Анатолий Васильев: «Наша цель — обеспечение всех жителей области качественной дорожно-транспортной инфраструктурой»

Волгоградская область занимает важнейшее транзитное положение на стыке регионов юга России и Приволжского федерального округа, что предопределяет ее положение как ключевого узла в транспортной системе страны.

08.09.2020
Характерной особенностью области является прохождение через нее межрегиональных и международных маршрутов на нескольких видах транспорта: автомобильном, железнодорожном, речном и авиационном. О самых крупных и важных для региона проектах «Вестнику» рассказал председатель Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Анатолий Васильев.
Анатолий Васильев.jpg
Волгоградская область одним из первых регионов России вошла в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В него включена Волгоградская агломерация — основные дороги и улицы г. Волгограда и г. Волжского, подъездные дороги к г. Волгограду, в том числе федерального значения, в радиусе 100 км. На территории агломерации проживают порядка 1,6 млн человек — 66% населения области. 

По территории Волгоградской области проходит 29 тыс. км автодорог. Обеспечение всех жителей региона качественной дорожно-транспортной инфраструктурой — цель администрации области. Для этого необходимо привести в нормативное состояние 2000 км опорной сети дорог, и тогда все районные центры региона, значимые городские и сельские поселения будут обеспечены дорогами с качественным покрытием. В результате к 2024 году 85% дорог в Волгоградской и Волжской агломерациях должны быть приведены в нормативное состояние, не менее 50% опорной сети региона. 

Целевые показатели реализации проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на 2020 год: увеличение доли автодорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям до 41%, сохранение доли дорожной сети городских агломераций, находящейся в нормативном состоянии, на уровне не ниже 64,6%, снижение количества мест концентрации ДТП на 20% по отношению к уровню 2017 года.
В текущем году финансирование составит 5,8 млрд рублей, будут отремонтированы более 120 объектов общей протяженностью 330 км и проводиться работы по капитальному ремонту на одном объекте. 

Общее финансирование мероприятий нацпроекта за 6 лет составит 31 млрд рублей, в том числе на дороги г. Волгограда и г. Волжского — 10 млрд, на региональные дороги — 21 млрд. Средства федерального бюджета — 24,2 млрд, консолидированного бюджета Волгоградской области — 6,8 млрд. В рамках проекта до 2024 года в регионе будет отремонтировано и построено около 2000 км автодорог. 
Волгоградская область.jpg
В целях комплексного развития Волгоградского транспортного узла как составной части единого международного транспортного пространства Волгоградской областью в 2019 году закончено строительство второго пускового комплекса мостового перехода через р. Волга в г. Волгограде. Второй пусковой комплекс включает сложные и уникальные сооружения, в т.ч. мост через р. Ахтуба. Искусственные сооружения оснащены современными очистными сооружениями, оборудованы освещением и обустроены современными ограждающими устройствами. Данное сооружение обеспечило выход на автодорогу Волгоград — Астрахань, для этого устроены две транспортные развязки в разных уровнях. 
Протяженность трассы составляет 6,5 км. Учитывая особое значение данного объекта, а также неоднократные обращения жителей Волгоградской области, с 20 декабря 2017 года по нему уже открыто движение по временной схеме, что обеспечило беспрепятственной транспортной связью через р. Ахтуба г. Волгоград и г. Волжский. В июне 2020 года в присутствии помощника президента России Игоря Левитина и руководителя Федерального дорожного агентства Андрея Костюка объект торжественно введен в эксплуатацию.

В целях обеспечения строительства третьего пускового комплекса Облкомдортрансом с АО «Институт «Стройпроект» заключен госконтракт на разработку проектной документации по объекту «Строительство второго, третьего и четвертого пусковых комплексов мостового перехода через р. Волга в г. Волгограде. Третий пусковой комплекс». Проект разделен на два этапа. Проектная документация по первому этапу получила положительное заключение госэкспертизы. В 2020 году запланировано приступить к строительству объекта.

Реализация в полном объеме масштабного проекта по строительству мостового перехода через р. Волга позволит в Волгограде разгрузить I и II Продольные магистрали, исторический центр города, в том числе территорию в районе Мамаева Кургана, снизить количество дорожно-транспортных происшествий, сократить негативное воздействие автотранспорта на окружающую среду. Кроме того, обеспечит беспрепятственный выход автотранспортных средств на международные и межрегиональные автотрассы в направлении Республики Казахстан, стран Закавказья и территории Урала, а также соединит транзитной связью транспортные коридоры «Север — Юг» и «Запад — Восток», что откроет новые перспективы сотрудничества со странами Средней Азии и Китаем. Волгоград — единственный город-миллионник в России, который не имеет обходной дороги. Весь транзитный транспорт проходит по улично-дорожной сети и II продольной магистрали, что резко повышает ее износ, снижает уровень безопасности, негативно влияет на экологию. Ввиду низкой пропускной способности II продольной магистрали и в  результате активного взаимодействия администрации Волгоградской области с Правительством РФ принято решение о реализации масштабного проекта по строительству автодорожного обхода г. Волгограда за счет средств федерального бюджета. Протяженность объекта — 96,4 км. 25 сентября 2018 года ФКУ «Упрдор Москва — Волгоград» заключило госконтракт на разработку проектной документации по объекту «Строительство автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» — Тамбов — Волгоград — Астрахань на участке обхода г. Волгограда». Проект разбит на 4 этапа. Первый этап: от автодороги Волгоград — Октябрьский — Котельниково — Зимовники — Сальск до примыкания к федеральной трассе Р-22 «Каспий» (по направлению на Астрахань). 2 июля 2019 года ФКУ «Упрдор Москва — Волгоград» получило положительное заключение экспертизы. Второй этап: от федеральной автодороги Р-22 «Каспий» (по направлению на Москву) до федеральной автодороги А-260 (автодорога на Каменск-Шахтинский). Срок получения экспертизы — III квартал 2020 года. Третий этап: от федеральной автодороги А-260 (автодорога на Каменск-Шахтинский) до автодороги Волгоград — Октябрьский — Котельниково — Зимовники — Сальск. Срок получения экспертизы запланирован на III квартал 2020 года. Четвертый этап: от федеральной автодороги Р-22 «Каспий» (по направлению на Москву) до федеральной автодороги 1Р-228 автодорога Сызрань — Саратов — Волгоград. Проведение торгов на изготовление проектной документации запланировано на IV квартал 2020 года.

17 августа 2019 года ФКУ «Упрдор Москва — Волгоград» заключило контракт с АО «ДОНАЭРОДОРСТРОЙ» на выполнение работ по строительству первого этапа. Их стоимость — 18,83 млрд рублей, срок завершения работ — 1 октября 2024 года. 
Реализация первого этапа протяженностью 12,44 км обеспечит связь с региональной транспортной системой, самостоятельное функциональное значение и исключит привязку к строительству остальных этапов. В составе первого этапа предусмотрено строительство моста через Волго-Донской судоходный канал общей протяженностью 540 пог. метров, который по своим характеристикам относится к уникальным объектам, имеющим в своем составе пролет длиной 147 метров. Новый дорожный объект свяжет регионы России со странами Каспийского бассейна, укрепит транзитные коридоры между центральными, южными областями и регионами Кавказа. Реализация проекта качественно изменит ситуацию в дорожной сфере г. Волгограда, выведет транзитные потоки за пределы города, позволит продвинуться в решении транспортных проблем всей области, вовлечь в хозяйственный оборот новые, пока  не используемые территории, даст возможность дальнейшего развития региона. 
Авторы: Марк Александров