100 крупнейших саморегулируемых организаций России

От количественного роста к повышению качества: этот путь проделали СРО в сфере строительства

28.08.2012
Яндекс.Дзен Instagram

От количественного роста — к повышению качества: этот путь проделали СРО в сфере строительства за три года

Изначальной задачей саморегулирования в строительстве была замена неэффективного государственного контроля строительных организаций на реальный механизм контроля, основанный на субсидиарной ответственности участников рынка и прямом взаимодействии контролирующего органа и строителей. Соответственно, СРО должна была заботиться о должной квалификации участников строительного рынка, представлять интересы сообщества в той или иной форме в его взаимоотношениях с властью и бизнесом. Сегодня эти вопросы решаются довольно успешно, но развитие саморегулирования предполагает усложнение текущих и появление новых задач.

2009-2010 годы были ознаменованы бурным ростом СРО в строительной сфере. В реестре Рос-технадзора в первом полугодии 2012-го уже зарегистрированы 210 СРО, осуществляющих строительную деятельность. Сегодня рост числа СРО прекратился, их количество стабилизировалось. «В перспективе, как в ближайшей, так и в отдаленной, количество строительных СРО расти не будет — этому есть свои основания: практически во всех СРО сейчас ежегодно снижается количество членов в связи с неуплатой членских взносов из-за отсутствия или недостатка заказов, — комментирует председатель правления НП СРО «Объединение строителей Южного округа» Левон Маилян.

— Поэтому тенденция к укрупнению СРО начинает уже проявляться — как только количество членов какой-то СРО приблизится к нижней отметке в 100 членов, ей просто будет необходимо с кем-нибудь объединиться, чтобы выжить и не поставить под удар своих оставшихся членов». По мнению участников рынка, в этой тенденции есть позитивная составляющая. «Увеличивая количество членов СРО из разных регионов, мы имеем полную картину — как живут строительные компании в этих регионах, имеем возможность создать межрегиональное экспертное сообщество. Оно может быть структурировано по территориальному и по отраслевому признаку. У нас достаточно широкий диапазон возможностей внутри СРО, чтобы создать такую систему управления качеством. Пока я говорю, что это плюсы, которые относятся к предпосылкам, то есть мы пока не можем воспользоваться этими плюсами, потому что не хватает определенных положений в законодательстве РФ», — рассказывает председатель совета Некоммерческого партнерства «Центр развития саморегулирования «Объединение некоммерческих партнерств «Главсоюз» Алексей Пышкин.

Еще одна тенденция, связанная с интеграцией российских строителей в международное сообщество, — прием в члены российских СРО зарубежных строительных организаций, действующих на отечественном рынке. Сами СРО считают этот процесс позитивным, отмечая, что он способствует росту здоровой конкуренции и приобретению компаниями нового опыта. «В текущем году в состав гильдии принята строительная организация из Турции «Алмар Каспиан», — рассказывает генеральный директор НП СРО «Гильдия строителей СКФО» Али Шахбанов. — Мне особенно приятно, что расширяется география членов нашего партнерства. Думаю, все они покажут пример успешного развития организации, представят интересные, разнообразные проекты и качественно выполнят свою работу». Исполнительный директор НП СРО «Краснодарские строители» Гисса Хот сообщает о наличии в организации строительной компании из Греции, работающей в Краснодарском крае. Формирование ЕЭП дает этому процессу новый стимул, отечественные СРО открывают представительства в странах-партнерах ЕЭП, чтобы привлечь организации, которые планируют получать заказы в России. «Нас интересуют строители трех стран — России, Беларуси, Украины. Поэтому мы заранее предусмотрели возможность расширения своей деятельности на территорию Беларуси и Украины. Сегодня такие представительства формально существуют, но в полную силу они не работают, потому что белорусские и украинские компании предпочитают регистрировать юрлица непосредственно на территории России, — рассказывает Алексей Пышкин. — Основная идея развития ЕЭП сейчас заключается как раз в том, чтобы допустить на рынок строительства компании, которые зарегистрированы юридически на территории других стран. Как известно, наличие нерезидентов на рынке дисциплинирует его участников».

Выполнить основную задачу оздоровления рынка, по мнению его участников, сегодня не удается в полной мере в связи с невозможностью вытеснить так называемые коммерческие СРО, торгующие допусками. С одной стороны, участники рынка предлагают усилить контроль, который стоит вменить в обязанности либо НОСТРОЙ, либо госорганов. С другой, пока услуги коммерческих СРО востребованы, никакими административными мерами это явление не преодолеть. Заместитель министра регионального развития Илья Пономарев отметил: «Репрессивно-надзорные методы никогда еще к хорошему не приводили. Саму проблему не решим. И даже дополнительные полномочия, которые есть у Национальных объединений, эту проблему системно вряд ли решат. Гораздо более важно создание здоровых экономических мотиваций, создание альянса со страховым сообществом».

Основную причину востребованности услуг коммерческих СРО представители саморегулируемых организаций видят в ФЗ-94. «Этот закон критикуют все — от строителя до президента страны. Его действие весьма негативно влияет на положение дел в строительной отрасли», — поясняет Али Шахбанов. Еще одной насущной проблемой, решение которой лежит в законодательном поле, строительные СРО считают административные барьеры. «При строительстве многоквартирного дома застройщики вынуждены проходить в среднем 100 процедур, затрачивая при этом около трех лет и 25 млн рублей. Количество административных процедур вдвое превосходит количество, предусмотренное федеральным законодательством, а сроки их прохождения — примерно в три раза. И все это — инициатива региональных и местных властей, изобретающих собственные нормативные акты», — приводит результаты специального мониторинга НОСТРОЙ, проведенного в 43 городах РФ, президент СРО «Строительный комплекс Волгоградской области» Михаил Никулин. Эти задачи обсуждались на V съезде НОСТРОЙ и были утверждены в числе приоритетных направлений работы сообщества на 2012-2013 годы. В текущем году утверждены поправки в Градостроительный кодекс, отменяющие запрет на переизбрание на второй срок главы НОСТРОЙ, что дает саморегулированию возможность последовательно претворять в жизнь избранную нынешним руководством стратегию. Сегодня строительное сообщество обсуждает еще одну законодательную инициативу. Согласно ФЗ-337 от 28.11.2011 г., с 1 июля 2013 г. вместо субсидиарной вводится солидарная ответственность членов СРО за результаты своей деятельности. Однако, по мнению представителей саморегулируемых организаций, механизм ввода солидарной ответственности требует дополнительных механизмов, закрепленных на нормативно-правовом плане. Например, необходимо обеспечить реальное участие СРО в производственной деятельности строительных компаний, сейчас строительные компании не обязаны информировать СРО о контрактах и объектах, в строительстве которых принимают участие.

100 крупнейших саморегулируемых организаций России


100 крупнейших саморегулируемых организаций России

Количество членов

Вступительный взнос

Членский взнос, тыс. руб.

1

НП СРО «Объединение инженеров-строителей»

7000

0

60

2

НП «Объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса»

1577

0

50-200*

3

НП «Объединение профессиональных строителей «РусСтрой»

994

30

78-108*

4

НП СРО «ЦЕНТРРЕГИОН»

612

100

120

5

НП «Большая Волга»

442

15

60

6

НП «Объединение Строителей «МОНОЛИТ»

434

50

40

7

НП «Межрегиональная гильдия строителей»

412

30

114

8

НП СРО «Межрегиональное объединение строительных предприятий малого и среднего предпринимательства — ОПОРА»

390

40

60

9

НП «СРО «Союз инженерных предприятий Московской области»

375

10-70**

70

10

НП СРО «Стройрегион-Развитие»

371

0

60

11

НП «Профессионалы строительного комплекса»

342

50

100

12

НП СРО «Межрегиональный центр содействия в организации контроля качества строительных работ»

327

50

50

13

СРО НП «Содействие строительству и реконструкции «СпецСтройРеконструкция»

311

40-100***

60-120****

14

СРО НП «Капитальный ремонт и строительство»

302

100

120

15

НП СРО «Объединение строительных организаций транспортного комплекса»

301

150

150

16

НП «Единое Межрегиональное Строительное Объединение»

296

50

84

17

НП СРО «Московский строительный союз»

276

50

156

18

СРО НП «Союз Специалистов Строительства и Ремонта» (компенсационный фонд 155 187 ООО руб.)

267

50

110

19

НП СРО «Столица» (компенсационный фонд 182 383 895 руб.)

266

150

10-20*

20

НП «Профессиональный альянс строителей»

256

4

48

21

НП СРО «Центрстройэкспертиза-статус»

254

50

50


г. Санкт-Петербург

1

НП организаций строительной отрасли «Строительный ресурс»

3750

5

60

2

СРО НП «Балтийский строительный комплекс»

2049

30

120

3

НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга»

1184

30

96

4

НП «Саморегулируемая организация «Объединенные производители строительных работ»

944

35

60-114*

5

НП «Управление строительными предприятиями Петербурга»

660

30

96

6

НП «Центр развития строительства»

597

35

78

7

НП «Центр объединения строителей «СФЕРА-А»

593

10

72-84*****

8

НП строителей «СтройРегион»

395

5

60

9

НП компаний строительного комплекса «СОЮЗПЕТРОСТРОЙСТАНДАРТ»

349

50

96

Центральный федеральный округ

1

НП «СРО «Союз строителей Московской области «Мособлстройкомплекс», г. Долгопрудный

714

100

60-240******

2

НП «СРО «Строители Белгородской области», г. Белгород

484

10-100******

72

3

НП «МОСМО «Стройкорпорация», г. Пушкино

413

50

83

4

НП СРО «ГЛАВВЕРХНЕВОЛЖСКСТРОЙ», г. Ярославль

399

50

40

5

СРО НП «Объединение строителей Калужской области», г. Калуга

366

50

35

6

НП СРО «Объединение строителей Владимирской области», г. Владимир

361

40

60

7

НП СРО «Объединение строительно-монтажных организаций», г. Липецк

350

50-100******

60

8

НП «СРО «Объединение строителей Тульской области», г. Тула

325

50

60-84******

9

НП «ВГАСУ — Межрегиональное объединение организаций в системе строительства», г. Воронеж

325

80

54-120*

10

НП «СРО «Тверское объединение строителей», г. Тверь

294

100

60

11

НП СРО «Объединение смоленских строителей», г. Смоленск

278

40

48-72*

12

СРО НП «Объединение рязанских строителей», г. Рязань

255

30

40

13

НП СРО «Союз тамбовских строителей», г. Тамбов

246

30

48

Северо-Западный федеральный округ

1

НП СРО «Объединение строителей Республики Коми», г. Сыктывкар

313

30

36-52****

2

СРО НП «Жилищно-строительное объединение Мурманска», г. Мурманск

311

30

96

3

НП «СРО «Строительный союз Калининградской области», г. Калининград

252

65

195

4

НП «Строители Ленинградской области», г. Шлиссельбург

232

50

120

Южный федеральный округ

1

СРО НП «Объединение строителей Южного и Северо-Кавказского округов», г. Ростов-на-Дону

1919

60

60

2

СРО НП «Строительное региональное объединение», г. Краснодар

1519

20

60-90*

3

НП «СРО «Межрегиональный альянс строительных предприятий», г. Волгоград

633

50

60-144*

4

НП «СРО «Региональное объединение строителей Кубани», г. Краснодар

432

50

96-180****

5

НП «СРО «Межрегиональный альянс строителей», Республика Адыгея

396

20

60

6

НП «СРО «Краснодарские строители», г. Краснодар

377

30

72

7

НП СРО «Объединение строителей Астраханской области», г. Астрахань

350

25

84

8

НП «СРО «Волгоградские строители», г. Волгоград

308

5

60

9

НП СРО «Строители Ростовской области», г. Ростов-на-Дону

260

30, 50**

35

Северо-Кавказский федеральный округ

1

НП «Региональное объединение строителей Ставропольского края», г. Ставрополь

386

50

60

2

СРО НП «Содружество строителей Республики Дагестан», г. Махачкала

340

30

60

3

НП СРО «Гильдия строителей Северо-Кавказского федерального округа», г. Махачкала

270

20

50-200*

Приволжский федеральный округ

1

НП «Межрегиональное Объединение Строителей (СРО)», г. Саратов

2362

20-30*****

54-120*****

2

СРО РНП «Содружество строителей Республики Татарстан», г. Казань

1619

75

10-300******

3

СРО НП «Строители Урала», г. Пермь

603

35-45*******

53-65*******

4

НП «СТРОЙГАРАНТ», г. Пермь

600

10-15**

60

5

СРО НП «Межрегиональный союз строителей», г. Саранск

592

30

36-120*****

6

НП СРО «Межрегиональный строительный союз», г. Уфа

550

20

60

7

СРО НП «Содружество Строителей», г. Самара

547

20

42

8

НП СРО «Альянс строителей Оренбуржья», г. Оренбург

461

0

36-186****

9

СРО НП «Строй Форум», г. Нижний Новгород

416

20

60

10

НП СРО работодателей «Союз строителей Республики Башкортостан»», г. Уфа

405

20-200*******

35-455****

11

СРО НП «Объединение строителей «Волга», г. Саратов

361

20

48

12

НП «Объединение нижегородских строителей», г. Нижний Новгород

331

40

50

13

НП «СРО «Самарская гильдия строителей», г. Самара

299

50

84

14

НП СРО «Строитель», г. Ижевск

289

от 5 до 20******

60

15

НП «Западуралстрой», г. Пермь

281

50

60

16

СРО НПСП «СредВолгСтрой», г. Тольятти

276

100

60

17

СРО НП «Строители Поволжья», г. Самара

243

100

60

Уральский федеральный округ

1

НП СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири», г. Челябинск

854

30

36-72****

2

НП СРО «Региональная Строительная Ассоциация», г. Екатеринбург

709

45

42

3

СРО НП «ЮграСтрой», г. Ханты-Мансийск

595

50

60

4

НП «Союз строителей Ямало-Ненецкого автономного округа», г. Салехард

448

65

65

5

НП «СРО Строителей Тюменской области», г. Тюмень

396

0

57

6

СРО НП «Строители Свердловской области», г. Екатеринбург

361

100

80

7

НП СРО «Союз Стройиндустрии Свердловской области», г. Екатеринбург

341

50

50-80*

8

НП «СРО «Гильдия Строителей Урала», г. Екатеринбург

257

0

80

Сибирский федеральный округ

1

НП «СРО «Первая гильдия строителей», г. Омск

1733

10

40

2

СРО НП «Алтайские строители», г. Барнаул

402

20

40-150******

3

НП СРО «Строителей Байкальского региона», г. Иркутск

387

50

84

4

СРО НП «Томские строители», г. Томск

381

50

60-240******

5

НП «СРО «Союз строителей Омской области», г. Омск

368

10

35

6

СРО НП «Строителей Сибирского региона», г. Новосибирск

309

50

60

7

СРО НП «Ассоциация инжиниринговых компаний», г. Чита

302

30-40*****

60

8

СРО НП «Союз строителей Западной Сибири», г. Барнаул

302

5

38,4

9

НП СРО «Енисейский альянс строителей», г. Красноярск

279

25

90

10

НП СРО «Красноярские строители», г. Красноярск

275

75

65

11

НП СРО «Новосибирские строители», г. Новосибирск

262

40

45,6

12

СРО НП МНОС «Сибирь», г. Новосибирск

259

100

96

Дальневосточный федеральный округ


НП СРО «Союз строителей Якутии», г. Якутск

392

60

61


НП СРО «СРСК Дальнего Востока», г. Хабаровск

346

50

48-96*


НП СРО «Сахалинстрой», г. Южно-Сахалинск

264

20-50****

60-300****


НП «Дальневосточное объединение строителей», г. Хабаровск

239

50-200***

78-96*


* зависит от количества и типа групп видов работ

** зависит от организационно-правовой формы

*** в зависимости от годового оборота

**** в зависимости от объема прибыли

***** в зависимости от региона

****** в зависимости от объема выполненных работ за предыдущий год

******* зависит от размера предприятия

В рейтинг вошли первые сто крупнейших саморегулируемых организаций, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства России из реестра членов НОСТРОЙ. Основание для ранжирования — количество членов, входящих в состав СРО. Данные предоставлены СРО или взяты с их официальных сайтов (на 9 июня 2012 года). Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.