Пятилетка в четыре года

Российские дорожники намерены достичь целей национального проекта за четыре года вместо запланированных пяти

19.08.2020
По данным Федерального дорожного агентства, год от года в стране увеличивается протяженность сети, в том числе с твердым покрытием. По итогам 2019-го доля федеральных трасс в нормативном состоянии составила 84,7%. С учетом межремонтных сроков данный показатель фактически означает приведение в порядок всей подведомственной сети (каждый год в РФ ремонтируется 15% дорог). Во многому этому способствует реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который имеет все шансы быть завершенным на год раньше установленного срока.

Повышенные обязательства. По информации на середину июля, в 2020 году финансирование федерального проекта «Дорожная сеть» составляет 262 млрд рублей, бюджет региональных дорожных фондов — 165,8 млрд. В части контрактации по проекту в план-график включено более 98% объектов, контракты заключены на 5722 объекта. Благодаря экономии средств при проведении торгов и активизации ресурсов регионами дополнительно внесено 114 объектов. В ходе реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в нынешнем году в нормативное состояние приведено 6,5 тыс. км трасс и магистралей, уложено более 45,3 млн кв. метров асфальтобетонного и других типов покрытий — 40% от общего объема запланированных мероприятий. Всего в текущем году дорожные работы пройдут почти на 6 тыс. объектов нацпроекта в 83 регионах. В нормативное состояние приведут 13 719 км дорог.
«Мы поставили перед собой задачу: мероприятия, которые запланировали до 2024 года, реализовать до конца 2023-го, то есть достичь целей нацпроекта за четыре года вместо оставшихся пяти», — прокомментировали в Росавтодоре.

Первым субъектом, досрочно завершившим дорожные работы 2020 года в рамках нацпроекта, стала Белгородская область. В нормативное состояние здесь приведено 165 км автодорог. Общий объем финансирования составил 1,9 млрд рублей, в том числе 1,037 млрд — средства федерального бюджета. Как объяснили в Росавтодоре, высоких результатов удалось достичь во многом благодаря своевременной контрактации: контракты на ремонт 95% объектов 2020 года были заключены в 2019-м. Первым включился в работу Старый Оскол. Там на участках, вошедших в программу нацпроекта, в феврале начали менять коммуникации и ливневки. Всего в этом году в городе отремонтировали 10 км улично-дорожной сети. В самой области первым завершил программу текущего года Щебекинский округ: к концу апреля подрядчики отремонтировали шесть участков улично-дорожной сети общей протяженностью 7 км.
В Белгороде в нынешнем году в нормативное состояние привели семь участков дорог. Среди них и главная транспортная магистраль — проспект Богдана Хмельницкого.
Высокий процент выполнения работ также продемонстрировали Пензенская область и Краснодарский край.

Дополнительные возможности. Важное направление деятельности — эффективное функционирование госсистемы «Платон». Средства, собранные от нее в дорожный фонд с 2020-го по 2022 год, Росавтодор направит на капремонт свыше 100 мостовых сооружений и 600 км федеральных трасс, которые расширят с двух до четырех полос движения. Географический охват — 44 региона.
«Средняя интенсивность движения по выбранным трассам превышает 10 тыс. автомобилей в сутки, а по некоторым — 25 тыс. Это одни из самых загруженных участков федеральных дорог, которые будут расширены. Их капитальный ремонт повысит пропускную способность, ликвидирует очаги аварийности и обеспечит разделение потоков движения. Особое внимание мы уделяем мостам и путепроводам — дополнительные средства позволят своевременно провести их восстановление. В итоге выполненные работы повысят безопасность движения для миллионов автомобилистов и грузоперевозчиков», — подчеркнул Андрей Костюк.
На трассах Р-404 Тюмень — Тобольск — Ханты-Мансийск и Р-351 Екатеринбург — Тюмень будет отремонтировано по 80 км, на автодорогах Р-217 «Кавказ» в Кабардино-Балкарской Республике и на Р-256 «Чуйский тракт» — по 30 км, на трассах Р-242 Пермь — Екатеринбург и Р-255 «Сибирь» — свыше 20 км. Суммарная стоимость работ составит 79,3 млрд рублей. Общая протяженность капитально ремонтируемых мостовых сооружений превышает 6 км. Среди крупнейших — мост через реку Ока на старом направлении трассы «Дон» в Московской области (617 м), мосты через р.Зун-Мурино на трассе А-333 в Бурятии, через р.Кабарга на трассе А-370 «Уссури» в Приморском крае, через р.Вуокса на трассе А-181 «Скандинавия» в Ленинградской области. Стоимость капремонта мостовых сооружений — 18,3 млрд рублей. С учетом проведенных до 2022 года работ общая протяженность автодорог, капитально отремонтированных за счет средств от госсистемы «Платон», увеличится до 3,3 тыс. км, количество мостовых сооружений превысит 130.
дорога.jpg
Пойти в обход. Значительный объем работ Росавтодор выполняет в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ). В частности, до 2024 года агентство построит 12 автодорожных обходов крупных городов на федеральных дорогах. По части объектов работы уже ведутся.
В Иркутской области строится четырехполосный участок трассы Р-255 «Сибирь» в обход Усолья-Сибирского. Это один из важных этапов развития трассы, входящей в состав азиатского маршрута АН6 Международной азиатской сети (Asian Highway). Проект включает возведение трех разноуровневых развязок и трех левоповоротных петель, пяти путепроводов, мостовых сооружений через р.Тельминка, Картагон, Целота и Биликтуйка. Новый участок трассы позволит увеличить пропускную способность с 15 до 30 тыс. автомобилей в сутки. «Упрдор «Черноморье» строит обход Анапы с 47-го по 52-й км. Он станет частью скоростного коридора из Сочи к Севастополю. Расширятся возможности транспортной связи Крыма с материковой частью России, дорожная сеть освободится от транзитных машин. Пропускная способность дороги составит порядка 35 тыс. автомобилей в сутки.

Продолжается реализация первого этапа строительства обхода Волгограда, параллельно проектируются второй и третий этапы. Объездная трасса, которая является частью международного транспортного коридора «Север — Юг» и обеспечивает доступ к морским портам Каспийского бассейна, возводится по параметрам I категории: она будет иметь четыре полосы для движения и электроосвещение на всем протяжении, включая съезды на региональные дороги. Проектом предусмотрено возведение 7 новых транспортных развязок, 3 мостов и 22 путепроводов, в том числе через Волго-Донской канал. Новая объездная дорога не только снизит нагрузку на городскую дорожную сеть, но и улучшит транспортную обстановку на федеральных трассах Р-22 «Каспий» и А-260 Волгоград — Каменск-Шахтинский — граница с Украиной. 
Авторы: Марк Александров