Главная дорога Крыма

Главная дорога Крыма

Автомобильная трасса «Таврида» — уникальный дорожный проект, с которым блестяще справилось АО «ВАД»

АО «ВАД» уже более 25 лет выполняет все виды работ по проведению инженерных изысканий, проектированию, строительству, реконструкции и ремонту автодорог. Компания — один из признанных лидеров в своей сфере, имеет десятки престижных наград. Сейчас АО «ВАД» реализует особый проект — в качестве генподрядчика строит в Крыму новую трассу «Таврида» протяженностью свыше 250 км, которая по значимости для полуострова и России в целом находится в одном ряду с Крымским мостом. Подробнее о главной магистрали страны — в интервью заместителя генерального директора АО «ВАД» по производству Николая Евсюкова.  

Николай Николаевич, почему трасса «Таврида» важна для Крыма?
Возвращение Крыма в состав России стало началом грандиозных перемен на полу­острове. В Крым пришла большая стройка. Во всех, без преувеличения, направлениях. Благодаря включению полуострова в федеральную целевую программу и в Республике Крым, и в Севастополе начались строительство школ, детских садов, больниц и объектов ЖКХ, газификация, развитие телеком-инфраструктуры и обновление коммуникаций. Большая стройка потребовала огромного количества материалов, увеличился и транспортный поток. Крым нуждался в принципиально новом решении дорожного вопроса, которое и было выработано на уровне федерального правительства.
О необходимости строительства новой автомобильной дороги от Керчи до Севастополя заговорили почти сразу после воссоединения Крыма с Россией. Старая и изрядно изношенная керченская трасса, ставшая основным путем доставки грузов с материковой части России, явно не справлялась с возросшей нагрузкой. Поэтому «Тавриду», проходящую в обход Феодосии, Белогорска, Симферополя, Бахчисарая вплоть до объездной дороги города-героя Севастополя, сразу включили в ФЦП. При этом заказчиками работ выступили два субъекта: Республика Крым и Севастополь.
Когда началось строительство?
Проектную документацию «Тавриды» подготовили и сдали для прохождения Главгосэкспертизы в декабре 2016 года. Месяцем раньше крымские депутаты приняли специальный закон, который разрешал начать подготовительные работы сразу после подачи документации на экспертизу, что и было реализовано в начале 2017 года. К моменту согласования проекта Главгосэкспертизой осенью 2017-го в Крыму уже были развернуты подготовительные работы на всех шести этапах — от Керчи до Бахчисарайского района: подготовлены стройплощадки, начата доставка на запасы дорожно-строительных материалов, проведена очистка территории строительства от взрыво­опасных предметов, начаты археологические раскопки, переустройство сетей. Строительные работы на седьмом, севастопольском, участке «Тавриды» стартовали в декабре 2017 года.
К настоящему времени амбициозная задача, стоящая перед нашей компанией, — за три года построить и реконструировать 250,7 км дороги, возвести 18 транспортных развязок, 30 надземных пешеходных переходов, 23 проезда для сельхозтехники, устроить 472 водопропускные трубы, переустроить тысячи километров различных коммуникаций, — уже почти выполнена. 

В какие сроки должна быть построена трасса? 
Строительство главной транспортной артерии Крыма предусмотрено в две очереди. Первая очередь строительства протяженностью 190 км была реализована в декабре 2018 года и обеспечила быстрый и удобный проезд от Керчи до Симферополя по двум полосам движения в обход «вечной» пробки в районе поселка Береговое перед Феодосией, где гости полуострова и местные жители простаивали часами. Строительство второй очереди дает возможность автомобилистам проехать по четырем полосам движения через весь полуостров от Крымского моста до Севастополя уже в сентябре 2020 года. 
Однако в нынешнем году для десятков тысяч россиян Крым стал безальтернативным вариантом для отдыха. Многие ехали к нам на машинах, увеличилось количество как грузового, так и легкового транспорта. Курортный сезон на полу­острове стартовал 1 июля. Для того чтобы повысить комфорт и безопасность в пути для приезжающих сюда автомобилистов, 30 июня на «Тавриде» был сдан четырехполосный участок протяженностью 155 км от Керчи до Белогорска. 20 июля мы запустили рабочее движение по четырем полосам уже до Симферополя. Так что во второй половине июля туристам и грузоперевозчикам открылся четырехполосный участок от Керчи до столицы республики протяженностью 190 км. Ввод автодороги в эксплуатацию запланирован на декабрь этого же года.
Сейчас «Таврида» — это, наверное, главный из реализуемых в стране дорожных проектов. Как по масштабам, так и по времени реализации. Как удалось построить трассу в срок? 
Действительно, трасса «Таврида» строится в беспрецедентно сжатые сроки. Возвести такой объект за три года было непросто. Для соблюдения графика работы велись круглые сутки одновременно на всех этапах. В пиковые периоды при совмещении работ на разных участках количество задействованного персонала превышало 5 тыс. человек. В настоящее время, после запуска движения по первой очереди и введения в строй ряда сооружений, на объекте находятся порядка 2,5 тыс. сотрудников линейного персонала и инженерно-технических специалистов, из которых более 50% — жители полуострова. 
Если посмотреть на географию наших рабочих, становится видно, что «Тавриду» строит вся Россия. В Крым приехали дорожники из Владивостока, Якутска, Иркутска, Красноярска, Барнаула, Тюмени, Калининграда, Самары, Москвы, Екатеринбурга, Грозного, Волгограда, Орла, Тольятти, Оренбурга, Магнитогорска, Кургана, Санкт-Петербурга, Ярославля, Ханты-Мансийска и других городов. 

Применялись ли при строительстве особые технологии?
«Таврида» — первая в России дорога, состав асфальтобетонных смесей для которой проектировался непосредственно для той местности, где она будет строиться, с учетом ее климата. Впервые в стране для возведения трассы проектом предусмотрено устройство пакета верхних слоев дорожной одежды из асфальтобетонной смеси, запроектированной по инновационной методологии объемно-функционального проектирования состава, которая наиболее полно учитывает климатические показатели района строительства, а также транспортную нагрузку за весь период службы дороги. Высоконаполненные каменным материалом асфальтобетонные смеси обеспечат ровное, долговечное и прочное покрытие трассы. Ну и, конечно, у нас работают лучшие в своей области специалисты и задействована самая современная техника. Парк дорожно-строительной техники насчитывает 1,3 тыс. единиц, самосвальной — более 270.

Планирует ли компания строить еще какие-нибудь дороги в Крыму? 
«Таврида» — главная дорога Крыма, однако эра дорожного строительства для полуострова только начинается. И мы будем рады принять в этом самое непосредственное участие.
Логотип Вестник Строительство