Цифровой водоканал

АО «Нижегородский водоканал» активно внедряет в рабочие процессы информационные системы

14.08.2020
В настоящее время Нижегородский водоканал следует стратегии развития, которая подразумевает поиск новых подходов в части совершенствования производственных технологий, а также повышения внутренней эффективности предприятия. Режим повышенной готовности, введенный с конца марта 2020 года в России, только подтвердил правильность выбранного направления и необходимость цифровизации большинства процессов. 

Цифровизация работы с абонентами. Сразу после того, как стало известно о введении режима самоизоляции, водоканал запустил на сайте новый многофункциональный «Личный кабинет», который открывает дополнительные возможности как для физических, так и для юридических лиц. 
«Главной задачей было определено обеспечение абонентов необходимыми услугами, несмотря на все ограничения», — подчеркивает генеральный директор АО «Нижегородский водоканал» Николай Николюк. — В новом личном кабинете можно не только оплатить услуги онлайн, но и сообщить о замене счетчика (при этом он считается введенным в эксплуатацию с момента подачи заявления), передать показания, заключить договор о подключении к сетям с выдачей условий подключения, сформировать акты сверки, получить выписки и статистики по счетам.
Преимуществом стала возможность добавлять к своей учетной записи несколько лицевых счетов, причем как по жилым, так и по нежилым помещениям. Благодаря этому собственник компании может делегировать управление лицевым счетом одному из сотрудников. 
Результат внедрения личного кабинета — это отсутствие необходимости посещения населением абонентских пунктов компании, которые сейчас, до снятия режима повышенной готовности, работают только на выдачу готовых документов. Записаться, кстати, на которую также можно через личный кабинет, исключив ожидание в очереди и минимизировав контакты с другими абонентами. 

Повышение платежной дисциплины. Острым вопросом для всех ресурсоснабжающих компаний стало снижение платежной дисциплины у ряда абонентов. В некоторых компаниях собираемость платежей упала до 50%. Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, Нижегородский водоканал сохранил собираемость платежей на высоком уровне с тенденцией к дальнейшему повышению. По итогам первого полугодия она составила 98%. 
Кроме того, впервые за десятилетие водоканал зафиксировал снижение размера общей дебиторской задолженности абонентов. По итогам первого полугодия оно составило 0,6% по сравнению с суммой задолженности, образовавшейся в начале года. Ранее уровень долга абонентов из года в год увеличивался. В два раза снизился и темп прироста просроченной дебиторской задолженности. Если в первом полугодии прошлого года этот показатель составил 3,2%, то в текущем всего 1,7%. Большинство новых долгов не переходят в «хроническую» стадию и оплачиваются в течение двух месяцев после образования.
Этих результатов удалось добиться за счет целенаправленной работы. В прошлом году была запущена информационная система, предназначенная для оптимизации и автоматизации работы с дебиторской задолженностью как на этапе досудебной работы, так и в судебном порядке. Рост собираемости платежей за услуги водоснабжения и водоотведения составил порядка 2%, в денежном выражении это около 120 млн рублей. 

Необходимость создания и внедрения программного комплекса была обусловлена тем, что нарастающий объем должников сотрудники центра по работе с абонентами не успевали обрабатывать в срок. Значительная часть рабочего времени уходила на мелкие операции, в частности на сведение данных из различных источников, систем и файлов.
После внедрения системы в один клик стало реально решить ряд задач, на обработку которых ранее уходило несколько дней. Она позволяет сформировать и разослать ежемесячно до 5300 электронных писем, 5000 звонков в режиме автодозвона, чтобы напомнить абонентам о задолженности перед водоканалом, также имеется возможность рассылки до 1200 СМС-уведомлений. Если долг не погашен, система позволяет автоматизированно сформировать до 7600 претензий в месяц для рассылки почтовым агентом. В случае со злостными должниками формируются претензионные документы для суда. Так, с учетом объема просроченной задолженности юридических лиц и нагрузки на сотрудников по представительству в судах с помощью системы готовится до 75 таких исковых материалов.
нижегородский водоканал.jpg
Принципы бережливого производства. Работа всех информационных систем органично вписывается в философию бережливого производства, которая сейчас внедряется во всех подразделениях предприятия. В октябре прошлого года Нижегородский водоканал стал первым в России ресурсоснабжающим предприятием, подписавшим соглашение о сотрудничестве с Федеральным центром компетенций в рамках участия в проекте «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях». И уже в феврале 2020 года совместно с АНО «ФЦК» провел стратегическую сессию по применению инструментов бережливого производства на российских предприятиях водоснабжения и водоотведения. На мероприятие в Нижнем Новгороде съехались представители водоканалов и профильные министерства разных регионов, а также региональные центры компетенций — всего более 100 человек. 

В ходе сессии Нижегородский водоканал ознакомил коллег с результатами, полученными за время работы по принципам «бережливого производства». Особо заинтересовала всех работа информационной системы «Мобильный инспектор». Полноценное рабочее место инспектора на смартфоне позволяет ему удаленно получать задание на выезд к абоненту. Все данные вносятся в ИС «Мобильный инспектор», а после проверки загружаются в «АСУС», у сотрудника нет необходимости возвращаться в офис. Оптимизация позволила сократить время работы с абонентом в три раза. 

Экономия ресурсов. Хорошие результаты по увеличению производительности труда и экономии ресурсов показывает система Wialon Local. Это современная система GPS/ГЛОНАСС мониторинга и управления транспортом, позволяющая контролировать расход топлива, показатели электронных систем автомобиля, а также дополнительных цифровых и аналоговых датчиков, подключенных к GPS или ГЛОНАСС.
Система GPS установлена на 364 транспортных средствах водоканала. Данные по каждой машине обновляются на экране каждые 2-3 секунды, что позволяет отслеживать работу в режиме реального времени. И, конечно, выявлять простои, так как система не только фиксирует прибытие техники на место, но и дает информацию о том, работает ли, например, экскаватор или находится в режиме ожидания. В самом начале пользования системой Wialon простои техники достигали более 5 часов. Сейчас это время сократилось до 2 часов. 
Что касается экономии, то лучше всего о ней говорят цифры. Уже в период установки оборудования на транспорт и запуска новой системы удалось сэкономить 45 тонн топлива. Тенденция сохранилась и в этом году. За первое полугодие 2020 года по сравнению с 2019 годом экономия топлива составила 177 тыс. литров.

Уже на данном этапе очевидно, что внедрение цифровых технологий в работу водоканала решило такие задачи, как автоматизация типовых операций, обеспечение прозрачности и координации действий при работе с абонентами, соблюдение регламентных сроков и процедур, повышение эффективности применяемых мер, снижение человеческого фактора, сокращение объема дебиторской задолженности.
«Важно отметить, что большую роль в реализации проектов играет заинтересованность руководителей и сотрудников подразделений, — отмечает Николай Николюк. — Если все осознают значимость происходящих изменений, процессы протекают значительно проще и дают быстрый результат». 
Авторы: Екатерина Козлова