Майя Аствацатурова: «Важнейшая тенденция — стремление сообществ Северного Кавказа к стабильному развитию»

Доктор политических наук, профессор, директор Научно-образовательного центра политических и этнополитических исследований Пятигорского государственного университета Майя Аствацатурова считает, что создание в 2010 году Северо-Кавказского федерального округа помогло стабилизировать в СКФО многие процессы.

13.08.2021
 При этом главная цель — обеспечение темпов развития макрорегиона на уровне общероссийских — пока не достигнута. Для этого предстоит активно развивать экономическую и социальную инфраструктуру, стимулировать предпринимательскую активность, поддерживать талантливую молодежь и формировать из ее числа новую управленческую элиту. 
Майя Аствацатурова.jpg
Сильное решение центральной власти
— Выделение СКФО из состава ЮФО по указу президента России в январе 2010 года — сильное, но вынужденное решение центральной власти. Федеральный центр не смог использовать благоприятный «этнополитический таймаут» 2000-2004 годов, и с 2004-го на Северном Кавказе существенно усилились террористические угрозы. Кроме того, низким был уровень социально-экономического развития, неудовлетворительным — качество политико-административного управления, разнонаправленными и даже антагонистическими — интересы групп населения.

В СКФО объединены республики Северного Кавказа, схожие прежде всего по проблемности социально-экономического, производственного, бюджетного комплекса, а также по природно-климатическим, ландшафтным, историко-культурным, этнополитическим, социоментальным свойствам. В то же время включение в СКФО Ставропольского края как административно-территориального субъекта критиковалось многими экспертами, этническими активистами, казачеством. Однако этнополитическое и геополитическое значение Ставрополья, тесно ассоциированного с республиками, крайне важно. Это обеспечение присутствия в СКФО русского населения, трансляция референтных русского языка и русской культуры, российской политической культуры, интеграция разнонаправленных интересов, организация площадок переговоров и соглашений и др. В связи с этим закономерно, что административным центром СКФО и местом базирования полномочного представителя президента РФ определен город Пятигорск — федеральный курорт, самый крупный в регионе Кавказских Минеральных Вод.

Целевое внимание к региону
— В 2010-2020 годах обеспечено целевое политико-управленческое внимание к СКФО, принята и доработана государственная программа «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» (теперь уже до 2030 года) в составе около 30 подпрограмм, в том числе «Комплексное развитие инфраструктуры и благоустройство Кавказских Минеральных Вод». Принята Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне… Образованы профильные органы власти: комиссия Правительства РФ по вопросам социально-экономического развития СКФО, Министерство РФ по делам Северного Кавказа, которое в 2019 году передало полномочия Министерству экономического развития РФ. Созданы и переформатированы АО «Корпорация развития Северного Кавказа», АО «Курорты Северного Кавказа», АО «Курорт Эльбрус», функционал которых передан в Объединенный институт развития СКФО. Разработаны несколько якорных проектов промышленной, сельскохозяйственной, туристско-курортной, медицинской, рекреационной направленности, организованы новые рабочие места. Расширена сфера экономической, финансовой, сервисно-услуговой, образовательно-культурной, информационно-коммуникационной, спортивно-досуговой, гражданской активности: Северо-Кавказский молодежный форум «Машук», Форум СМИ СКФО, Гражданский форум «Архыз-21», Международный экономический форум «Северный Кавказ: точки роста экспорта России», форум «АгроЮг», Северо-Кавказский экономический форум, Международный политологический форум «Российский Кавказ», форум «Седой Каспий», Каспийский саммит, Северо-Кавказский федеральный университет, журнал «Вестник. Северный Кавказ» и др. 

Структурирование проблем
— Образование СКФО позволило структурировать социально-экономические и политико-управленческие проблемы, обеспечить достижение безопасности, снизить угрозы терроризма и экстремизма, сформировать новый корпус ответственных перед главой государства региональных элит. Сообщество округа реинтегрировано и интегрировано в общероссийский политический, социальный процесс, что крайне важно.
Значимый результат, хотя и не окончательный, — достижение стабильности межэтнических отношений, которые находятся в управляемом состоянии. Этнокультурные и этнополитические процессы тяготеют к снижению конфликтогенной составляющей, стремятся к позитивному контенту. Достигнут баланс между политико-властными, административно-бюрократическими органами и национально-культурными самоуправленческими организациями в реализации оперативной и превентивной государственной национальной политики. Система этнических советов, советов старейшин, советов казачества, советов дружбы и мира, домов дружбы и центров национальных культур, этнодеревень СКФО может служить прецедентной моделью для структурирования этнических интересов граждан других регионов РФ.
Важнейшая позитивная тенденция — стремление сообществ Северного Кавказа к стабильному развитию, к социальному консенсусу. В регионе заметно упрочились идеи российской гражданственности, российского патриотизма. 

Приоритеты на перспективу
— Хотелось бы взять на себя смелость и предложить некоторые значимые, на наш взгляд, направления политики и управления на Северном Кавказе, которые в перспективе могут служить улучшению ситуации. Считаем целесообразным: 
— развивать аутентичные (понятные и выгодные населению СКФО) региональные программы устойчивого развития, развития экономической и социальной инфраструктуры при поддержке бизнеса, предпринимательства, самозанятости, снижении налогового бремени и бюрократического контроля;
— обеспечить в субъектах СКФО подбор, ротацию кадров на основе их профессиональных качеств, знания проблем региона, гражданского мировоззрения, вовлекая в государственную службу и местное самоуправление талантливую творческую молодежь округа;
— формировать социально-профессиональные хабы для молодежи (бизнес-инкубаторы, предпринимательские песочницы, гуманитарное инноваторство, стартапы) и расширять целевые молодежные программы;
— использовать рубежные общественно-политические события и контрапункты общенационального масштаба (выборы, послания президента, всенародные голосования, всероссийские переписи населения и др.) для гражданского сплочения сообщества;
— сохранять положительные тренды рождаемости и общего демографического развития путем реального осуществления социальной защиты многодетных семей, молодых семей (жилье, пособия, трудоустройство); 
— обеспечить открытость и информационное сопровождение обновленных планов развития СКФО до 2030 года и широкое обсуждение их реализации в среде экспертов, гражданских активистов, СМИ при общественном контроле за расходованием бюджетных средств;
— проводить политико-управленческие решения об изменении границ и переподчинении территорий и населенных пунктов или об образовании новых муниципальных районов только после профессиональной экспертизы и широкой коллективной поддержки гражданского общества. 
Авторы: Никита Логвинов