Анвар Гаджиев: «Нужно продолжить систематическую работу в макрорегионе»

По мнению советника генерального директора АСИ, председателя Общественного совета при Федеральном агентстве по делам национальностей Анвара Гаджиева, начатые на Северном Кавказе преобразования уже приносят плоды, но для большего эффекта нужно объединить усилия РФ и регионов СКФО и сосредоточиться на модернизации ЖКХ, развитии АПК и туризма.

13.08.2021
— Создание в 2010 году отдельного Северо-Кавказского федерального округа оказалось правильным и своевременным, учитывая специфику включенных в него субъектов. На тот момент макрорегион испытывал массу социально-экономических проблем, обусловленных высоким уровнем безработицы, трехсменным режимом обучения в школах, неудовлетворительным состоянием ЖКХ… В рамках государственной программы развития СКФО до 2025 года уже построены десятки объектов социальной инфраструктуры, созданы тысячи рабочих мест, постепенно стабилизируется ситуация на рынке труда. Необходимо продолжить систематическую работу со стороны региональных управленческих команд и федеральных органов власти, чтобы добиться желаемого результата. Среди базовых проблем Северного Кавказа — высокий износ коммунальных сетей, тарифы ниже экономически обоснованного уровня, слабая платежная дисциплина при оплате услуг ЖКХ, большие потери ресурсов, разрозненность системы управления отраслью. Все это уменьшает инвестиционную привлекательность СКФО при наличии в округе очевидных точек роста. На мой взгляд, важно консолидировать активы ресурсоснабжающих организаций, разработать экономически устойчивую модель функционирования коммунального комплекса, повысить уровень платежной дисциплины с модернизацией коммунальных сетей. На это потребуются колоссальные финансовые ресурсы, и реализация проектов на основе концессионных соглашений могла бы стать одним из наиболее реалистичных путей решения проблемы. У Северного Кавказа колоссальный потенциал, прежде всего в АПК и туризме. Считаю, что развиваться они должны кластерно. В пользу этих отраслей говорят выпуск экологически чистой продукции и уникальные природные условия для развития всех видов туризма. Cтоит отметить целесообразность перехода СКФО на возобновляемые источники энергии. Для этого в округе есть все необходимое: солнце, вода, термальные источники. Для популяризации Северного Кавказа в России и за рубежом требуется разработка многопрофильной концепции, основанной на продвижении округа как в сети Интернет, так и традиционными методами, включающими СМИ, развитие двусторонних отношений с регионами, бизнесом, зарубежными партнерами. Наиболее вероятным методом является формирование централизованного инструмента (в форме АНО, проектного офиса), отвечающего за аккумулирование результатов работы министерств, ведомств, частных инициатив, связанных с продвижением не отдельных направлений, а в рамках конкурентной идентичности, включающей семь элементов современного бренда территории: туризм, экспорт, политику, бизнес и инвестиции, культуру, человеческий капитал, особые экологические условия. Каждое из направлений будет способствовать практическому успеху в продвижении СКФО, позволяя компенсировать слабые стороны округа за счет сильных.