В Россию — с любовью

В Россию — с любовью

Для иностранных производителей стройматериалов наша страна по-прежнему является важнейшим рынком

Крупнейшие мировые бренды строительных материалов давно и достаточно успешно работают в России, многие из них за последние 15-20 лет обзавелись собственными заводами и производственными площадками, купленными или построенными с нуля. Несмотря на режим взаимных санкций и в целом довольно прохладные отношения с западным миром, европейский и американский бизнес, напротив, только наращивает свое присутствие в нашей стране. Отечественный рынок качественных стройматериалов далек от насыщения, и перспективы роста здесь отличные, уверены иностранные бизнесмены.

Финская краска, итальянские сэндвичи
Крупнейшие бренды строительных материалов, открывшиеся в основном еще в первой половине ХХ века, на самом деле имеют довольно богатую историю взаимоотношений с нашей страной. Активный строительный бум 60-70-х годов, когда КПСС поставила задачу обеспечить трудящихся отдельным жильем, породил в Советском Союзе колоссальный спрос на стройматериалы, а мегастройки вроде Олимпийских игр-1980 и нескольких поэтапных реноваций Москвы лишь подхлестнули его.
Для финской Tikkurila, к примеру, СССР стал одним из ключевых экспортных рынков еще в 70-е годы прошлого века, причем финны не просто торговали у нас своими красками, а выстраивали под потребности советской стройки целую индустрию. Так, финны рассказывают, что именно им пришла в голову идея добавлять специальные пигментные пасты в базовые краски прямо в магазине — это в разы расширило ассортимент готовых цветов и имело у не привыкших к такой роскоши советских граждан колоссальный успех.
Говорят, что в преддверии московской Олимпиады Tikkurila практически полностью переключилась на советский рынок, работая на пределе производственных возможностей, а краска из Финляндии шла в СССР целыми железнодорожными составами.
Когда в начале 60-х годов молодая датская компания Grundfos только начала завоевывать мир, одним из ключевых рынков для нее, наряду с европейским и американским, стал Советский Союз — долгое время именно в нашей стране объемы продаж насосов были наиболее весомыми из всех экспортных направлений.
С 70-х годов работает в Союзе и Knauf, к чьему технологическому лидерству во многих секторах промышленности стройматериалов приложили руку и отечественные инженеры и ученые. Так, в компании рассказывают, что основатель гипсовой империи доктор Альфонс Кнауф очень высоко оценивал советскую науку и организовал постоянный обмен научной и технологической информацией с рядом институтов СССР, а позднее даже открыл в Москве представительство компании «КНАУФ Инжиниринг».

А для одного из сегодняшних лидеров международного рынка сэндвич-панелей Gruppo Manni история покорения мира вообще началась с нашей страны. Франческо Манни, вице-президент холдинга, рассказывал в интервью «Вестнику», что 35 лет назад его семье, владевшей тогда еще небольшим бизнесом по производству стройматериалов в Вероне, предложили поучаствовать в строительстве трубного завода в Волжском. То сотрудничество стало знаковым для компании: сегодня она владеет более чем 20 производственными площадками по всему миру, а оборот в целом по группе превышает полмиллиарда евро. Франческо Манни, наследник бизнес-империи Manni, даже женился на русской девушке, а в разгар санкционной войны после возвращения Крыма открыл в Волгоградской области завод. «Оставим политику политикам — простые итальянцы любят Россию и хотят с ней дружить. У вас потрясающий народ, традиции и культура, так что мы не собираемся пересматривать свои отношения с Россией, для нас это по-прежнему близкий партнер и важнейший рынок», — говорит он.

В начале 90-х годов для европейского бизнеса начался новый этап знакомства с нашей страной. Если до того импортные строительные материалы поставлялись в Россию централизованно и в довольно ограниченных объемах, то теперь иностранцы получили возможность работать напрямую с клиентами, открывая собственные представительства, а впоследствии и производства.
Счет — на миллиарды
Одной из первых западных компаний-производителей материалов для стройки и ЖКХ, наладившей собственное полноценное производство в России, стал Danfoss. Еще в 1993 году датчане открыли производство радиаторных терморегуляторов в Москве и впоследствии только усиливали производственное направление, доведя уровень локализации по отдельным позициям до 95% и создав в стране целые высокотехнологичные направления. Сегодня у компании в России две производственные площадки. На самой большой из них — заводе в Лешково — выпускаются блочные тепловые пункты, термоэлементы и клапаны, в Дзержинске — теплообменное оборудование. Согласно исследованию аналитического центра МИД «ЕвроМедиа», среди компаний сектора именно «Данфосс» заработал в России на собственном производстве больше всех — 17,2 млрд рублей.
На втором месте топа — французская компания Saint-Gobain, у которой в России восемь заводов. В Егорьевске и Челябинске она производит теплоизоляционные материалы ISOVER, в Арзамасе, Полевском и том же Егорьевске — сухие строительные смеси WEBER, в Гомзово — гипсовые строительные плиты GYPROC, в Тамбове — теплоизоляционные материалы на основе каменного волокна. Также у Saint-Gobain есть доля в совместном с турецкой Trakya Cam Sanayii A.Ş. — предприятии по производству листового стекла в СЭЗ «Алабуга» (Татарстан). В совокупности российские предприятия французского промышленного гиганта произвели в 2018 году продукции почти на 16 млрд рублей.
Третье место в рейтинге — у немецкой Knauf. Компания занимается производством в России с 1991 года, когда на инвестиционном конкурсе приобрела акции комбината теплоизоляционных и гипсовых изделий в подмосковном Красногорске. Тогда, как вспоминают в немецком концерне, отечественная промышленность строительных материалов находилась в довольно жалком состоянии — большинство заводов было в плохом состоянии, отсутствовала возможность закупки запасных частей, долгое время не проводилось техническое обслуживание, производимая ими продукция никому не была нужна, так как ее ассортимент и качество совершенно не соответствовали требованиям времени. Тем не менее Knauf, видя в российском рынке колоссальный потенциал, стала активно работать в нашей стране, скупая старые и строя новые предприятия, возведя в России целую производственную империю. Всего за семь лет (с 1995-го по 2002 год) компанией в России были запущены заводы по выпуску металлических профилей в Красногорске и Псебае (Краснодарский край), сухих строительных смесей на основе гипса в Красногорске, Баскунчаке (Астраханская область), Псебае, Челябинске, Дзержинске (Нижегородская область) и Санкт-Петербурге, КНАУФ-суперлистов и элементов пола в Дзержинске. В дальнейшем компания пополнилась еще несколькими производственными площадками, расширяла ассортиментную линейку, в итоге превратившись в одну из крупнейших производственных компаний сектора в стране. В 2018 году эти российские производственные подразделения принесли немецкому концерну 15,5 млрд рублей выручки. 

20 мировых брендов строительных материалов по инвестициям в Россию
Компании Название головной компании Страна Что производит Какими брендами представлена в России Выручка в 2018 г., млн рублей
1

ООО «Данфосс»

Danfoss Дания Тепловая автоматика, холодильное оборудование Danfoss 17 200
2

ООО «Сен-Гобен Строительная Продукция Рус»



Saint-Gobain Франция

Сухие строительные смеси, гипс, изоляция,абразивные материалы, звукопоглощающие панели и потолки

Weber-Vetonit, Gyproc, Isover, Isotec, Isoroc, Norton, Ecophon 15 900
3 ООО «Кнауф Гипс» Knauf Gips KG Германия

Гипсокартонные листы, сухие строительныесмеси, тепло- и энергосберегающие изоляционные материалы

Knauf, AQUAPANEL, KNAUF THERM 15 500
4

ОАО «Сухоложскцемент», ООО «ДюккерхоффКоркино Цемент», ОП «Омский цемент»

Buzzi Unicem/Dyckerhoff Италия Цемент, товарный бетон Dyckerhoff 14 050
5 ООО «Эй Джи Си Флэт Гласс Клин» AGC Glass Бельгия Листовое стекло AGC 12 900
6 ООО «Роквул» ROCKWOOL Дания Теплоизоляционные, звукоизоляционные и огнезащитные материалы Rockfon, Grodan, Rockpanel 12 200
7 ООО «Гардиан Стекло Рязань», ООО «Гардиан Стекло Ростов» Guardian Industries США Листовое стекло Guardian 11100
8 ООО «Тиккурила» Tikkurila Финляндия Краски, лаки, грунтовки, шпатлевки, текстурные покрытия, антисептики Tikkurila, Finncolor, Beckers «ТЕКС», «Ленинградские краски» 11 000
9 ООО «Грундфос» Grundfos Дания Компрессоры, насосное и водонапорное оборудование Grundfos 10 700
10 ООО «Хенкель Баутехник» Henkel Германия Сухие бетонные смеси, сухие строительные смеси, герметики, монтажная пена Ceresit 9 665
11 ООО «Пилкингтон Гласс» NSG Group Япония Листовое стекло Pilkington 5 770
12 ООО «Зика» Sika Швейцария Сухие строительные смеси, добавки в бетон и раствор, поликарбоксилатные эфиры Sika 4 660
13 ООО «БАСФ Восток» BASF Германия Лаки, краски, химические добавки в бетон, решения для гидроизоляции и герметизации, промышленные полы Master Builders Solutions 2 950
14 ООО «Эм-Си Баухеми» MC-Bauchemie Германия Сухие строительные смеси, бетон, ЖБИ PLITONIT 2 700
15 ООО «Лафарж Нерудные Материалы и Бетон» Lafarge Франция Цемент, нерудные материалы Holcim, Ductal, DOROMIX, OneCEM, Airium, Geocycle 2 585
16 ООО «ДАВ-Руссланд» Deutsche Amphibolin Werke Германия Лакокрасочные материалы, системы теплоизоляции фасадов, напольные покрытия, декоративные материалы Caparol, Alpina, Disbon, Krautol 2 160
17 ЗАО «Мапеи» MAPEI Италия Клеи, шовные заполнители и герметики для плитки и камня, гидроизоляционные системы, добавки в бетоны и растворы MAPEI 2 000
18 АО «КИИЛТО-КЛЕЙ» Kiilto Финляндия Клеи, сухие строительные смеси Kiilto 1 400
19 ООО «Виллако» BMI Icopal Великобритания Кровельные, паро- и гидроизоляционные материалы Icopal, DECRA, Braas 660
20 ООО «Крайзель Рус» FIXIT GRUPPE Швейцария Штукатурки, стяжки, наливные полы, плиточные клеи Kreisel 280
Как мы считали
Как мы считали. В рейтинг вошли производители строительных материалов, располагающие производственными подразделениями и площадками в России. Основным критерием для ранжирования является выручка за 2018 год. Для составления рейтинга использована информация самих компаний, данные веб-сервисов «Сбис», «Руспрофайл», официальных сайтов, выступлений руководителей компаний, годовых отчетов участников рейтинга и других открытых источников информации. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.
Логотип Вестник Строительство