Загрязнитель заплатит?

«Вестник» представляет рейтинг крупнейших инвестпроектов в сфере мусоросортировки и мусоропереработки на Юге России

03.05.2013
Яндекс.Дзен Instagram
Ежегодно на Юге России образуется около 8,19 млн тонн ТБО, из которых 35% пригодно для вторичной переработки. Сегодня утилизируется лишь небольшая доля образующегося мусора, остальное вывозится на свалки, площадь которых, как следствие, увеличивается год от года. Несмотря на сложности, отрасль переработки ТБО развивается с каждым годом: увеличивается количество мусоросортировочных станций, начинается строительство мусороперерабатывающих предприятий. Особые надежды участники рынка и регуляторы возлагают на принятие изменений в ФЗ № 84 «Об отходах производства и потребления»: в этом случае отрасль получит новые источники финансирования благодаря обязательным отчислениям загрязнителей окружающей среды.

Пилотные проекты сопровождаются экоуроками
По данным «Вестника» на апрель 2013 года, в пяти регионах Юга России: в Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях, Краснодарском и Ставропольском краях — реализуются 12 инвестиционных проектов в сфере мусоросортировки и мусоропереработки. Все эти объекты вошли в печатную версию рейтинга, совокупный объем инвестиций составляет около 21,5 млрд рублей. Из них 47% приходится на объекты Астраханской области, 30% — Ростовской области, более 15% — Ставропольского края, 5% — Волгоградской области, 3% — Краснодарского края. — У южных регионов существуют неоспоримые преимущества перед остальными субъектами Федерации в строительстве новых производств, — объясняет советник по устойчивому развитию Программы IFC по стимулированию инвестиций в ресурсоэффективность Нина Коробова. — Благодаря региональной специфике у Юга имеется большой потенциал утилизации биоотходов, а климатические условия облегчают строительство и транспортировку, работу с сельской местностью в отношении компостирования. Но при этом не стоит упускать из виду, что в жарком климате отходы быстрее разлагаются и имеют более выраженное негативное влияние на комфорт среды обитания человека. В конце прошлого года запущен в промышленную эксплуатацию первый в ЮФО мусоросортировочный комплекс (МСК) с современным полигоном (инвестор — ЗАО «АПЭК»). На втором этапе планируется создание Наримановского промышленного экопарка для реализации замкнутого цикла обращения с отходами. Также будет развито и направление по утилизации опасных отходов (люминесцентных ламп, медицинских отходов). По словам директора по правовым вопросам ЗАО «АПЭК» Ирины Грибановой, мало запустить новое производство, необходимо еще воспитать людей. Компания будет проводить общественные работы по воспитанию нового экологического поведения населения, которое должно изменить отношение людей к проблемам утилизации ТБО и проблемам окружающей среды в целом. Для этого на территории Астраханской области проводятся экоакции, экоуроки и т.д. Тормозит проект необходимость затрат на обустройство площадок с отдельными контейнерами под отходы. Чтобы ускорить процесс, Александр Жилкин предложил на всех областных социальных объектах ввести селективный сбор за счет бюджета и таким образом резко увеличить «площадь» реализации проекта.

Сравнительно недавно начал работу в Краснодарском крае мусороперерабатывающий комплекс (инвестор — ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комплекс»). Мощность комплекса уже сейчас составляет 200 тыс. тонн в год, планируется увеличение мощностей. Вывоз брикетированного мусора осуществляется на ближайший к Сочи лицензированный полигон. Деятельность данного комплекса позволит вовлечь во вторичный оборот до 50% полезных утильных фракций ТБО: бумагу и картон, черные и цветные металлы, стекло, текстиль, полимеры ПЭТФ, полиэтилен и полипропилен. В Ростовской области реализуется проект мусоросортировочного предприятия, которого крайне не хватало в данном регионе при столь высоких показателях образования ТБО. Уже сейчас ведутся проектно-изыскательские работы по инвестпроекту «Экологический кластер переработки бытовых и промышленных отходов в Ростовской области» (инвестор — «ЭкоСтрой-Дон») в Октябрьском районе, где планируется строительство комплекса по сортировке и переработке ТБО и промышленных отходов с использованием механической обработки и получение при этом альтернативного топлива. Начать строительство предполагается в июне 2013 года, а запустить первый модуль по сортировке мусора мощностью 300 тыс. тонн в год — в конце этого года. «Продуктом переработки отходов станет синтез-газ, который можно использовать для получения электроэнергии, — отмечает генеральный директор ООО «ЭкоСтрой-Дон» Альфред Минин. — Это станет возможно на заключительном этапе в 2015 году, когда мощность переработки достигнет 600 тыс. тонн».

Обращение с отходами требует межмуниципальной кооперации
В течение 2011-2012 гг. южнороссийские регионы формировали и утверждали программы, направленные на создание региональных систем обращения с отходами и развитие отрасли в субъектах. Причем схемы размещения объектов основаны по принципу отнесения к одному межмуниципальному экологическому отходоперерабатывающему комплексу нескольких муниципальных районов или групп поселений. Согласно программе «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области на 2014-2020 гг.», за счет инвесторов будут построены межмуниципальные экологические отходоперерабатывающие комплексы (МОЭК) с размещением мусоросортировочных станций, которые обеспечат возврат в экономику до 1 млн тонн вторсырья, рекультивацию и возврат в хозяйственный оборот до 400 га нарушенных земель. В рамках программы с 2014-го по 2020 год предусмотрено 5,6 млрд рублей, из них большая часть — порядка 4,8 млрд рублей — из внебюджетных источников. МЭОК будет восемь (Мясниковский, Новочеркасский, Неклиновский, Красносулинский, Сальский, Волгодонский, Морозовский и Миллеровский). Органы местного самоуправления по решению правительства РО должны определить в рамках генеральных схем очистки своих территорий одну свалку, лицензированную, обустроенную в соответствии с природоохранным законодательством, куда и будут вывозиться отходы до ввода в эксплуатацию МЭОК. Остальные свалки будут законсервированы с последующей их рекультивацией.
— На данный момент на территории Ставропольского края практически нет документально оформленных в соответствии с действующим законодательством полигонов твердых бытовых отходов, — отмечает первый заместитель министра природных ресурсов охраны окружающей среды Ставропольского края Андрей Елисеев.
— ТБО размещаются на временных площадках. На Ставрополье планируется применить схему межмуниципального размещения объектов переработки и захоронения отходов, уже определены 16 межмуниципальных зональных центров. Предполагается, что на территории Кавказских Минеральных Вод должны действовать два зональных центра, где основной упор будет сделан на сортировку ТБО и извлечение из него вторичных материальных ресурсов. Первый центр (Кавминводский) планируется создать на базе лицензированных полигонов ООО «Арго» на территории Предгорного и Минерало-водского районов. Второй — Георгиевский (инвестор — ООО «Сфера-М»), которым также будут пользоваться восемь муниципалитетов. Специалисты НИИ прикладной и экспериментальной экологии КубГАУ, разработавшие проект «Единой динамической схемы транспортировки, переработки и управления отходами производства и потребления на территории Краснодарского края», считают, что фактический объем накопленных отходов превышает проектную мощность свалок более чем на 15,8 млн т. Заполняемость большинства свалок ТБО в крае превышает 100%. Созданная ООО «ЭКОПРОЕКТ» «Краевая схема межмуниципального расположения объектов размещения ТБО на территории Краснодарского края» предполагает рекультивацию 198 существующих объектов размещения ТБО и строительство 11 межмуниципальных экологических отходоперерабатыва-ющих комплексов (МЭОК) — Краснодарского, Абинского, Крымского, Новороссийского, Тимашевского, Староминского, Тихорецкого, Новокубанского, Усть-Лабинского, Лабинского и Белореченского. Сметная стоимость работ на проектные, изыскательские и технологические этапы работ по рекультивации 198 объектов размещения ТБО общей площадью свыше 766 га составит свыше 3,149 млрд рублей. Разработчиками из КубГАУ предложено, что некоторые группы проблемных отходов (химреактивы отработанные, антифриз и смолы, стеклобой, отходы пластмассы, картон и т.д.), образуемые от потребления населением и промышленными предприятиями, могут быть переработаны совместно на территории МОЭК. Для развития инфраструктуры по переработке и утилизации проблемных отходов необходимо построить на территории МОЭК дополнительные объекты сметной стоимостью свыше 1,242 млрд рублей (см. таблицу Межмуниципальные объекты по утилизации проблемных объектов в Краснодарском крае). При реализации этих мероприятий объем переработки проблемных отходов увеличится в 4 раза (с 16% до 66%), что соответствует концепции по утилизации отходов в Краснодарском крае до 2020 года. В прошлом году стартовала инвестиционная программа и в Волгоградской области, в рамках которой предусматриваются строительство и эксплуатация целого комплекса объектов: десяти межмуниципальных полигонов ТБО, шести мусоросортировочных комплексов и десяти мусороперегрузочных станций.

Надежда на закон
Большая часть участников рынка считают, что законодательная база в сфере сбора, сортировки и переработки отходов нуждается в доработке под современные показатели и уровень жизни, часть норм создает дополнительные барьеры, порой непреодолимые для участников отношений. Уже третий год ведутся разговоры об изменении ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления».
Согласно проекту поправок к рассмотренному в первом чтении в Госдуме РФ закону, основной задачей станет экономическое стимулирование вовлечения отходов в хозяйственный оборот. Среди главных инструментов: — установление ответственности производителя (импортера) товаров (продукции), утративших потребительские свойства, в том числе упаковки таких товаров, по обеспечению их утилизации;
— создание внебюджетного государственного фонда обращения с отходами потребления;
— дифференциация тарифов на обезвреживание и захоронение отходов;
— установление норм накопления ТБО населением;
— поэтапное введение запретов на захоронение отдельных видов отходов, являющихся вторичными ресурсами.
При этом производителям (импортерам) дается свобода выбора по исполнению принципа ответственности: либо самостоятельно (в порядке, определяемом Правительством РФ), либо путем уплаты отчислений — «экологического взноса», направленного на вовлечение отходов в хозяйственный оборот — во внебюджетный госфонд. Средства, накапливаемые в фонде, предназначаются для строительства, реконструкции и модернизации производств, осуществляющих обращение с отходами, а также для приобретения машин, оборудования, разработки технологий обращения с отходами и т.д. При этом минимальный объем требуемых средств оценивается примерно в $ 16 млрд. По мнению сторонников закона, в следующие 10 лет после принятия законопроекта в стране удастся создать новую отрасль переработки отходов, в том числе 264 мусороперерабатывающих завода, 249 экологически безопасных полигонов. Управление Фондом платежей предлагается отдать Национальному объединению СРО, которое будет распределять отчисления производителей и импортеров товаров. Начальник Управления государственного экологического надзора Роспри-роднадзора Наталья Соколова не согласна с некоторыми поправками, связанными с деятельностью саморегулируемых организаций: «Согласно ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и предпринимателей», если организация входит в СРО, то мы имеем право проверить не более 10% компаний, входящих в СРО. В итоге не более 10% из 1100 полигонов в стране будут подлежать проверке. Чтобы они ни сделали, мы не сможем туда зайти! Таким образом, мы становимся заложниками законодательства». По словам директора по правовым вопросам ЗАО «АПЭК» Ирины Грибановой, в нормативных документах не закреплена обязанность каждого отходообразователя производить сортировку своих отходов. Такое положение дел затрудняет работу мусоросортировочных комплексов, т.к. формально никто не обязан пользоваться его услугами. Кроме того, согласно ст. 154 ЖК РФ, собственники жилых помещений не обязаны оплачивать услуги по утилизации (захоронению) образованных ими отходов. При этом вывоз своих отходов они оплатить обязаны в составе платы за жилое помещение. Получается парадокс: вывозящие компании должны либо выбросить отходы, не довозя их до полигона, что, естественно, запрещено, либо оплатить утилизацию за свой счет, что никак экономически не обосновано.
— Надеемся, что в весеннюю сессию депутатами Госдумы закон будет принят, — комментирует ситуацию замминистра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин. — В результате производители и импортеры в России будут нести ответственность за утилизацию товаров, потерявших потребительские свойства.

12 крупнейших проектов по мусоросортировке и мусоропереработке на Юге России 2013 года


Название проекта

Инвестор

Объем инвестиций, млн руб.

Мощность, тыс. тонн/год

Окончание проекта

Технология

1

Комплексная система обращения с отходами, Астраханская область

«Эко-система», ЗАО «АПЭК»

10000

3600

2020

Мусоросортировка, мусоропереработка (ПЭТ, органические отходы, автопокрышки, картон, бумага)

2

Мусороперерабатывающий комплекс, мусороперегру-зочные станции, Ростовская область, Октябрьский район

ООО «Экострой-Дон»

3800

600

2014

Мусоропереработка с производством тепловой и электрической энергии

3

Мусороперерабатывающий завод, Ростовская область, Мясниковский район

ООО «Кадет»

2580

400

2014

Мусоропереработка с производством тепловой и электрической энергии (ПЭТ)

4

Мусороперерабатывающий комплекс, Ставропольский край, г. Лермонтов

Администрация города Лермонтов

1449,5

100-300

2014

Мусоропереработка и захоронение

5

Восемь полигонов ТБО с мусоро-сортировочными комплексами и мусороперегрузочными станциями, Волгоградская область

ЗАО «Управление отходами»

1100

н/д

2014

Мусоросортировка и захоронение

6

Минераловодский межмуниципальный зональный центр, Ставропольский край, Предгорный район

ООО «Арго»

1000

160

2016

Мусоросортировка и захоронение

7

Мусороперерабатывающий комплекс, Краснодарский край, х. Копанского

ОАО «Мусороуборочная компания»

650

320

2013

Мусоропереработка (ПЭТ, стекло, строительный и древесный мусор) и захоронение

8

Межмуниципальный зональный центр ТБО, Ставропольский край, Буденновский район

ООО «Арго»

200

160

2013

Мусоросортировка и захоронение

9

Полигон ТБО и мусоросортиро-вочный комплекс, Ставропольский край, г. Новоалександровск

ООО «СтройСервисКомплект», администрация Новоалександровского муниципального района

194

н/д

2013

Мусоросортировка и захоронение

10

Межмуниципальный зональный центр ТБО, Ставропольский край, Благодарненский район

ООО «Арго»

170

160

2014

Мусоросортировка и захоронение

11

Межмуниципальный зональный центр ТБО, Ставропольский край, Георгиевский район

ООО «Сфера-М»

120

120

2013

Мусоросортировка и захоронение

12

Межмуниципальный зональный центр ТБО, Ставропольский край, Нефтекумский район

ООО «СтройСервисКомплект»

120

120

2013

Мусоросортировка и захоронение


Как мы считали
В рейтинг вошли крупнейшие инвестпроекты мусороперерабатывающих и мусоросортировочных предприятий, которые реализуются на Юге России (Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области) в настоящее время. Основанием для ранжирования является объем инвестиций. В рамках исследования учитывались мусоросортировочные станции при полигонах ТБО и мусороперерабатывающие комплексы. Данные предоставлены инвесторами, отраслевыми министерствами и департаментами, курирующими данный вопрос в регионах. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.