Долг платежом красен

ТПП РФ предлагает эффективные механизмы в решении проблемы взыскания задолженности за услуги ЖКХ  

15.03.2022
Сегодня суды в стране загружены спорами по взысканию задолженности за жилищно-коммунальные услуги с потребителей услуг, а также управляющих организаций и жилищных объединений. Но это не помогает в одночасье решить проблему взыскания долгов за жилищно-коммунальные услуги. Однако все же решать ее надо. В Комитете Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ считают, что необходимо пересмотреть механизм взыскания долгов и закрепить его на уровне федерального законодательства.

Своевременность оплаты услуг ЖКХ для отрасли остается острым вопросом. К примеру, за первое полугодие 2021 года в суды общей юрисдикции заявлено свыше 4,8 млн дел на сумму 86,7 млрд рублей. Из них количество исполненных судебных приказов по долгам за ЖКУ составляет около 6%.
«В 2020 году из общего объема сумм в 197,7 млрд рублей по заявленным в суды требованиям по задолженностям за коммунальные услуги 171,7 млрд рублей приходится на долги за ЖКУ, — поясняет кандидат юридических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Сусана Киракосян. — В первом полугодии 2021 года соотношение этих сумм составило 86,7 млрд к 97,6 млрд рублей. Цифры внушительные. По данным Федеральной службы судебных приставов объем сумм за услуги ЖКХ в 2021 году составил 120 млрд рублей. Такое положение дел является следствием неэффективной работы с долгами населения, а также управляющих организаций и жилищных объединений (ТСЖ, ЖК, ЖСК) перед ресурсоснабжающими организациями. В решении этой проблемы нужен новый подход».

Сегодня в стране действует сценарий работы с задолженностью только путем взыскания через суды. «Сегодня существуют механизмы, которые помогут решить проблему, — подчеркивает Сусана Киракосян. — Необходимо закрепить на законодательном уровне обязательный претензионный порядок урегулирования споров между исполнителями услуг ЖКХ и потребителями таких услуг. Ожидаемый результат: снижение административной и судебной нагрузки, улучшение взаимоотношений между собственниками и исполнителями жилищных и коммунальных услуг.
Также важно определить порядок привлечения третьих лиц для оказания услуг по взысканию задолженности за ЖКУ. Здесь необходим либо полный запрет на коллекторов, либо установление на уровне федерального законодательства требований к профессиональным взыскателям. В Национальном стандарте «Услуги ЖКХ и управления МКД» ГОСТ Р 51617-2014 сказано, что у исполнителя должны быть квалифицированные специалисты по претензионно-исковой работе. Если их нет, то можно заключать договор со сторонними специалистами. Проблемой являются и долги УО перед РСО. Ресурсоснабжающие организации не заинтересованы в досудебном урегулировании споров по долгам, редко подписывают соглашения о рассрочке, взыскивают долги с управляющих организаций даже за месяц просрочки.

В процессуальном законодательстве существует возможность рассрочки или отсрочки исполнения судебного акта. Однако в коммунальных спорах данная мера применяется редко, а предоставление такой рассрочки или отсрочки не обязанность, а право суда. Но, как правило, суды отказывают. Поэтому необходимо внести в Арбитражный процессуальный кодекс РФ положение о необходимости рассмотрения судом вопроса о рассрочке исполнения судебного акта при взыскании задолженности за коммунальные ресурсы. Это должно быть сформулировано не как право обращения должника за рассрочкой в суд, а как обязанность суда рассмотреть такую возможность в рамках спора. Эффективность подобной меры в том, что должнику (УО, ТСЖ) предоставляется возможность консолидировать средства для обеспечения расчетов с РСО без риска банкротства».
Авторы: Валерия Якимова