Евгений Дитрих: «Транспортная отрасль обеспечивает до 7% ВВП России»

Такое заявление министр транспорта России Евгений Дитрих сделал на совещании по развитию отрасли под председательством президента РФ Владимира Путина. Сегодня в транспортном комплексе занято около 4,5 млн человек. Они обеспечивают около 5% ВВП, а с учетом мультипликативного эффекта — до 7%. Несмотря на пандемию, в регионах строились и сдавались в эксплуатацию крупные транспортные объекты.

19.08.2020
Железный аргумент. На Крымском мосту открыто грузовое железнодорожное движение. Два грузовых состава «Крымских железных дорог» с материка и полуострова отправились навстречу друг другу. По первому пути в сторону материковой России выехал поезд с продукцией крымских предприятий, в том числе с кальцинированной содой и известняком. По второму пути встречного направления проследовал состав, сформированный из цистерн с бензином, полувагонов с удобрениями, зерновозов, цементовозов, а также из платформ, груженных рельсами.
«В Крым идут первоочередные товары: нефтепродукты, зерновые культуры, удобрения, металлопрокат, стройматериалы, то есть все, в чем сегодня нуждается республика, что приходится возить автомобильным транспортом. Использование железнодорожного сообщения позволит снизить стоимость доставки на 30-50%. В прошлом году, когда пользовались Керченской паромной переправой, она была закрыта более 45 дней. Теперь проблема решена», — подчеркнул Евгений Дитрих.
Железнодорожная часть Крымского моста рассчитана на пропуск около 13,5 млн тонн грузов и 14 млн пассажиров в год. Как отмечают в Минтрансе РФ, 47 пар поездов (большие грузовые составы весом 7,1 тыс. тонн и пассажирские составы, пересекающие мост со скоростью 120 км/ч) окажут существенную помощь в развитии экономики полуострова. 

Твердая четверка. Открыто рабочее движение по четырем полосам автомобильной дороги «Таврида» от Белогорска до Симферополя. Увеличение пропускной способности на этом участке позволит ликвидировать пробки на подъезде к столице республики, через которую проходят туристические потоки на Южный берег Крыма, в Евпаторию и Севастополь. Максимальная скорость движения на данном отрезке выросла с 60 до 90 км/ч.
«Запуск четырехполосного участка позволит повысить безопасность дорожного движения и уменьшить время в пути для водителей. Это имеет большое значение для Крыма, учитывая начало курортного сезона на полуострове», — прокомментировал Евгений Дитрих.
Ранее открылось рабочее движение по четырем полосам «Тавриды» от Керчи до Белогорска протяженностью 155 км. Максимальная скорость на этом участке теперь также составляет 90 км/ч. Запуск движения по четырем полосам трассы от Керчи до Севастополя состоится, как ожидается, в сентябре. К этому времени все строительно-монтажные работы будут завершены. 
«Таврида» — самый масштабный транспортный проект Крыма стоимостью около 140 млрд рублей. Ее общая протяженность — 250,75 км, пропускная способность — до 39 тыс. машин в сутки. Здесь предусмотрены 15 мостиков, 123 путепровода, 20 развязок. Сейчас общая готовность трассы составляет 92%, ввод объекта в эксплуатацию запланирован на декабрь текущего года.
Евгений Дитрих.
Вывести транспорт из Москвы. В Подмосковье запущено движение по четырехполосному участку пятого пускового комплекса Центральной кольцевой автомобильной дороги. Соединяющий Можайское и Новорижское шоссе, он состоит из нового отрезка протяженностью 12 км и 11 км реконструированной части автодороги А-107 «Московское малое кольцо». 
Новый отрезок ЦКАД, начинающийся от эстакады возле станции Звенигород и идущий до Можайского шоссе, позволит исключить проезд транзитного транспорта через населенные пункты по А-107. Еще разгрузит уличную сеть Звенигорода, в том числе выезд со станции Звенигород, ликвидирует пробки, которые возникают из-за движения встречных потоков транспорта в одном уровне.
«Центральная кольцевая дорога — глобальный проект, который должен вывести транспорт из Москвы. Также он даст возможность увести транзитный транспорт по новым дорогам Московской области и разгрузить действующую дорожную сеть. Такие безопасные дороги предоставляют новое качество жизни и необходимы Московскому региону как воздух», — заметил Евгений Дитрих. 
На всем протяжении сданного участка будут использоваться новые светодиодные светильники. Их применение позволяет снизить энергозатраты и удешевить эксплуатацию. 

Новые перспективы. Полностью запущено движение по новому автомобильному мосту через реку Ахтуба в Волгоградской области. Его протяженность — 6,5 км, из которых 2,5 км — мостовые переходы и эстакады. В объект инвестировано свыше 4,5 млрд рублей. Согласно первоначальному проекту, этот мост должны были сдать почти 10 лет назад. Возобновить работы удалось в 2014 году. Особое внимание при строительстве уделялось экологической безопасности, поскольку путепровод проходит по территории Волго-Ахтубинской поймы. Помимо перехода через реку, съездов и двух транспортных развязок здесь возвели шесть водоочистных сооружений, новую канализационно-насосную станцию, проложили около 15 км ливневки. Комплекс оборудован современным освещением и шумозащитными экранами.
«Это не просто участок автодороги. Это транспортный коридор, который дает возможность двигаться грузовым и легковым машинам, автобусам и быстрее добираться до места назначения. Это то, что влияет и на экономику нашей страны, и на жизнь людей», — сказал Евгений Дитрих.
Новый мост является частью второго пускового комплекса мостового перехода через Волгу в Волгограде и входит в транспортный коридор федерального значения. Он открывает новые перспективы для экономического сотрудничества России со странами Ближнего Востока и Средней Азии, а также с Китаем. Запуск движения по мосту в полном объеме позволит максимально вывести транспорт за пределы населенных пунктов, разгрузить ключевые магистрали Волгограда, убрав с них часть транзита со стороны Волжского и Республики Казахстан, перенаправив его на Третью продольную, с которой обеспечен выход на федеральные трассы. 

Идеальная логистика. В международном аэропорту Жуковский открыт логистический комплекс. В год он сможет обслуживать 100 тыс. тонн грузов. «Это хороший инвестиционный и социально значимый проект как для Московского авиационного узла, так и для всей России», — заявил Евгений Дитрих.
Грузовой перрон площадью 90 тыс. кв. метров позволит обслуживать в аэропорту одновременно до четырех крупных грузовых воздушных судов типа Boeing-747 или до шести среднеразмерных транспортных самолетов. Это выводит логистические мощности Жуковского на новый уровень: обрабатывая до 100 тыс. тонн грузов в год, он становится одним из крупнейших хабов Подмосковья. Хабовая модель подразумевает, что грузы на дальнемагистральных широкофюзеляжных судах прибывают в аэропорт и проходят сортировку для дальнейшей доставки в города России и Европы на средне- и ближнемагистральных самолетах.

25 крупных инвестиционных проектов в сфере транспортной инфраструктуры, реализуемых в России

Название проекта

Инициатор проекта/Инвестор

Регион

Стадия

Сроки реализации

Объем инвести-ций (млрд руб.)

1

Строительство глубоководного морского порта «Индига»

ООО «Инфраструктурная корпорация «АЕОН»

Ненецкий автономный округ

Проектирование

2018-2025

200

2

Строительство мостового перехода (100 км)

ХП «КК «Обход Тольятти»

Самарская область

Строительство

2019-2023

130

3

Строительство моста (98 км скоростной трассы, длина моста — 3700 м)

Государственная компания «Автодор»

Самарская область

Подготовка к строительству

2019-2024

120

4

Строительство СПГ-терминала (22 млн тонн сжиженного природного газа в год по готовой продукции)

ПАО «Новатэк»

Камчатский край

Подготовка к строительству

2018-2023

100

5

Строительство автодороги (пусковой комплекс N°4 — 40,3 тыс. автомобилей в сутки)

Государственная компания «Автодор»

Московская область

Строительство

2017-2023

85,4

6

Строительство мостового перехода через реку Лену в районе Якутска (11 км)

ООО «Национальная инфраструктурная компания»

Республика Саха (Якутия)

Подготовка к строительству

2018-2026

83,2

7

Строительство автодороги (пусковой комплекс N°3 — 43,5 тыс. автомобилей в сутки)

Государственная компания «Автодор»

Московская область

Строительство

2016-2023

81,4

8

Строительство автодороги (пусковой комплекс N° 1 — 49,5 км)

Государственная компания «Автодор»

Московская область

Строительство

2014-2021

48,9

9

Реконструкция аэропорта Домодедово

ООО «Домодедово констракшн менеджмент»

Москва

Строительство

2016-2022

47

10

Строительство транспортного терминала (совокупный объем перевалки — 25 млн тонн грузов в год)

Холдинговая компания «Новотранс»

Ленинградская область

Строительство

2019-2023

46,5

11

Строительство автодороги (пусковой комплекс N°5 — около 40 тыс. автомобилей в сутки)

Государственная компания «Автодор»

Московская область

Строительство

2014-2023

42,8

12

Строительство морского порта (угольный перегрузочный комплекс мощностью 20 млн тонн в год)

ОАО «ХК «СДС-Уголь»

Приморский край

Строительство

2013-2021

42

13

Строительство морского порта (20 млн тонн угля в год)

ООО «ВГК»

Сахалинская область

Строительство

2017-2025

40

14

Строительство скоростной автомобильной дороги Москва — Нижний Новгород — Казань (5-й, 6-й, 7-й этапы км 347 — км 663)

Государственная компания «Автодор»

Москва

Проектирование

2018-2024

39,3

15

Строительство и поставка комплекса средств автоматизации аэродромного командно-диспетчерского пункта Шереметьевского центра обслуживания воздушного движения

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

Москва

Проектирование

2019-н.д.

37,3

16

Строительство угольного терминала (1-я и 2-я очереди, увеличение грузооборота до 24 млн тонн)

АО «Ванино-ТрансУголь»

Хабаровский край

Строительство

2018-2021

37

17

Строительство универсального портового перегрузочного комплекса навалочных и генеральных грузов «Славянка» (пропускная способность порта — до 70 млн тонн в год)

АО «Международный морской перегрузочный терминал»

Приморский край

Подготовка к строительству

2016-2024

36

18

Строительство автомобильной дороги «Северный обход» (28,8 км)

Государственная компания «Автодор»

Пермский край

Проектирование

2019-2024

35,9

19

Участок транспортного узла на пересечении с Витебским проспектом до автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-118 «Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга»

ФКУ «Упрдор «Северо-Запад»

Ленинградская область

Проектирование

2018-2020

30,3

20

Объекты железнодорожной инфраструктуры федеральной собственности, обеспечивающие подход к транспортному переходу через Керченский пролив

ОАО «Российские железные дороги»

Краснодарский край

Проектирование

2017-н.д.

29,3

21

Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой транспортной развязки в районе ТПУ «Столбово»

Тендерный комитет

Москва

Строительство

2018-н.д.

27,6

22

Строительство скоростной автомобильной дороги Москва — Нижний Новгород — Казань (2-й, 3-й, 4-й этапы км 80 — км 347)

Государственная компания «Автодор»

Москва

Проектирование

2018-2024

27,5

23

Лавна в морском порту Мурманск

ООО «Морской торговый порт «Лавна»

Мурманская область

Проектирование

2017-н.д.

27,1

24

Строительство аэропорта на космодроме Восточный

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»

Амурская область

Строительство

2020-2023

26,5

25

Строительство аэровокзального комплекса и объектов служебно-технической территории аэропорта (увеличение пропускной способности с 14 тыс. до 27 тыс. пассажиров в сутки)

АО «Международный аэропорт Краснодар»

Краснодарский край

Проектирование

2020-2023

25

Как мы считали. В рейтинг вошли крупнейшие инвестиционные проекты России в сфере транспортной инфраструктуры, находящиеся в стадии реализации (проектирование, подготовка к строительству и строительство). Основанием для ранжирования является сумма инвестиций в рублях. Информация для составления рейтинга взята со специализированных инвестиционных порталов, а также из официальных отчетов федеральных и региональных органов власти. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. 
Авторы: Марк Александров