Новый век хабаровской горэлектросети

АО «Хабаровская горэлектросеть» — одно из главных жизнеобеспечивающих предприятий города

17.08.2020
С 2016-го по 2018 год деятельность АО «Хабаровская горэлектросеть» была крайне нестабильна. Однако с приходом нового аппарата управления во главе с Ириной Максимовой, которая еще с 2001 года знакома с особенностями предприятия, «Хабаровская горэлектросеть» сделала резкий рывок в развитии. Сегодня погашена задолженность за 2017-2018 гг. перед поставщиками и подрядчиками, объемы выполняемых работ достигают рекордных показателей, обустроен новый современный Центр обслуживания потребителей. О том, чем сегодня живет предприятие, рассказала его директор Ирина Максимова. 

Ирина Юрьевна, расскажите, пожалуйста, кратко о предприятии и его основных направлениях деятельности.
Главная наша функция — передача электрической энергии конечному потребителю и связанная с этим эксплуатация, ремонт, развитие и строительство новых электрических сетей. Вторая, не менее важная, — технологическое присоединение к электрическим сетям. На сегодняшний момент на предприятии работают 367 сотрудников, и по сути первая часть команды трудится по технологическому присоединению, вторая занимается капитальным ремонтом и модернизацией существующих электрических сетей.
В 2019 году, кроме всего прочего, перед организацией стояли следующие первоочередные важные задачи. Сокращение кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, которая на 1 января 2019 года превышала 200 млн рублей. Также необходимо было выполнить мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду 2019-2020 гг. При запланированном объеме капитального ремонта кабельных линий 6/0,4 кВ — 20 км приведено в порядок было 30,1 км. План по капремонту ВЛ 6/0,4 кВ составлял 30 км, отремонтировано же было 46,6 км. Должно быть заменено 500 опор, заменили 800.
Основным кредитом являлось ПАО «ДЭК», причина образования задолженности — сверхнормативные потери в электрических сетях. Поэтому с 2017 года было принято решение об установке приборов учета у потребителей в ИЖД с дистанционным снятием показаний, а с 2018 года  принято решение об установке технических учетов на трансформаторных подстанциях. Плюс самостоятельно стали производить замену приборов в ветхом фонде. И работа эта была под строгим контролем. Сами снимали показания, привлекали подрядчиков. Мэр города оценил важность проводимой работы, поэтому дал поручение городскому управлению ЖКХ подключить к процессам управляющие компании. Это был очень напряженный период, мы трудились без выходных и праздничных дней.  Благодаря этому вовремя предоставляли показания гарантирующему поставщику. Ранее наши потери на сетях достигали 14-15% при заложенном нормативе 12%. По итогам прошлого года этот показатель снизился до 11,54%. 
Также в прошлом году перед нами стояли серьезные задачи по технологическому присоединению и строительству новых объектов. К электроснабжению были подключены три больших современных детских сада, многоквартирные дома в жилом комплексе «Петроглиф парк» и по улицам Тихоокеанской и Камской, спортивный комплекс и даже теннисный корт. При этом почти все мероприятия выполнялись сотрудниками АО «ХГЭС».  
Очень много обращений поступало именно по подключению ИЖС. Но здесь хотелось бы озвучить одну проблему. Зачастую, когда люди получают участок под строительство, к нему даже дороги не проложены. А мы на такие проекты заходим первыми, достаточно сложно ставить трансформаторные подстанции буквально в чистом поле. Более того, в мероприятиях по технологическому присоединению потребителей мы ограничены сжатыми сроками, особенно при подключении льготных категорий граждан. А ведь нужно успеть пройти  процедуру торгов, разработать проектные решения, осуществить строительно-монтажные работы. Если бы сетевые компании располагали преференциями в этих вопросах, то за счет улучшения инвестиционного климата строительная отрасль получила бы импульс к развитию.
Хабаровская горэлектросеть.jpg
Каковы планы дальнейшего развития?
В 2020 году АО «Хабаровская горэлектросеть» защитило инвестиционную программу на 2020-2024 годы. В нее включена установка интеллектуальных приборов учета потребителей, которая проводится, кстати, за счет амортизации. В этом году таких приборов будет установлено 1800 в частном секторе и на отдельно стоящих объектах юридических лиц.
Еще очень надеемся, что сможем наконец-то открыть наш Центр обслуживания потребителей. Планировали сделать это 1 апреля 2020 г., но пандемия изменила планы. Во-первых, все посещения в здание сетевой организации запрещены, во-вторых, болезнь затронула наш коллектив. Мы одни из первых в Хабаровске, кто столкнулся с бедой: у нас переболели почти 30% сотрудников. Поэтому мы серьезно относились ко всем защитным мероприятиям: обработка проводилась каждые два часа, большинство  сотрудников работали на удаленке. Остались только руководители и аварийные бригады. Тем не менее свои обязательства перед городом мы выполняли.
Сегодня наш центр, единственный в своем роде в Хабаровске, с нетерпением ждет первых гостей. Здесь горожане смогут решить все вопросы, связанные с электроснабжением, в режиме «одного окна» и осуществить платежи, не странствуя по кабинетам и сберкассам. То, в каких условиях это делалось раньше, просто прошлый век. А сейчас есть современное и  просторное светлое помещение. Работать с потребителями будут готовы сразу 8 специалистов, что позволит хабаровчанам решить все проблемы быстро и с комфортом. Помощь можно будет получить по любому вопросу: технологическому присоединению к электросетям, коммерческому учету электроэнергии, услугам лаборатории испытаний и измерений.

Также вы являетесь инициатором разработки проекта первой в регионе подземной электростанции...
Да, я видела много работающих подземных электростанций как в России, так и за рубежом. И я загорелась идеей построить такую и у нас, для Хабаровского края это ноу-хау. Дело в том, что зачастую при выделении участка под застройку лишнего места не бывает. С такой ситуацией столкнулся один из застройщиков, реализующий в нашем городе свой проект. И вместо трех наземных мы предложили им построить одну мощную подземную. Это будет заглубленный не менее чем на 6 метров большой бетонный бункер, начиненный самым современным электрооборудованием. От этой подстанции через новейшие кабели большого сечения с изоляцией из сшитого полиэтилена можно будет без проблем запитать все дома и объекты, расположенные на территории жилого комплекса. При этом цена для застройщика останется прежней. Идея принята отлично, и сейчас мы в стадии проектирования такой станции. Я считаю, что будущее за новыми технологиями, и если действительно захотеть, то можно реализовать все желаемые проекты. 

Как работники предприятия относятся ко всем преобразованиям?
Во-первых, все относились с пониманием к необходимости работать в тяжелом режиме 2019 года, за что хочется выразить им огромную благодарность. Во-вторых, все будто заразились идеей развития и роста. Предприятие начало жить другой жизнью — как экономически, так и социально.
Общение с коллективом в нерабочее время сплачивает. В прошлом году 8 Марта мы впервые в истории предприятия поехали совместно отдохнуть на турбазу. Включились в сдачу нормативов ГТО, участвуем теперь в спортивных районных соревнованиях. Организовали праздник для детей к Новому году, сняли своими силами видеоклип ко Дню энергетика и многое другое. Людям нравятся перемены.
Но это не отменяет того факта, что объемы нашей работы неуклонно растут, а заработные платы нет. Не хватает кадров в отрасли. Несмотря на это, мы полны решимости сохранить ту стабильность, которую смогли установить на предприятии за последний год плодотворной работы.
Авторы: Наталья Приходько