Сергей Манеров: «Мы работаем, чтобы вода была всегда»

Под управлением ГУП МО «Коммунальные системы Московской области» находится Восточная система водоснабжения — крупнейший водопровод в Российской Федерации протяженностью порядка 202,5 км. Плюс к этому — близкая по масштабам система водоотведения и множество других объектов коммунальной инфраструктуры. По словам Сергея Манерова, генерального директора предприятия, на повестке — масштабное расширение пропускной способности сетей, которое необходимо растущему региону.

12.08.2020
Каковы масштабы сетевого хозяйства в зоне ответственности ГУП?
Мы обеспечиваем водой большую часть востока Московской области. Воду мы получаем из глубоководных источников во Владимирской области и далее транспортируем и распределяем ее почти до самой Москвы. К примеру, жители г. Орехово-Зуева пьют нашу воду, как и все другие крупные города востока Московской области — и Лосино-Петровский, и Ногинск, и Павловский Посад, и Электросталь, и Щелково, и мкр Железнодорожный г.о. Балашиха.
Сейчас пропускная способность наших сетей водоснабжения около 80 тыс. кубометров воды в сутки, и самая актуальная на сегодня задача — выход на проектную мощность до 168 тыс. кубометров в сутки. Дело в том, что абонентская база нашего водопровода постоянно растет, и я думаю, свою лепту в этом росте сыграла и сама вода — по ряду параметров она лучше, чем в Москве. Она берется из экологически чистых подземных источников и не требует специальной очистки и обеззараживания, мы ее не хлорируем.
У нас под управлением находятся не только основной источник и сама водопроводная сеть, но и ряд локальных водозаборов в городах области, которые мы используем как повысительные станции. Мы своевременно их обслуживаем, поддерживаем стабильность работы: вода — ресурс стратегический, и нарушать стабильность его доступности нельзя.

Хватит ли дебета имеющихся скважин для удвоения объема поставки воды?
Запас по прочности в этом плане есть — у нас работает несколько десятков глубинных (порядка 200 м) артезианских скважин. По нашим расчетам, мы на уже имеющихся источниках сможем поставить до 160 тыс. кубометров в сутки.
Города области растут, и растут интенсивно, развивается промышленность, поэтому эти перспективы рано или поздно станут реальностью.

Какие проекты в створе развития инфраструктуры водоснабжения сейчас на повестке?
За этот год и до середины 2021 года мы планируем реконструировать три наши самые крупные насосные станции. По одной из них уже готов проект и объявлен конкурс. По двум другим планируем завершить проектирование и определить подрядчика. Выполнение этих работ позволит нарастить пропускную способность с 90 до 160 тыс. кубометров воды в сутки. Технологическое решение уже найдено, сейчас нужно его воплотить.
Помимо этого мы ведем масштабный ремонт сетей водоснабжения Орехово-Зуева, для наращивания пропускной способности сети необходимы определенные мероприятия на местах. Также в Ногинске ввиду локальных особенностей очень некомфортно распределять воду с одной лишь центральной трубы. Чтобы решить проблему, мы планируем построить большой водозабор, который будет запитывать практически треть города.
Другая важная работа в рамках расширения сети — прокладка трубопровода в Богородском городском округе в районе Тимохово для обеспечения водой населенных пунктов с населением порядка 3 тыс. человек, а в перспективе — и больше, до 10 тысяч.
ГУП МО «Коммунальные системы Московской области».jpg
Как решается проблема изношенности сетей?
Вопрос стоит очень остро. Во многом это связано с технологиями строительства водопровода в советские времена — использовались чугунные трубы глубокого залегания. Глубина при этом достигает 5 метров, что очень неудобно в эксплуатации. Главный минус чугуна — подверженность влиянию подвижек в слоях почвы, которые могут возникать под влиянием самых разных факторов — от климатических, связанных с прогревом и промерзанием грунта, до антропогенных, связанных со строительными работами, например. Это очень хрупкий материал, каким-то запасом эластичности практически не обладает, поэтому регулярно повреждается. Соответственно, ремонтные работы постоянно встают на повестку дня.
Конечно, одними лишь текущими ремонтами не обойтись, поэтому у нас сейчас в числе приоритетных задач — замена чугунных сетей на пластиковые трубы неглубокого залегания. Пластик обладает запасом гибкости, а главное — его легко ремонтировать.
Еще одна важная для нас работа, которую мы ведем совместно с МЧС, — поддержание в готовности сети пожарных гидрантов. Внимания требуют резервуары чистой воды и гидроаккумуляторы, которые периодически необходимо чистить и промывать. Объем среднего такого резервуара — несколько тысяч кубометров воды (а ставятся они всегда парами), так что работа это непростая.

А какую работу предприятие ведет в секторе водоотведения?
Огромное число водосборных устройств в Московской области уже находится в процессе реконструкции — в Подольске, в Щелкове, в Электростали, на очереди — объекты в Лосино-Петровске, Можайске. В нашей зоне управления таких объектов хватает, и главная задача — это коллекторы. 
Самый крупный наш объект — Щелковские очистные сооружения производительностью 320 тыс. куб. метров сутки, и сейчас здесь проводится большая реконструкция в рамках федеральной программы «Оздоровление реки Волга». Это очень важная задача, ведь стоки недостаточного уровня очистки загрязняют реки, почву, в том числе и ту, которая добывается из бытовых скважин и колодцев. Особенность этого проекта в том, что он осуществляется без вывода сооружения из эксплуатации. Это огромная и сложная работа, но ее необходимо выполнить. К настоящему моменту разработан план реализации проекта, мы также нашли технологические возможности сократить его сроки. Думаю, что уже в первой половине 2023 года мы добьемся нужного результата в полном объеме.
Кроме того, в повестке работы — реконструкция коллекторов. Порядка 1700 млн рублей выделено на коллектор в Воскресенске — огромный объект с давно истекшим сроком эксплуатации. Планируем в течение 2-3 лет заменить эту сеть общей протяженностью порядка 40 км. Сложности добавляет, во-первых, огромный его диаметр, а во-вторых, тот факт, что земля, под которой он расположен, находится в руках большого количества разных собственников, с которыми нужно согласовывать работы. 

Насколько остра сегодня проблема дебиторской задолженности абонентов?
Не каждый потребитель оплачивает наши услуги своевременно — порядка 5-10% недоплаты стали, к сожалению, практически нормой. В случае с жителем проблему еще можно попытаться как-то понять — возможно, сложилась тяжелая жизненная ситуация (мы стараемся ориентироваться на мягкие инструменты — ведем разъяснительную работу, предлагаем рассрочку и лишь в крайнем случае обращаемся в суд). 
Но в случае с юридическим лицом таких ситуаций возникать не должно — коммунальные услуги в России не настолько дороги, чтобы составлять серьезную долю оборота коммерческого предприятия. А уж если оплата счетов представляет значительную проблему, значит предприятие неэффективно и должно банкротиться, а не плодить долги. 
В результате страдают инвестпрограммы ресурсоснабжающей организации и в конечном счете — потребитель. Ведь мы не можем не заплатить за электричество, не заплатить сотрудникам зарплату, не заплатить налоги, которые, кстати, рассчитываются исходя из планируемого, а не фактического объема полученных средств, и это большая проблема. Мне кажется, регулятору стоит обратить внимание на этот момент — это помогло бы нам справляться со всеми важнейшими задачами в срок, повышая качество своих услуг.
Авторы: Евгений Непомнящих