Быть и развиваться

На развитие моногородов с 2021-го по 2023 г. из федерального бюджета ежегодно будет выделяться более 4 миллиардов рублей

24.03.2021
Моногорода — наследие советской эпохи — испытывают серьезные проблемы с развитием экономики и качеством жизни людей. По данным социологических исследований, только половина жителей моногородов оценивают ситуацию в своем городе как положительную, 20% опрошенных настроены на переезд в другой населенный пункт. Вопрос дальнейшего развития моногородов не имеет универсального решения и требует индивидуального подхода. Повышение квалификации управленческих кадров, привлечение инвестиций, создание территорий опережающего социально-экономического развития, промышленных и индустриальных парков, новых рабочих мест — эти меры должны улучшить ситуацию и вернуть депрессивным территориям экономическую стабильность.

Обо всех этих мерах шла речь в рамках заседания Экспертного совета по устойчивому развитию моногородов при Комитете Государственной думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. В нем приняли участие порядка 200 человек. Это депутаты, представители региональных министерств и органов власти, главы моногородов и координаторы — эксперты градообразующих предприятий. «Экономика моногородов существенно пошатнулась в период пандемии, — отметила в своем выступлении Альфия Когогина, председатель Экспертного совета по устойчивому развитию моногородов, заместитель председателя Комитета Государственной думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. — Но благодаря мерам господдержки и парламентскому контролю нам удалось удержать ситуацию и избежать серьезного ухудшения на рынке труда».

моногорода.jpg

Индустриальные парки как инструмент развития территорий. Одной из наиболее эффективных мер поддержки правительства, помогающих формировать новые рабочие места, привлекать инвестиции и совершенствовать инфраструктуру, является развитие индустриальных и промышленных парков. Механизм их создания уже обкатан. Градообразующий бизнес, используя пустующие территории для привлечения резидентов, получает прибыль, не привлекая федеральные и региональные средства, а резиденты, пользуясь промышленной инфраструктурой бизнеса, оплачивают федеральные налоги и компенсируют его расходы. «Мы планируем предоставить под резидентов технопарков льготные займы под 1 % от Фонда развития промышленности. К примеру, бизнес затратил 1 млрд руб. на создание инфраструктуры, построил инженерные коммуникации, завел на территорию резидентов, и в течение 5 лет он может возмещать этот миллиард из федеральных налогов, которые оплачивают резиденты. Максимальная сумма вложений для индустриального парка, позволяющая избежать искусственного завышения цены, — 15 млн руб. на 1 га. «И 60 тыс. руб. — за 1 кв. м для промышленных технопарков, — объясняет Виталий Хоценко, директор Департамента региональной промышленной политики и проектного управления Министерства промышленности и торговли РФ. — Сегодня по стране сформированы 330 индустриальных парков, 70 % которых находится в Центральном и Приволжском федеральных округах. В 2021 г. мы запускаем усиленные меры поддержки специально для геостратегических территорий — Северного Кавказа, Дальнего Востока, Калининграда, которые входят в десятку регионов с низким уровнем социально-экономического развития».

Минимальные ставки в помощь предпринимателям. Финансовые меры поддержки моногородам предоставляет и «Корпорация «МСП». Это обеспечение кредитно-финансовыми ресурсами, доступ к закупкам крупнейших компаний и информационно-маркетинговая поддержка, которая ведется на портале бизнес-навигатора. «Мы предлагаем предпринимателям специальное кредитное решение, которое действует по ставке 7,75 %, но надеемся, что при поддержке Минэкономразвития ставка будет снижена до 7 % годовых. Предприниматели могут получить кредиты как на оборотные средства (до 500 млн руб.), так и на инвестиции (до 2 млрд руб.), — поясняет Наталья Ларионова, статс-секретарь, заместитель генерального директора АО «Корпорация «МСП». — Как корпорация системы региональных гарантийных организаций мы обеспечиваем гарантийную поддержку и работаем с Фондом развития промышленности. Если предприниматель не обладает собственными средствами для обеспечения имущества, то мы можем оказать такую поддержку. У нас развивается институт самозанятых, для них тоже есть специальное предложение — небольшие кредиты до 2 млн руб. без внесения залога с пониженной ставкой до 6,25 %. И в следующем году мы продолжим работу с моногородами, в рамках деятельности корпорации это остается приоритетом».

Активная поддержка моногородов идет и от Фонда развития промышленности, в реализацию программ профинансировано почти 30 млрд руб. Сегодня в работе находится порядка 60 проектов развития экономики моногородов, которые в ближайшее время будут рассмотрены экспертным советом фонда. В пятерку лучших регионов по количеству поддержанных проектов входят Татарстан, Свердловская область, Ставропольский край, Удмуртия, Нижегородская область. По словам Алексея Кузнецова, первого заместителя директора ФРП, по количеству проектов лидируют машиностроение и металло­обработка. «Наиболее востребованными программами являются проекты развития — самый массовый продукт, обладающий привлекательными условиями, это от 1 до 5 % годовых, 50 % софинансирования, возможность отработать заявку онлайн от ее принятия до подписания в режиме одного окна, — говорит он, — до 2025 г. мы планируем создать в моногородах почти 7 тыс. высокопроизводительных рабочих мест. Это места с зарплатой выше среднего по региону».

моногорода.jpg

Действовать на опережение. Сегодня 89 моногородов из 321 имеют ТОСЭР. Первые 10 ТОСЭР были созданы в 2016 г., и с каждым годом их количество увеличивается. «Подобная динамика говорит об эффективности этого инструмента, — рассказывает Сергей Литвяков, заместитель директора Департамента регионального развития Министерства экономического развития РФ. — Сегодня на территории ТОСЭР зарегистрированы 842 резидента, которыми созданы 35 тыс. рабочих мест и привлечены 86 млрд руб. инвестиций. Наиболее успешны в этом отношении Набережные Челны, Тольятти, хорошую динамику показывает Зеленодольск, где с населением в 99 тыс. созданы 1 895 рабочих мест.

В депрессивном состоянии находятся многие территории бывшего Союза, а придание статуса моногорода и соответствующие ему средства и льготы — дополнительный шанс на выживание. С 2021-го по 2023 г. на развитие моногородов из федерального бюджета ежегодно будет выделяться более 4 млрд рублей. Депутат Государственной думы, член фракции «Единая Россия» Сергей Тен рассказал о межфракционной межрегиональной группе «Байкал», команде профессионалов, способной генерировать идеи и предложения по устойчивому развитию моногородов. «Мы представляем Иркутскую область, Бурятию и Забайкальский край. На территории наших регионов находятся 22 моногорода. Специфика работы в них заключается в том, что мы живем на байкальской земле, где существует масса ограничений, связанных с природоохранным законодательством. Решение и развитие вопросов экологии является приоритетным направлением в политике регионального правительства и Правительства РФ. В связи с этим соблюсти равновесие между интересами человека и природы — наша главная задача. Моногорода наших регионов не такие большие, как, например, Н. Челны в Татарстане или Кузбассе, тем не менее на территориях Бурятии и Забайкалья проживает порядка полумиллиона человек, и мы должны о них заботиться».

Если ситуация в Бурятии и Забайкалье пока лишь настроена на волну экономических перемен, другие регионы России уже ощутили на себе поддержку правительства. Например, г. Невинномыск Ставропольского края с населением 117 тыс. человек, получил статус ТОСЭР лишь в 2019 г. «Последние 20 лет были для города катастрофичными, он потерял около 30 тыс. человек. Сегодня отток населения прекратился, более того, сюда приезжают работать и жить из соседних Ставрополя и Минвод. Это основной показатель улучшения и экономики города, и динамики жизни его населения», — констатирует Виталий Хоценко, директор Департамента региональной промышленной политики и проектного управления Ми­нистерства промышленности и торговли РФ.

По словам главы администрации Невинномысска Михаила Миненкова, тесное взаимодействие выстроено с Фондом развития промышленности РФ, правительствами Ставропольского края и РФ. Эффект программы поддержки очевиден: даже в период пандемии благодаря действующим льготам по налогам и страховым взносам доходы в муниципальный бюджет по сравнению с прошлым годом выросли на 11 %, с позапрошлым — на 15 %. «Предприятия малого и среднего бизнеса растут, как грибы, мы строим сервисную экономику, выполняем нацпроекты. Но, — отмечает Михаил Миненков, — есть моменты, требующие доработки. Во-первых, необходимо продлить трехлетний период ЕСН по оплате страховых взносов, создать законодательные инструменты для снижения стоимости жилья, так как уровень закредитованности населения катастрофически повышается и грозит неплательщикам долговой ямой. Кроме того, необходимо сократить срок рассмотрения заявок на льготные кредиты и финансирование резидентов до 3 недель».

С инициативой придания статуса «моно» еще двум городам Ставропольского края — Лермонтову и Буденновску — выступил губернатор региона Владимир Владимиров. «В Пермском крае в моногородах проживает порядка 6 % населения, — отмечает член фракции «Единая Россия», член Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Алексей Бурнашов, — в 2016 г., когда я избирался в Госдуму, г. Чусовой в Пермском крае был признан депрессивным, но за 4 года работы проекта ТОСЭР он превратился в перспективную территорию, сюда пришло порядка 19 резидентов, было вложено более 7 млрд руб. в развитие бизнеса и инфраструктуры. Это говорит о том, что поддержка моногородов — не пустые слова, а направление будущего экономики регионов, которое нуждается в поддержке и развитии».

Не остается в стороне от проблемы устойчивого развития моногородов и Фонд содействия реформированию ЖКХ. С 2019 г. на территории РФ действует программа по переселению граждан из аварийного жилья. «В ней участвуют 134 моногорода из 44 субъектов РФ, — отмечает советник генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Владимир Талалыкин. — Также мы занимаемся работой по модернизации инфраструктуры моногородов, для осуществления этих задач финансовую поддержку получили 14 муниципалитетов». Мнение о непривлекательности малых моногородов для инвесторов несостоятельно, убежден Владимир Талалыкин. Примерами успешного инвестирования он считает Черногорск в Хакасии и Тынду в Амурской области, где благодаря правильному алгоритму сотрудничества местной администрации, региона и Фонда развития моногородов на условиях концессии осуществляется финансирование, направленное на модернизацию инфраструктуры. 

Авторы: Альфия Табаева