Максим Решетников: «Традиционно Северный Кавказ — в зоне приоритетного внимания Правительства России»

15 июня под председательством премьер-министра России Михаила Мишустина состоялось заседание правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северного Кавказа. На нем озвучены важные инициативы, касающиеся дальнейшей судьбы одного из ключевых макрорегионов страны.

13.08.2021
Как рассказал министр экономического развития РФ Максим Решетников, обновлена Стратегия развития СКФО, проанализированы сильные и слабые стороны в каждом субъекте округа, выявлены проблемы, учтены все работающие решения и предложены новые, призванные устранить узкие места и запустить необходимые структурные преобразования. 
Максим Решетников.jpg
Главная опора для развития экономики
— Среди важнейших преимуществ Северного Кавказа — растущее население и высокая доля молодежи — главная опора для развития экономики. Половина населения живет и трудится в сельской местности. Климат и природа позволяют развивать туризм, а выигрышное трансграничное положение, международные транспортные маршруты — внешнюю торговлю. Потенциал рынков сбыта коридора «Север — Юг» — 150 млн человек только в странах Каспийского бассейна. Плюс существует возможность выхода на рынки Индии. 

Традиционно Северный Кавказ — в зоне приоритетного внимания Правительства России. Рекордная сумма направлена в СКФО в 2020 году — более 480 млрд рублей — на 40% больше, чем в 2019-м. Основной прирост финансирования пришелся на решение главных проблем в социальной сфере. На жилищное строительство и модернизацию ЖКХ расходы выросли в 3,5 раза, на социальную поддержку — в 2,6 раза, на здравоохранение — в 2,3 раза. 
Сейчас все основные задачи лежат в сфере экономики. На это мы ориентируем государственную программу социально-экономического развития СКФО, которая продлена до 2030 года с увеличением финансирования до 300 млрд рублей. Еще половина к этой цифре — частные инвестиции, которые планируют привлечь регионы округа. Следующий шаг — интегрировать в госпрограмму уже имеющиеся планы по развитию отдельных территорий — Кисловодска и Беслана, а также новые планы по развитию Кавминвод и Дербента.

Три приоритетных туристических кластера
— Одна из точек роста Северного Кавказа — туризм. В рамках национального проекта, отраслевых госпрограмм и работы институтов развития мы планируем увеличить к 2030 году число мест в отелях СКФО в 2 раза, турпоток — в 4 раза, частные инвестиции в отрасль — в 40 раз. Выделили приоритетные направления туризма — горнолыжное и лечебно-оздоровительное, на которых сконцентрированы все меры поддержки. Большая работа уже проведена по горнолыжным курортам. За 10 лет туда инвестирован 31 млрд рублей, из них 28 млрд — из федерального бюджета, то есть свыше 90%. Отдельная точка роста — Каспийское побережье.
Серьезные перспективы для туризма и развития сразу двух крупных регионов откроют альтернативные трассы между Кавминводами и Адлером. Соединение трех кластеров — горнолыжного, морского, бальнеологического — сформирует уникальное предложение для туристов. Есть разные варианты реализации проекта, в том числе дорогостоящие. Министерство транспорта России готовит альтернативы. 

Вместе с Минтрансом, Дирекцией международных транспортных коридоров и регионами мы работаем над развитием коридора «Север — Юг». В СКФО требуется раскрытие именно транзитного потенциала. Необходимо и развитие Махачкалинского морского торгового порта, и строительство обходов Дербента, и увеличение пропускной способности погранпереходов. 

Частные инвестиции и доступность кредитов
— Вместе с тем на Северном Кавказе есть ряд системных проблем, которые ждут решений. Главное — частные инвестиции. Раньше основным механизмом их привлечения являлось прямое финансирование из госпрограммы. В 2020 году был приостановлен отбор новых заявок, потому что инвесторы нарушили обязательства по 19 из 45 ранее поддержанных проектов, из 17 млрд рублей обязательства выполнены только на 9,5 млрд. За прошедший год нам вместе с регионами удалось закрыть обязательства — инвесторы выполнили свои обязательства на 3 млрд рублей. В нынешнем году эту работу необходимо завершить. 
Остается проблемой и доступность кредитов. Сейчас на Северном Кавказе значимые объемы кредитования только у четырех банков: Сбербанка, Россельхозбанка, ВТБ, МСП банка. Рост кредитования на инвестцели есть, но он обеспечивается целиком за счет одного субъекта — Ставропольского края. 
Что мы системно предлагаем? В рамках объединения институтов развития по СКФО за два года оптимизированы затраты на 1,5 млрд рублей. Остатки на счетах Корпорации развития Северного Кавказа с учетом докапитализации текущего года составят порядка 15 млрд рублей. Это как раз те средства, которые были заблокированы, чтобы расходовать их эффективно. Мы готовы направить эти деньги на инвестиционное развитие, в том числе через новые меры поддержки. Предлагаем реализовать механизм разделения рисков вместе с банками, то есть под частичные гарантии корпорации компании смогут получать кредиты на инвестиционные цели в больших объемах. 

Условия для легализации бизнеса
— Вторая системная проблема — высокая доля неформального сектора экономики. В регионах Северного Кавказа исторически сложились отраслевые кластеры, которые во многом находятся в тени: обувной, текстильный, мебельный, шубный. Предлагаем создать в каждом субъекте СКФО промышленные площадки (так называемые белые зоны) и сконцентрировать на них все меры поддержки, чтобы бизнес туда приходил и легализовывался. 
Сегодня главные запросы со стороны бизнеса — инфраструктура для проектов и доступность финансирования. Промпарки как раз учитывают эти потребности. Инфраструктуру внутри площадок будет строить единый институт развития Северного Кавказа. Подводящие сети будем делать мы совместно с регионами. Кстати, в результате реструктуризации бюджетных кредитов до 2024 года у субъектов округа высвободился ощутимый ресурс — почти 29 млрд рублей. Эти деньги они не будут возвращать в федеральный бюджет, а смогут потратить на свое развитие. Для большей привлекательности работы «вбелую» предлагаем проанализировать возможность сделать промышленные площадки с преференциальным режимом с учетом льготной системы налогообложения.

Качество подготовки кадров
— Третья проблема — низкий уровень качества подготовки кадров, прежде всего рабочих специальностей, их несоответствие потребностям рынка труда. На Северном Кавказе по-прежнему готовят бухгалтеров, экономистов, юристов, а нужны работники для промышленности и АПК. Это приводит к тому, что в СКФО трудоустраивается только треть выпускников, в целом по России — 60%. 
Предлагаем реализовать пилотный проект по подготовке кадров на примере Чеченской Республики. При этом инвестировать не в строительство зданий для учебных заведений (само по себе это проблему не решит), а в оборудование и повышение квалификации педагогов. Полученный опыт затем можно будет распространить на весь округ.
Все перечисленные вопросы отражены в обновленной Стратегии социально-экономического развития Северного Кавказа до 2030 года, которая в настоящий момент внесена в правительство. 
Авторы: Никита Логвинов