо, есть даже умеренный рост в некоторых регионах».

По словам Алексея Калинова, кирпич крайне необходим застройщикам для возведения жилья всех сегментов рынка. «Сейчас мы наблюдаем дефицит кирпича на рынке Юга и небольшой рост цен на него, — сообщает он. — Динамика спроса на кирпич во II квартале 2014 г. превышает даже динамику 2013 г. Это связано с увеличением покупательской способности недвижимости в новостройках и благоприятным инвестиционным климатом у застройщиков».
По данным аналитиков, сегодня объем рынка кирпича в ЮФО составляет около 1-1,2 млрд шт. в год. И хотя в регионе производится больше керамического кирпича, темп роста производства силикатного кирпича гораздо выше. «По нашей информации, объемы производства силикатного кирпича растут большими темпами, чем керамического, — подчеркнул Игорь Слупский. — Так, производство керамического кирпича в ЮФО в 2011 г. составило 991 млн шт., в 2012-м — 1022 млн шт., что демонстрирует динамику роста на 3,2%. Производство силикатного кирпича в 2011 г. было на уровне 214 млн шт., а в 2012 г. — 294 млн шт., что говорит о динамике роста на 37,7%». Сегодня больше половины всех вводимых в строй домов в ЮФО ежегодно возводится именно из кирпича. Поэтому спрос на него в регионе традиционно высок. Однако игроки рынка уже чувствуют конкуренцию со стороны производителей альтернативных видов стеновых материалов, например, таких как ячеисто-бетонные блоки и конструкции для модульного домостроения. Так, по оценке специалистов из УК «Финам Менеджмент», на Юге России высоко потребление газобетона, так как этот материал дешевле традиционного кирпича примерно на 20-30% и используется в малоэтажном строительстве. Тем не менее производители кирпича уверены в стабильном спросе на свою продукцию. «Новые технологии всегда пробивают себе дорогу. Если верить официальным статистическим данным, в стране в целом за 2013 г. увеличился выпуск различных видов стекла для фасадного остекления, цементосодержащих плит, блоков и деталей, — говорит Алексей Калинов. — Мы как производители кирпича и блоков это ощущаем, но только с точки зрения визуального восприятия изменения архитектурного облика улиц. Вдруг среди кирпичных зданий появляется фасад стеклянно-композитный или с другой навесной вентилируемой фасадной системой». При этом, по словам господина Калинова, нельзя забывать о том, что для комфортного проживания людей самым оптимальным и приемлемым материалом стен зданий был, есть и будет кирпич. «Именно поэтому, чтобы удовлетворить растущий спрос на кирпич, мы запускаем дополнительные производственные линии, — сообщил он. — Ячеисто-бетонные блоки менее экологичны, поэтому больше подходят для офисных зданий».

Специалисты рассчитывают на небольшой, не более 10%, рост рынка в ближайшей перспективе. По словам Владимира Жирова, он в первую очередь будет зависеть от инвестиций в строительство жилья. Они, как считает Алексей Калинов, открывают возможности создания дополнительного пространства для нового строительства жилых, общественных зданий, гостиниц, парковочных мест и более эффективного использования городских земельных участков. Дополнительным стимулом для развития рынка может стать и возведение на Юге России объектов к чемпионату мира по футболу в 2018 году. «Мы надеемся, что подготовка к предстоящему историческому событию даст стремительное развитие строительной отрасли и рынка кирпича, — сказал г-н Калинов. — Соответственно, у производителей будет возможность принять участие в поставке строительных материалов».


Название проекта

Проектная мощность, млн у. е. кирпича в год

Объем выпущенной продукции в 2013 году, млн у. е. кирпича

Марка выпускаемого кирпича

География распространения готовой продукции

Классификация кирпича в зависимости от особенностей применения

Керамический кирпич

1

ОАО «Славянский кирпич», КК, Славянск-на-Кубани

127

118

М-100, М-150

ЮФО, СКФО, ЦФО, ПФО

лицевой, рядовой

2

ОАО «Новокубанский завод керамических стеновых материалов», КК, Новокубанск

70

з/д

М-125, М-150, М-175

ЮФО

рядовой, лицевой

3

ООО «Маркинский кирпичный завод», РО, х. Маркин

65

60

М-125, М-150

ЮФО, СКФО, ЦФО, ПФО, СЗФО

лицевой

4-6

ООО «МосТрансСтрой» Евпраксинский кирпичный завод АО, Евпраксино

60

з/д

М-125, М-150

ЮФО, Казахстан

лицевой

4-6

ООО «КомСтрой», РО, Шахты

60

з/д

М-100, М-125, М-150

ЮФО, СКФО

рядовой

4-6

ЗАО «Холдинг-СКЗ», РО, Сальск


з/д

М-100, М-125, М-150

ЮФО

рядовой

7

ООО «Фабрика керамических изделий», КК, Краснодар

50

з/д

М-150

ЮФО, СКФО

рядовой, лицевой

8

ООО «ТПГ КЧЗ», КБР, Прохладный


з/д

М-100, М-125,

СКФО

рядовой

9-10

ООО «Моздокский кирпичный завод», РСО-А, Моздок

40

з/д

М-100, М-150

СКФО

рядовой

9-10

ООО «Аристотель», РО, Ростов-на-Дону

40

з/д

М-100, М-125

ЮФО

рядовой

11

ООО «Гуковский кирпич», РО, Гуково

36

45,5

М-100, М-125

ЮФО, ЦФО

рядовой

12

ОАО «Донской кирпич», РО, Ростов-на-Дону

36

з/д

М-125, М-150

ЮФО

рядовой

13-14

ОАО «Губский кирпичный завод», КК, Губская

30

з/д

М-125, М-150

ЮФО, СКФО

лицевой

13-14

ООО «ЗСК «Монолит», СК, Ставрополь

30

з/д

М-150, М-200, М-300

ЮФО, СКФО

лицевой

15

ООО «Пламя», КК, Стародеревянсковская

20,5

19,1

М-100, М-150

ЮФО

рядовой

Силикатный кирпич

1

ЗАО «ПО «Завод силикатного кирпича», ВО, Волгоград

149,8

52,7

М-125, М-150, М-175, М-200

ЮФО

рядовой, лицевой

2

ЗАО «Завод силикатных и изоляционных материалов», ВО, Волгоград

145,1

з/д

М-150, М-200

ЮФО

рядовой

3

ОАО «Глубокинский кирпичный завод», ГК «ТИБЛ», РО, пос. Глубокий

120

82

М-150, М-300

ЮФО, ЦФО, СКФО, Казахстан

лицевой

4

ЗАО «Михайловский завод силикатного кирпича», ВО, Михайловка

120

з/д

М-175, М-250, М-200, М-300

ЮФО, ЦФО

рядовой, лицевой

5

ОАО «Цигель», СК, Зеленокумск

110

з/д

М-175, М-200,

ЮФО, СКФО

лицевой, рядовой


Принятые сокращения:
З/д — закрытые данные;
АО — Астраханская область;
ВО — Волгоградская область;
КБР—Кабардино-Балкарская Республика;
КК — Краснодарский край;
РО — Ростовская область;
РСО-А — Республика Северная Осетия-Алания;
СК — Ставропольский край.

Как мы считали
В рейтинг вошли крупнейшие предприятия по производству керамического и силикатного кирпича на Юге России, которые действуют в настоящее время. Основанием для ранжирования является проектная мощность (млн у. е. кирпича в год). На тех заводах, где проектная мощность одинаковая, учитывался объем выпущенной продукции за 2013 год (млну. е. кирпича). Данные предоставлены предприятиями, региональными департаментами по строительству. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.