Город-сад

По результатам исследования Института территориального планирования «Урбаника» Краснодар признан лучшим городом России по комфортности и доступности жизни

08.06.2021
Федеральные эксперты анализировали качество среды в ста крупнейших городах страны и стоимость жизни в них в расчете на среднюю для конкретного муниципалитета зарплату. По совокупности показателей Краснодар опередил не только Москву с Санкт-Петербургом, но и Сургут с Тюменью. А чем объясняют лидерство кубанской столицы региональные эксперты? Своими мыслями они поделились на специальной онлайн-конференции, организованной международным холдингом «ЕвроМедиа». 

Юрий Рысин, советник губернатора Краснодарского края, заслуженный архитектор России:
— Лидерство Краснодара, без сомнения, в первую очередь объясняется благоприятным климатом, удачным географическим положением. Но не только этим. Столица Кубани — один из самых строящих городов страны. Ежегодный ввод жилья  — около 1,5 млн кв. метров. Краснодар уверенно держит первенство по количеству объектов торговли из расчета на одного жителя, причем это в основном современные торговые центры. 
Всем известно, что Краснодар — гастрономическая столица Юга России. В последние годы на авторитет краевого центра как самого благоустроенного города страны влияет то, что здесь построены и успешно функционируют уникальный футбольный стадион «Краснодар» и не менее уникальный парк. Кстати, Сергей Галицкий, чьими стараниями возведены эти объекты, сейчас готовится к реализации еще одного знакового проекта — реконструкции кинотеатра «Аврора» — памятника советской архитектуры, в комплексе с которым планируется создать крупный подземный культурно-развлекательный центр.
Еще одно преимущество Краснодара, связанное с перспективами его развития, — новый генеральный план города, утвержденный в 2020 году. Силами Санкт-Петербургского НИИ перспективного градостроительства разработан один из самых современных в России документов территориального планирования — на цифровой топооснове, с множеством слоев информации, включая земельно-иму­щественный, экологический, транспортный, промышленный разделы. Создан «зеленый каркас» кубанской столицы, включающий 3600 га общественных парковых территорий, в соответствии с нормативами предусмотрены территории для социальных объектов: школ, детских садов, поликлиник и т.д.
Конечно, Краснодар не избежал проблем, связанных с активным ростом последних лет, — строительство социальных объектов отстает от строительства жилья. Очень обострилась транспортная проблема, нужно заниматься ветшающим историческим центром, создавать новые места приложения труда. Но несмотря на все проблемы, город активно развивается, доброжелательно относится к приезжающим из других регионов, развиваются малый и средний бизнес, увеличиваются туристические потоки. Другими словами, первое место в рейтинге городов России Краснодар заслужил. 

Илья Володько, генеральный директор консалтинговой компании MACON: 
— Краснодарский рынок жилья — очень привлекательный, объем строительства — колоссальный. Это показывает уровень развития города, его перспективы. Люди сюда едут, они хотят здесь жить, а значит, считают столицу Кубани комфортной для жизни. Спрос на квадратные метры в Краснодаре, особенно со стороны жителей других регионов России, очень высокий, поэтому в городе сформировался рынок, которым не может похвастаться ни один город-миллионник страны.
Однако есть и обратная сторона медали. Средний уровень качества на рынке жилищного строительства в кубанской столице низкий. Наша компания готовила специальный рейтинг, в тройку городов-лидеров по качеству строительства попали Тюмень, Ижевск и Казань, а Краснодар оказался далеко не на первых позициях. То есть объемы возведения жилья в региональном центре очень высокие, но они пока еще не привели к очень высокому качеству. 
Вместе с тем мне всегда было интересно наблюдать, как Краснодар генерирует бизнесы и практики, которые потом переносит в другие регионы и осуществляет экспансию. Взять те же строительные компании. Маленький, но интересный факт. Уже не одно десятилетие ведутся разговоры о конкуренции между Краснодаром и Ростовом: кто из них лучше? Так вот, 49% всего жилья, возводимого в столице Дона, обеспечивают компании, основной бизнес которых так или иначе находится в столице Кубани. Мне кажется, это тоже своеобразный индикатор успешности города.
Краснодар.jpg
Виталия Львова, генеральный директор специализированного агентства маркетинговых коммуникаций на рынке недвижимости Promotion Realty:
— По оценке нашей компании, Краснодар является одним из уникальных городов России с точки зрения развития массового жилищного строительства. В 2009-2010 годах на строительном рынке кубанской столицы появилось много игроков, у властей была потребность в крупных объемах жилья, поэтому застройщикам стали отдавать солидные территории, в том числе на окраинах. Эти территории осваивались не совсем комплексно, как и, например, в Санкт-Петербурге. Но, в отличие от Северной столицы, в столице Кубани появилось большое количество дешевого жилья, не обеспеченного социальной, спортивной, коммерческой инфраструктурой.
Низкий ценник за счет большого количества игроков не давал рынку возможности развиваться в других, более дорогих сегментах. Так, до недавнего времени вообще отсутствовало предложение комфорт-класса, а бизнес-класс был сформирован единичными проектами и продавался очень медленно. 
Свою положительную роль сыграла льготная ипотека. В районах, где нет инфраструктуры, где трудная транспортная доступность, люди, получив инструмент доступной ипотеки, начали голосовать рублем. По результатам 2020 года объемы реализации жилья комфорт-класса увеличились в Краснодаре в два раза: проекты ЖК, оснащенных детскими садами и школами, удобными въездами-выездами, пользуются большим спросом. Квартиры эконом- и стандарт-класса сохраняют популярность благодаря продолжающемуся притоку мигрантов, но теперь жилье из разных ценовых категорий развивается параллельно. 
 
Майя Симдянова, исполнительный директор ГК «Метрикс Developmen»:
— Зачем едут в Краснодар? В Краснодар едут жить. Если посмотреть на людей, которые приходят к нам устраиваться на работу, то девять из десяти кандидатов — мигранты. Поэтому выводы представителей института «Урбаника», составившего рейтинг, совершенно оправданы.
А раз в Краснодар едут жить, то задача застройщиков — обеспечить жилье, которое бы качественно подходило именно для жизни. Сегодня между компаниями высокая конкуренция, прежде всего в вопросах, касающихся создания социальной инфраструктуры. Мы между собой соревнуемся: кто быстрее и лучше обеспечит в районе нового жилого комплекса инфраструктуру, максимально комфортную для жизни, находящуюся в шаговой доступности: магазины, парикмахерские, салоны красоты, зеленые зоны… Причем все объекты должны быть оригинальными, со своими «фишками», чтобы отличаться от объектов конкурентов. 
Думаю, краевые власти понимали важность вопроса качества жилья, поэтому и родился новый генеральный план развития Краснодара. По моему мнению, он великолепный, и все застройщики, присутствующие в городе, не смогут не учитывать этот документ при дальнейшей работе. 

Виталий Бондарь, кандидат исторических наук, эксперт Российской академии наук, начальник отдела экспертно-консультативной деятельности Южного филиала Российского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева:
— Институт наследия занимается проблемами сохранения культурной идентичности поселений и городов — как исторических, так и не исторических. Краснодар имеет статус исторического поселения регионального значения, и мы рассматриваем его не просто как территорию с массовой застройкой, инфраструктурой и т.д., а как целостный культурный ландшафт.
В рамках пока еще пилотного исследования мы попытались сформулировать смыслы отдельных городов Краснодарского края и в частности Краснодара. Промежуточные результаты уже можно сообщить. 
Мы взяли Краснодар 1970-х, 1980-х и 1990-х годов и выбрали три самых ярких его характеристики: зеленый город, город для спокойной жизни, город на пути к морю. Краснодар сегодняшний — это, соответственно, город для автомобилей, но не для людей, город для получения прибыли, город на пути к морю. То есть из трех характеристик столицы Кубани трех предыдущих десятилетий сохранила актуальность только одна — третья.
По нашему мнению, увеличение численности населения и наращивание темпов жилищного строительства не могут считаться показателем качества жизни — они служат показателем развития строительного бизнеса и бизнеса вообще. Это разные плоскости. 
В 2017-2018 годах южный филиал Института наследия совместно с коллегами-реставраторами провел работу по установлению охранных границ территории исторического поселения Краснодар. По результатам обследования из 362 кварталов, входивших в состав поселения, в новые границы вошло только 113. Столь существенное сокращение связано с тем, что очень многие кварталы утратили свои характеристики подлинности и уже не могут быть отнесены к историческим. 
Отчасти это был процесс противостояния, но в конце концов предложенный нами проект обрел силу закона, и благодаря регламентам, ограничивающим строительную и хозяйственную деятельность, сейчас центр Краснодара в некоторой степени защищен от утраты исторического облика и культурной идентичности. Среди наиболее значимых показателей данных регламентов — ограничение массивности застройки и высотности возводимых в городе домов.
Мы позиционируем наследие Краснодара не как обузу для города и его бюджета, а как один из ресурсов не только для социокультурного, но и для хозяйственно-экономического развития кубанской столицы. 

5 крупнейших инвестиционных проектов г. Краснодара в сфере жилищного строительства

Название проекта

Инвестор

Стоимость, млрд рублей

Период реализации

1

Строительство жилого микрорайона Родные Просторы

«ЮгСтройИмпериал»

12,8

2020-2024

2

Строительство жилого комплекса «Абрикосово»

«Империал Град»

4,86

2019-2023

3

Строительство жилого микрорайона Южане

«СЗ Нефтегазспецстрой-Юг», «СЗ ЮгСтройТриумф», «СЗ Строитель Юга»

4,5

2019-2022

4

Строительство жилого комплекса «Сосновый бор»

«Стройэлектросевкавмонтаж»

2,5

2017-2020

5

Строительство жилого комплекса «Квартет»

«СтройИнжиниринг»

1,45

2019-2022



Авторы: Марк Александров