Инфраструктурные амбиции

Новые инструменты поддержки регионов позволят добиться рекордных успехов в отрасли

07.06.2021
Как будут работать финансовые инструменты поддержки регионов? Насколько реально построить важнейшие инфраструктурные объекты страны в беспрецедентно рекордные сроки? Какие мероприятия необходимо провести для сохранения положительной динамики в сегменте жилищного строительства? Эти и другие вопросы представитель экспертной группы по мониторингу общественного мнения Общественного совета при Минстрое России задал заместителю председателя Правительства РФ Марату Хуснуллину после оглашения послания Федеральному Собранию президентом РФ.

Марат Хуснуллин.jpg

В первую очередь в послании президент акцентировал внимание на поддержке регионов. Говорил о новых финансовых инструментах. Марат Шакирзянович, расскажите подробнее, как данные инструменты будут работать и что это даст регионам.
Регионы — это основа развития страны. И, конечно, от того, как будут развиваться регионы, каких показателей они будут достигать, какие у них будут инструменты развития, зависит, как люди будут жить в том или ином регионе. Поэтому в послании президент уделил этому много внимания.
Мы предлагаем несколько решений. Это, во‑первых, упрощение заимствований по регионам. То есть на сегодняшний день часть долгов будет структурирована.
Во-вторых, это возможность привлечения различных инфраструктурных механизмов, таких как бюджетные кредиты, облигации. Они дадут регионам возможность привлекать деньги на развитие тех проектов, которые будут давать налоговую базу, создавать рабочие места и, самое главное, улучшать жизнь населения в том или ином регионе.

Владимир Путин обозначил несколько регионов, где инфраструктурные проекты будут реализовываться с использованием новых финансовых механизмов. В их числе Нижний Новгород, Челябинск. Можете рассказать об этих и других проектах?
Я могу рассказать, как родился челябинский проект. Я много езжу по регионам, и когда мы были в Челябинске, с губернатором Челябинской области Алексеем Текслером решали вопрос достройки старого метро (я хорошо эту тему знаю, потому что в Москве много работал по метро). Мы спустились в шахту метро, я посмотрел тот объем работ, который сделан, и пришел к выводу, что строить дальше метро очень дорого, и таких ресурсов нет. В результате мы нашли решение, как вместо метро, скажем, сделать трамвай по построенной магистрали.

В Нижнем Новгороде будет реализован очень важный проект строительства автодороги, которая даст возможность развивать часть территории Нижнего Новгорода и осваивать новые территории под жилищное строительство. Импульс развития Ямало-Ненецкому округу даст строительство Северного широтного хода. В числе важнейших объектов также — объездная дорога в Хабаровске, объездная дорога вокруг Кемерово.
И таких проектов я на память могу назвать больше двух десятков. А всего по стране их более сотни. И если ранее реализовать эти проекты не хватало денег, то с принятием механизма инфраструктурного кредитования их строительство становится осуществимой задачей. Главное при этом (и об этом сказал президент) — учить регионы, помогать им в реализации проектов.

Еще один важный инфраструктурный проект — скоростная автомагистраль Москва — Казань. Президент поручил продлить ее до Екатеринбурга. При этом стоит задача завершить проект за три года. Реально ли выполнить работы к этому сроку?
Эта дорога и эта идеология — автомобильная ось Запад — Восток. Мы начинаем с Санкт-Петербурга, и участок от Санкт-Петербурга до Москвы построен как платная дорога. Мы практически завершили Центральную кольцевую автомобильную дорогу, и летом оставшиеся 25 км из 336 запустим. Дальше идем на Казань, затем — на Оренбург, на Казахстан и на Китай. Логичным завершением этого проекта станет продолжение магистрали до Екатеринбурга. Потому что Екатеринбург и Урал — это мощнейший промышленный кластер, мощнейшая точка развития. И иметь связанную автомобильную магистраль — это, безусловно, для страны и для всех регионов, которые находятся от Урала до Европы, очень важно. Поэтому мы сейчас форсируем строительство этого объекта. К 2024 году мы вполне можем завершить строительство данной магистрали. И это будет беспрецедентный пример, когда от идеи до сдачи объекта пройдет чуть больше трех лет (в предыдущие годы подобные объекты строились по меньшей мере на протяжении 6–8 лет).

Еще одна важная тема — жилищное строительство. Глава государства подчеркнул, что прошлый год оказался удачным в этом отношении. Каковы дальнейшие перспективы жилищного строительства, в том числе планы развития ИЖС?
Мы в прошлом году решили ранее никогда не решаемую задачу. Я про­анализировал все финансовые кризисы, начиная с 1991 года, и в любой финансовый кризис недвижимость «падала» — и в год кризиса, и в последующие годы, и только через 2–3 года после кризиса, а иногда и через пять лет восстанавливалась. А в 2020 году, несмотря на жесточайшие финансовые ограничения и ограничения, связанные с ковидом, объем ввода жилья не снизился. И, конечно, наша задача сейчас — набранный темп не терять, создать такие условия, чтобы пришло больше инвестиций, чтобы больше строилось, больше была конкуренция, чтобы люди получали более качественное и дешевое жилье.
И, конечно, вопрос обеспечения населения жильем невозможно решить без развития индивидуального жилищного строительства. Поэтому президент на этом сделал акцент. Что такое развитие индивидуального жилищного строительства? Это ипотечный продукт под ИЖС, это возможность подключения к инженерным сетям. И, кстати, сегодня президент озвучил очень важное решение, касающееся газификации. Ранее «Газпром» подводил инженерные сети к населенному пункту, а внутри работы должен был проводить муниципалитет, а так как у муниципалитетов денег часто не хватало, из-за этой так называемой последней мили люди в конечном итоге не получали газ. Теперь же мы сделаем программу газификации самого населенного пункта, что позволит миллионам жителей страны получить газ на свои участки. И это тоже вклад в развитие индивидуального жилищного строительства. 
Конечно, мы и дальше будем стимулировать развитие ИЖС. В этом наша точка роста.

Президент упомянул о возможности использования средств Фонда национального благосостояния для развития ЖКХ. Есть ли уже проработанные проекты на эту тему?
Мы считаем различные варианты окупаемости проектов в сфере ЖКХ. Проекты, связанные с теплом, могут окупаться от 5 до 10 лет, проекты по водоснабжению — до 15 лет, проекты, связанные с водоотведением, с очистными сооружениями — от 15 до 30 лет. 
Озвученное президентом решение о том, что регионы могут брать бюджетные кредиты до 3 % на срок до 15 лет, и есть сумма не менее 500 млрд рублей, уже позволяет нам начинать работу, подготавливать проекты, имеющие определенный период окупаемости. Получив такой механизм, мы активно начнем этим заниматься. И надеемся, что приступим к обновлению и системы жилищно-коммунального хозяйства, потому что, кроме окупаемости проектов, главное в ЖКХ — надежность. 
Сегодня во многих регионах изношенные трубы (более 60 %), а у муниципалитетов нет возможности реконструировать головные сооружения (водозаборы, станции очистки). Принятые решения как раз позволят решить эти проблемы. 
Авторы: Елена Александрова