Светлана Разворотнева: «Сфера управления МКД требует серьезной реновации»

Устранить правовые коллизии в сфере жилищного строительства и капитального ремонта, установить предельный уровень потерь в сфере водоснабжения, отрегулировать рынок управляющих компаний — эти и многие другие вопросы находятся сегодня на повестке Госдумы РФ по строительству и ЖКХ.

18.03.2022
 Подробнее о ключевых законопроектах, уже принятых и рассматриваемых в настоящее время законодателями совместно с отраслевыми ведомствами и экспертами рынка, а также о том, какие инновационные перемены произойдут в жилищно-коммунальном хозяйстве после принятия одного из самых ожидаемых документов — Стратегии развития строительной отрасли, в эксклюзивном интервью «Вестнику» рассказала заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.

Светлана Викторовна, какие профильные законопроекты уже приняла Госдума VIII созыва?
В первую сессию Госдума VIII созыва сосредоточилась на законопроектах, позволяющих «расшить» правовые коллизии в сфере жилищного строительства и капитального ремонта. В частности, был принят законопроект, уточняющий понятие «многоквартирный дом», дом блокированной застройки.
В сфере ЖКХ стоит отметить законопроект о нормативах потерь в сфере водоснабжения. Ранее в этой сфере не было установленного предельного уровня потерь (в отличие от электроэнергетики и теплоснабжения), в связи с чем потребителям зачастую приходилось расплачиваться за неэффективность ресурсоснабжающих организаций — все потери ложились в тариф.
Также был принят закон, который позволил РСО и УК обращаться в суды по взысканию задолженности без предоставления персональных данных неплательщиков. Соответствующее требование должно было вступить в действие 1 января 2022 года, однако механизмы получения данных неплательщиков так и не были предложены — принятый закон обеспечил отсрочку действия данной нормы на полгода. За это время должна быть выстроена система, с помощью которой суды смогут получать персональные данные без участия поставщиков жилищных и коммунальных услуг.
В первом чтении принят законопроект, увеличивший кворум для проведения общих собраний собственников при выборе управляющих компаний. В настоящий момент сменить управляющую компанию можно при обеспечении фактически 25% голосов собственников + 1 голос. Это зачастую приводит к тому, что в доме появляется несколько групп собственников, каждая из которых пытается «протащить» свою компанию. В этом случае мы сталкиваемся с чередой общих собраний, «войной протоколов» и прочими сложностями. После принятия законопроекта кворум для подобных решений будет составлять 50% + 1 голос от всех собственников (а не только принявших участие в собрании).
Безусловно, самым важным и значимым законом первой сессии стало создание ППК «Фонд развития территорий» — он появился путем объединения ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» и Фонда защиты прав дольщиков.

На каком этапе сегодня находится создание Фонда развития территорий? Понятно ли уже, каким будет механизм расселения жителей домов, признанных аварийными после 1 января 2017 года?
В настоящий момент новый институт развития проходит организационный этап, который должен будет закончиться к 1 апреля. При этом, как заявил недавно генеральный директор Фонда ЖКХ Константин Цицин, это не повлияет на реализацию действующих программ переселения. В настоящее время большинство регионов реализует программы переселения аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года (срок реализации этой программы — до 1 января 2025 года). Однако ряд субъектов уже закончил данную программу и приступил к расселению аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2021 ода. Очевидно, что новые программы будут осуществляться новыми методами. Активно будет использоваться механизм комплексного развития территорий — это позволит привлечь к реализации программ частные инвестиции. Активно обсуждается расширение инструментов социального найма при реализации программ. При этом конкретные механизмы и инструменты Госдуме еще предстоит обсуждать вместе с Правительством РФ. В частности, мне кажется чрезвычайно важным при переселении из аварийного жилья защитить права собственников жилья, имеющих низкие доходы.

Сегодня в соответствии с 32-й статьей ЖК РФ базовым принципом при расселении жилья является предоставление аналогичных помещений для граждан, занимающих помещения на основании договора социального найма. А вот для собственников это — выкупная стоимость. При этом по решению региона выплата выкупной стоимости помещения и земельного участка может быть заменена на предоставление аналогичного помещения. Такой подход создает серьезные риски для собственников с низкими доходами. Полученных денег может не хватить для приобретения нового жилья, и люди рискуют остаться без крыши над головой. Считаю необходимым для граждан с низкими доходами предусмотреть обязательное предоставление равноценного жилья в обмен на изымаемое аварийное. Буду вносить соответствующую поправку.

До конца этого года планируется утвердить концепцию перестройки системы ЖКХ. Расскажите о планах в этом направлении.
Стратегия развития ЖКХ обсуждается несколько лет. Сначала она готовилась отдельно, потом была объединена со Стратегией развития строительной отрасли. Итоговый документ уделяет вопросам ЖКХ не очень много внимания. Соответствующий раздел составляет четверть документа. Три четверти — вопросы развития строительной отрасли, которые прописаны значительно подробнее и тщательнее. Наиболее инновационным и значимым в стратегии ЖКХ является раздел, посвященный развитию коммунальной инфраструктуры. В этом направлении уже происходят невиданные ранее изменения. В рамках правительственной инициативы «Агрессивное развитие инфраструктуры» на предстоящие 3 года из федерального бюджета выделены значительные средства. По оценке вице-премьера Марата Хуснуллина, на инфраструктурные проекты из разных источников будет потрачено около 3 трлн рублей, большая часть этих средств пойдет на инфраструктурные проекты в сфере ЖКХ — судя по заявкам регионов. В сфере содержания и управления общим имуществом МКД следует отметить две важные инициативы: восстановление системы техучета многоквартирных домов и создание региональных управляющих компаний, которые станут аналогом «гарантирующих поставщиков» в сфере подачи коммунальных ресурсов. Данные компании, судя по комментариям Минстроя РФ, смогут заняться управлением новостройками и брошенными домами. В новой стратегии содержится раздел, посвященный повышению энергоэффективности отрасли. И это очень хорошо. Низкая энергоэффективность коммунального хозяйства, многоквартирных домов приводит к чрезмерному потреблению энергоресурсов, а это напрямую влияет на рост платежей граждан. К сожалению, в стратегии недостаточно ясно написано, как будет решаться данная проблема. Считаю, что необходимо продолжать и совершенствовать ту программу, которая была запущена 18-м постановлением Правительства РФ от 17 января 2017 года. В соответствии с данной программой Фонд содействия реформированию ЖКХ компенсировал часть затрат на проведение энергоэффективного капитального ремонта, субсидировал процентные ставки по кредитам, взятые на эти цели.

Однако и процедура передачи заявок от граждан к фонду, и процедура перечисления денег осуществлялись крайне сложно, через множество посредников. Считаю необходимым усовершенствовать эту программу, дать гражданам возможность напрямую подавать заявки правопреемнику фонда — ППК «Фонд развития территорий». Это может стать мощным стимулом для процесса повышения энергоэффективности наших жилых домов.

Также было бы очень правильно, чтобы местные власти стали драйвером данного процесса, запустили муниципальные программы повышения энергоэффективности домов. Подобные немногочисленные примеры у нас в стране есть. Когда власти городов проводят соответствующие работы в МКД либо за счет собственных средств, либо впоследствии включают затраты в платежки жителей. При этом граждане оплачивают сделанные работы в рассрочку, но начинают экономить на оплате коммунальных ресурсов. Необходимо также совершенствовать законодательство, развивать институт «энергосервисного контракта». Соответствующий законопроект сегодня находится на рассмотрении ГД РФ.
ЖКХ.jpg
Насколько я знаю, в этом году также планируется активно работать над законопроектами по регулированию рынка управляющих компаний. Уже можно озвучить какие-либо решения в данном направлении?
Сфера управления МКД требует серьезной реновации. Многие нормы устарели, являются неработающими. Качество содержания общего имущества МКД, работа управляющих компаний вызывают множество нареканий граждан. Рейтинги проблем в сфере ЖКХ, ежегодно создаваемые «ЖКХ Контроль», говорят о том, что жалоб по этой теме в общественные приемные поступает даже больше, чем обращений, связанных с начислениями платы. Очень надеюсь, что после принятия стратегии вместе с Минстроем РФ, экспертами отрасли мы проведем большую общественную дискуссию о том, как необходимо менять сферу управления МКД. Убеждена, что гражданам необходимо предоставлять выбор: если они не хотят заниматься домом, они смогут передать все заботы по его управлению органам власти. Если же граждане готовы взять на себя ответственность, им необходимо дать реальные рычаги воздействия. В первую очередь они должны контролировать те средства, которые они платят управляющим компаниям, перечислять их после того, как работы реально сделаны. Они должны не на словах, а на деле стать хозяевами своего общедомового имущества, получить реальное право им распоряжаться. Большую перспективу я вижу в стандартизации документов, в том числе в создании реальной (по принципу «калькулятора») методики расчета платы за содержание общего имущества, стандартизированной формы отчетности УК и т.п.

Огромной проблемой для жилищной сферы является сложность проведения общего собрания, подделка его протоколов. Сегодня я подготовила законопроект, который позволит существенно усложнить подделку протоколов. В настоящий момент он отправлен для официального отзыва в Минстрой РФ. Надеюсь, ведомство поддержит инициативы, разработанные вместе с представителями профессионального сообщества, экспертами. Также подготовлен и направлен в Экспертный совет фракции «Единая Россия» проект закона, который отменяет срок давности для исков, направленных на возврат отчужденного общедомового имущества.
В прошлом созыве аналогичный законопроект был внесен группой депутатов, в том числе Сергеем Александровичем Пахомовым и Павлом Рюриковичем Качкаевым. Однако Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательств указал на необоснованно широкие формулировки законопроекта, в связи с чем документ в Думе «завис». Мы с коллегами формулировки изменили, надеюсь, что в новом виде закон будет принят.

Еще один острый вопрос, который требует законодательного вмешательства, — капремонт многоквартирных домов. Какие проблемы существуют в этой сфере и как их можно решить?
Во-первых, программы капитального ремонта во многих регионах формировались «на глазок», без серьезного обследования жилищного фонда (система техучета в 2013 году приказала долго жить). Вопрос более рационального формирования региональных программ не раз поднимался Минстроем РФ. В том числе планируется дать больше свободы регионам в изменении сроков программ в зависимости от реального состояния домов. При этом считаю неправильным отстранять собственников от принятия таких решений. Напомню: сегодня сдвинуть сроки капремонта «вправо» нельзя без соответствующего решения собственников. Если подход к формированию программ будет меняться, собственникам как минимум надо оставить право на «вето», которое они смогут наложить на изменение сроков при проведении капремонта. Это необходимо еще и в связи с тем, что регионы пытаются перенести ремонт на более поздний срок не потому, что в этом есть технический смысл. Переносят по причине нехватки средств, собственных административных промахов. В этих случаях граждане не должны стать заложниками непрофессионализма управленцев. Необходимо упрощать проведение собраний по принятию решений в сфере капитального ремонта. Сегодня он составляет 2/3 от всех собственников помещений в МКД. Это очень высокий порог, при котором проведение собрания становится практически невозможным. Подобная норма действует даже для самых простых решений в сфере капремонта. Например, при решении собственников использовать средства на капремонт. А такие решения каждый дом обязан принять, даже если копит деньги в «общем котле» перед началом капремонта. То есть завышенный кворум может, помимо прочего, тормозить реализацию региональных программ капитального ремонта. Я подготовила и внесла в Экспертный совет фракции «Единая Россия» законопроект, в соответствии с которым кворум для принятия большинства решений в сфере капитального ремонта будет снижен. Проголосовать должны не менее 50% собственников + 1 голос. Также отправила инициативу в Минстрой РФ для получения соответствующего отзыва. Надеюсь на положительную реакцию. Также серьезной проблемой для региональных систем капитального ремонта является проблема домов с высоким уровнем износа. Такие работы требуют очень больших средств, которые никогда не вернутся в «общий котел» за счет взносов собственников. В то же время в этих домах нельзя не делать поддерживающий капитальный ремонт. И он должен быть более эффективным, чем сегодня, должен реально продлевать жизнь этих домов, замедлять их превращение в аварийные. Проблему капитального ремонта и содержания домов с высоким износом Минстрой пытался решить несколько лет назад, однако так и не нашел адекватного варианта. Наконец, еще одна давняя проблема — капремонт домов, являющихся объектами культурного наследия. Стоимость капитального ремонта в них самая высокая. И не всегда по объективным причинам. Значительно повышают стоимость требования к материалам и специалистам, процедуры согласования такого ремонта. Очевидно, что только за счет взносов граждан поддерживать качественное состояние памятников невозможно.

Сегодня в ГД находится законопроект, который предлагает софинансировать стоимость капитального ремонта МКД — объектов культурного наследия — за счет средств бюджетов. Логика простая: какой уровень власти признал дом памятником, тот и софинансирует. Однако данный подход сработает только в том случае, если в бюджетах будут деньги на эту статью расходов. Особое беспокойство вызывают возможности местных бюджетов. А ведь сохранные исторические памятники — это лицо города. Считаю, было бы правильным сделать реставрацию таких домов частью федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Буду обсуждать с коллегами.
ЖКХ.jpg
Самый дорогой вид работ в рамках капремонта — замена лифтов. Расскажите о созданной рабочей группе по решению вопросов лифтового хозяйства и повышению эффективности замены лифтов в жилищном фонде, в которую вы вошли. Какие задачи она призвана решить?
Вы правы. Несколько лет назад замена каждого лифта обходилась в 2-3 млн рублей. А после существенного роста цен на металл стоимость этих работ выросла на треть — об этом сообщил в рамках правительственного часа в Госдуме Марат Хуснуллин. В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности лифтов» от 19.12.2019 г. все лифты, исчерпавшие срок годности, должны быть заменены к середине 2025 года. Однако анализ краткосрочных программ субъектов РФ говорит о том, что как минимум половина лифтов, подлежащих замене, в эти программы не включена. Проблема банальная — нет денег. Многие эксперты уверены: без государственной поддержки данные планы не выполнить. При этом постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 г. N° 2202 были выделены небольшие средства — 750 млн рублей — на финансирование программ по замене лифтов. Деньги шли через Фонд содействия реформированию ЖКХ и использовались преимущественно для компенсации выпадающих доходов производителей (или поставщиков) лифтов при реализации программ факторинга. Установка лифтов в кредит и рассрочка оплаты позволила стимулировать процесс их замены. Однако, к сожалению, продолжения финансирования не последовало.

Основной функцией созданной в рамках комитета рабочей группы станет обсуждение путей продолжения этой программы, новых форм поддержки программы обновления лифтов со стороны органов власти. В рабочую группу, кроме депутатов Госдумы, вошли также представители Минстроя РФ, Минпромторга, ППК «Фонд развития территорий», бизнеса, эксперты. Надеюсь, что мы сможем предложить эффективные решения в этой сфере. Хотя, безусловно, одна из самых сложных задач — убедить Минфин продолжить финансирование. Деньги в данном случае нужны не очень большие. При этом главным условием является бессрочный (или хотя бы долгосрочный) характер программы. В этих условиях ею смогут воспользоваться и те дома, которые копят средства на специальных счетах и лишены возможности осуществлять «внутренние заимствования» в отличие от МКД, накапливающих средства в «общем котле».

Большинство регионов страны в соответствии с федеральным законодательством уже перешли на новые схемы обращения с ТКО. С этого года реформа по обращению с ТКО стартовала в Москве и в Санкт-Петербурге. Как вы оцениваете ход реформы в целом? И что еще необходимо сделать в этом направлении в ближайшее время?
Считаю, что пока реформа не достигла тех целей, которые ставили ее авторы. Она не стимулировала создание новых полигонов, соответствующих современным требованиям, реальной системы переработки отходов. Считаю, что Госдуме и Правительству РФ нужно провести серьезное обсуждение ситуации в этой сфере. Как минимум необходимо серьезно менять законодательство, создавать экономические стимулы для уменьшения количества производимых отходов, стимулировать сортировку и переработку. Очень важный шаг, который необходимо сделать как можно скорее, — дать возможность проводить перерасчет платы за ТКО для тех граждан, которые не проживают в помещениях и, значит, не получают данную услугу.

Светлана Викторовна, как вы считаете, какие еще важные законы в ЖКХ необходимо принять?
К сфере ЖКХ в последнее время принято относить еще одну большую и самостоятельную отрасль — похоронное дело. К сожалению, это та услуга, с который каждый из нас пусть и не по своей воле, но сталкивается неизбежно.
В настоящий момент сфера эта является абсолютно непрозрачной для потребителя, зачастую в ней действуют полукриминальные элементы, навязывающие гражданам свои услуги всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Сфера похоронных услуг нуждается в серьезном законодательном регулировании. Федеральный закон от 12.01.1996 N° 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» устарел, он не регулирует важнейшие моменты работы отрасли. В связи с этим я подготовила новый законопроект, который призван навести порядок в этой сфере. Он устанавливает требования к организациям, которые могут работать в данной сфере, процедуру выхода на рынок таких организаций и удаления недобросовестных предпринимателей.
В случае принятия законопроекта у нас появятся публичные и соответствующие общедоступные реестры исполнителей ритуальных услуг, кладбищ и мест захоронения. Будет установлена ответственность за разглашение сведений об умерших, за ограничение конкуренции на кладбищах, за навязанные услуги. На минимальный перечень услуг будет введено государственное регулирование цен. Надеюсь, что эти и другие решения, которые содержатся в законопроекте, позволят сделать сферу похоронных услуг прозрачной и безопасной для потребителей, защитить покой людей, которые и так находятся в стрессовой ситуации в связи с потерей близких.

Досье.
Светлана Викторовна Разворотнева. Депутат Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва, кандидат политических наук. С марта 2013 года до недавнего времени занимала пост исполнительного директора НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль». В разные годы являлась членом Общественной палаты Российской Федерации, председателем Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике, членом Экспертного совета Правительства РФ, председателем Комиссии Общественной палаты Московской области по ЖКХ, капитальному ремонту и контролю за качеством работы управляющих компаний, членом Наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ, заместителем председателя Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ. 
Авторы: Анжела Дружинина