Карман шире

Карман шире

Россия наращивает инвестиции в долгосрочные инфраструктурные проекты


20.01.2022
Успешно выйдя из экономического кризиса, связанного с пандемией COVID-19, Россия продолжает наращивать вложения в объекты ключевой инфраструктуры: дороги, мосты, трубопроводы, проекты добычи полезных ископаемых, транспортные узлы. И хотя большинство объектов инициируют крупные коммерческие структуры, именно государство в ближайшие годы будет основным интересантом и донором инфраструктурного строительства в стране.

Один из лучших рецептов выхода из любого экономического кризиса довольно прост и не раз успешно апробирован человечеством за его долгую историю — нужно наращивать строительство крупных объектов, и преимущественно за государственный счет. Благодаря синергетическому эффекту большие стройки тянут за собой другие отрасли, что позволяет постепенно вернуться к росту, а в долгосрочной перспективе в корне преображает жизнь страны и всех ее жителей, в отдельных случаях меняя технологические уклады и позволяя переходить на следующую цивилизационную ступень.
По этому пути, не изобретая велосипед, идет и Россия. На фоне продолжающейся пандемии COVID-19 во всех ее регионах ведется целый ряд больших строек, которые уже в ближайшем будущем кардинально изменят экономику страны и определят ее мировое лидерство в технологическом, производственном и логистическом контексте.
Вкладывать большие деньги в строительство дорог, мостов, аэродромов, трубопроводов, производственных объектов нашей стране позволяют взвешенная бюджетная политика и удачно складывающаяся конъюнктура на мировых рынках сырья. Впрочем, инфраструктурное строительство и до пандемии считалось одним из главных приоритетов государственного развития. Так, президент РФ Владимир Путин не раз отмечал, что расходы на расширение инфраструктуры на федеральном и на региональном уровнях должны постоянно расти. «Все понимают очевидную вещь: опережающие вложения в инфраструктуру — это залог, прочная база для экономического роста, важнейший фактор для улучшения качества жизни наших граждан», — заявил он в ходе одного из правительственных совещаний, посвященных инвестиционной политике. Владимир Путин также напомнил, что годовой объем инвестиций в основной капитал в России должен вырасти к 2030 году не менее чем на 70% в реальном выражении по сравнению с 2020 годом. «Для выхода на этот уровень необходимо системно поддерживать инвестпроекты отечественного бизнеса, обеспечить доступ компаний, предприятий к финансовым ресурсам на реализацию таких проектов», — подчеркнул глава государства.
Инфографика

Поддать газу. В 2021 году в России началась или продолжилась реализация десятков инфраструктурных проектов стоимостью свыше 1 млрд рублей. Стоит отметить, что самые масштабные и дорогие из них локализованы в восточной части страны — в Сибири и на Дальнем Востоке. Это иллюстрация не только распределения полезных ископаемых на карте РФ, но и смещения основных мировых рынков потребления ресурсов в сторону Китая и Юго-Восточной Азии. К тому же сказываются несколько десятилетий тотального недоинвестирования в эту часть страны, и сейчас правительство стремится восполнить образовавшуюся там пустоту. В частности, одним из самых масштабных проектов современной России является проект «Восток Ойл», предусматривающий разработку ресурсной базы крупнейших месторождений Ванкорского кластера (Ванкорского, Сузунского, Тагульского и Лодочного), а также перспективных нефтеносных площадок на севере Красноярского края.
Проект «Восточная газовая программа», стартовавший в 2007 году, включает формирование новых центров газодобычи (Сахалинского, Якутского, Иркутского и Камчатского), а также создание в нескольких регионах единой транспортной системы для внутреннего газоснабжения и экспорта в страны АТР. Программа позволит освоить колоссальные ресурсы востока России, которые составляют более 52 трлн куб. метров на суше и еще около 15 трлн куб. метров на морском шельфе. Одним из ключевых объектов «Восточной газовой программы» должен стать новый проектируемый газопровод «Сила Сибири-2», который будет обеспечивать поставки голубого топлива в Китай. Его мощность составит 50 млрд куб. метров топлива в год, запуск намечен на 2024 год. Достроен наконец и многострадальный «Северный поток-2» пропускной способностью 55 млрд куб. метров газа в год. Сейчас европейские регулирующие органы принимают решение о его сертификации, однако «Газпром», один из инвесторов проекта, ожидает введение в эксплуатацию уже к концу 2022 года.
Инфографика
Миллиарды в реку. Активными темпами возводятся дороги и мосты. Стоит отметить Ленский мост в Якутии, один из крупнейших мостовых переходов в восточной части страны, длина которого превысит 3 км, а с подходами его общая протяженность составит 18 км. Ударными темпами строится автодорога федерального значения, которая должна соединить Иркутскую область и Якутию с 4 мостовыми переходами через реку Вилюй. Почти 2 км составит длина моста через реку Зею в Благовещенске, который поможет городу справиться с растущим трафиком в сторону центральных и южных районов Амурской области. Продолжается возведение первого российского космодрома «Восточный», здесь уже выполнена большая часть работ — возведены подстанции, административные здания, командный пункт, проложен железнодорожный путь. Всего запланировано строительство 10 площадок — как технических, так и обеспечивающих. Кроме того, будет построен стартовый комплекс ракеты-носителя повышенной грузоподъемности. Появятся здесь аэродром, автомобильные и железные дороги, сразу два завода — кислородно-азотный и водородный.
Ключевые проекты для такой большой страны, как Россия, — дорожные. Среди крупнейших — строительство скоростной автомобильной трассы Москва — Казань, входящей в мегапроект по созданию автомагистрали Европа — Западный Китай. Длина платной автотрассы, которая соединит Москву с Нижним Новгородом и Казанью, составит более 800 км.

Еще один проект, который находится в подготовительной стадии, — продолжение трассы М-12 от Казани до Екатеринбурга, которую планируют завершить к 2024 году.
А вот еще один мегапроект — Центральная кольцевая автодорога — этим летом был полностью завершен. Ее длина в итоге составила 336 км, дорога проходит в Подмосковье на удалении в 50 км от МКАД параллельно «малой бетонке» А-107, она пересекает 13 федеральных трасс, забирая на себя значительную часть транзитного потока.
Инфографика
Дальше — больше. Транспортная инфраструктура — становой хребет экономики, неудивительно поэтому, что именно данной отрасли при согласовании бюджетов всех уровней уделяется пристальное внимание. Премьер Михаил Мишустин, в частности, ранее озвучивал, что на модернизацию транспортной инфраструктуры до 2024 года будет выделено около 780 млрд рублей. «Одна из основных задач — развитие транспортной инфраструктуры для нашего экспорта, прежде всего Восточного полигона железных дорог», — отметил он. Премьер также уточнил, что развитие инфраструктуры даст возможность иметь большие доходы от транзита по маршруту Восток — Запад, а также поможет расширить выход на рынки АТР. В конце прошлого года ОАО «РЖД» отчиталось, что на расширение БАМа и Транссиба потрачено 134,3 млрд руб., инвестпрограмма исполнена полностью, даже несмотря на летние стихийные бедствия, рост цен на материалы и дефицит кадров.
Проект РЖД — лишь один из поддержанных деньгами из Фонда национального благосостояния. В 2021 году был определен перечень, куда, помимо Восточного полигона железных дорог, вошли также проекты по развитию Ангаро-Енисейского экономического макрорегиона, модернизации ЖКХ в регионах, обновлению поездов метро в Санкт-Петербурге и ряд других крупных инфраструктурных объектов на сумму почти 900 млрд рублей. 
Инфографика
Авторы: Сергей Семенов