Игра по-взрослому

В России создается система ранней профориентации  







03.07.2020
Яндекс.Дзен Instagram
Зеленые листья вместо денег, песочные туннели для автомобилей, шалаши из обломков стройматериалов — все это в прошлом. Мальчики и девочки, родившиеся в начале нового тысячелетия, — поколение, которое не знает времени без интернета, смартфонов и социальных сетей. Компьютеры они предпочитают книгам, не представляют жизни без мобильных телефонов, редко бывают на улице и стремятся к быстрым результатам. Предполагается, что представители этого поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой и искусством. Но для того чтобы ребенок смог выбрать профессию будущего, необходимо как минимум знать о ее существовании.

За последние 10 лет профориентация школьников стала одним из приоритетов в образовательной политике государства. Стратегию ее развития определил в 2012 году Владимир Путин, издав указ N°599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», дорожной картой которого фактически стала правительственная концепция развития дополнительного образования. Согласно указу, в 2020 году не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет должны заниматься во внешкольных кружках и секциях. И недаром: стремительно меняющиеся социальные и экономические отношения в стране демонстрируют острую нехватку организованной системы профориентации, а вместе с ней и целого ряда специалистов в таких жизненно важных сферах, как здравоохранение, строительство и образование. «В современном мире профессии строительной отрасли очень востребованы, однако высококлассных кадров катастрофически не хватает. Низкая квалификация, необразованность и незнание приводят к чудовищным последствиям, а сфера строительства не прощает грубых просчетов, так как мы создаем условия для жизни и за качество этих условий несем ответственность», — говорит Сергей Степашин, председатель Общественного совета при Минстрое РФ. «Свои условия диктует и технологический прогресс: активная компьютеризация породила целые новые отрасли профессий, и спрос на специалистов, работающих в IT-сфере, неуклонно растет; возникают и совсем новые профессии, такие как генетический консультант. В этих условиях каждому будущему работнику необходимо иметь максимально полное представление как о мире профессий, так и о своих склонностях и способностях», — говорит психолог Федор Булатов, профконсультант Центра «Гуманитарные технологии».
профориентация.jpeg
Копия мира
Любопытно, что первым, кто уловил кардинальные изменения в сфере образования, стал частный бизнес. Настоящий тренд последнего десятилетия в российских мегаполисах — детские игровые города. По сути это копии взрослого мира, только азы профессий здесь постигают самые маленькие горожане — дети от 4 до 14 лет. Первый «Кидбург» появился в Санкт-Петербурге в 2011 году. За девять лет существования проект вырос в сеть, а его филиалы появились в 10 крупнейших городах: Ярославле, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Владивостоке и др. «Кидзания» и «Мастерславль» открылись в Москве чуть позже, а вслед за столицей детские города профессий и другие подобные центры, совмещающие обучение и развлечения, стали появляться в регионах. В 2014 году в Уфе был открыт «Чадоград» (инвестор — ГК «Мегаполис»), в Казани пользуется успехом «Кидспейс». Краснодарский «Джоуль-парк» имеет немного другой формат — здесь акцент сделан на обучении определенным предметам (физика и химия) и проведении научного шоу.

По сути большинство детских городов — это социально-предпринимательские проекты, которые планировались не только как развлекательные, но и как обучающие, профориентационные центры. И поэтому в тех городах, где инвесторов поддержали местные власти, такие проекты развиваются продуктивнее. «Изначально проект задумывался как формат дополнительного школьного образования, который проходит в игровой форме. После Уфы в 2015 году «Чадоград» был открыт в Челябинске. Ожидалось, что на его базе педагоги городских и областных школ будут осуществлять внеклассную работу. Но проект не получил той доли внимания со стороны образовательных учреждений, на которую рассчитывали создатели, и был закрыт. Сейчас упор сделан на развитии аналогичных центров в Уфе, Самаре и Омске, — рассказал Александр Одольский, генеральный директор ГК «Мегаполис». — Мы планируем все же придерживаться изначальной концепции и направлений работы города профессий. Там, где формат коллективных посещений школьников полюбился жителям, наши центры стали отличной площадкой для проведения внеклассных занятий».

Город-сказка, город-мечта
Серьезную правительственную поддержку получают и другие центры. К примеру, в 2015 году в московском «Мастерславле» провел совещание с министрами экс-премьер России Дмитрий Медведев. Тогда он заявил о необходимости привлекать к системе доп­образования бизнесменов. В 2019 году на площадке Центрального детского магазина в городе профессий «Кидбург» в честь празднования Дня строителя по инициативе общественного совета при Минстрое РФ прошла церемония награждения победителей конкурса #СпросиСтроителя. В 2018 году региональные власти Белгородской области на собственном примере продемонстрировали, насколько эффективным может быть государственно-частное партнерство в сфере допобразования. Глава региона Евгений Савченко поддержал идею группы компаний «Агро-Белогорье». В итоге в центральной части Белгорода по франшизе «Мастерславля» создан уникальный детский город профессий. Подобного комплекса нет в регионе, и, более того, это единственный в Черноземье интерактивный развивающий центр для детей от 5 до 14 лет. Его особенность — построенный с нуля удивительный по своей архитектуре замок площадью более 3 тыс. кв. метров. По сути это копия небольшого российского города: в помещении есть настоящие улицы, проспекты, различные муниципальные, общественные здания и производственные площадки. Общая стоимость проекта превысила 300 млн рублей. Группа компаний выступила якорным инвестором, а администрация города вошла в число акционеров АО «Мастерславль-Белгород». Сейчас на базе данного центра планируют организовать работу по ранней профориентации детей. Специалисты уверены: данное направление будет актуально в образовательной среде региона.

«Въездной туризм»
Города профессий чрезвычайно популярны. Подразделения «Кидбурга» ежегодно посещают около 2,5 млн детей. В белгородском «Мастерславле» за вторую половину 2018 года — 2019 год побывало более 150 тыс. детей. Понимая, насколько эффективен данный формат, заинтересовать школьников техническими профессиями всерьез хотят не только организаторы-инвесторы, но и ряд других крупнейших компаний, в том числе государственных, испытывающих серьезный дефицит квалифицированных кадров. К примеру, в московской «Кидзании» действует центр подготовки космонавтов, созданный совместно с госкорпорацией «Роскосмос».
Создание партнерских игротек — это уже укрепившаяся форма сотрудничества и в других городах профессий. Интеграция бренда в игровой процесс в дальнейшем положительно скажется на росте лояльности подрастающей аудитории к той или иной компании, уверены в «Кидбурге». «Чадоград» активно сотрудничает с различными компаниями, представителями разных сфер. Среди брендированных мастерских — известные радиостанции, медицинские центры, магазины, телеканалы, — говорит Александр Одольский. — Это все позволяет детям перенять опыт из первых источников, от лучших сотрудников, погрузить их в реалии той или иной профессии. Путем проведения мастер-классов создать кумира или наставника на раннем этапе взросления. Думаю, что для любого ребенка это очень важно».
В качестве примеров действующих игротек — филиалы банков ВТБ, «Ак Барс», Академия дизайна IKEA, сеть супермаркетов «Пятерочка» и т.д. От реализации данных проектов в выигрыше остаются и предприниматели, занявшие прежде пустовавшую нишу, и родители, довольные тем, что имеют возможность в раннем возрасте выявить, к чему больше склонен их ребенок. И, конечно, дети, получающие в руки «паспорта», «трудовые книжки» и «деньги». Ведь они так любят копировать поведение родителей и играть во взрослую жизнь.
профориентация.jpeg
Взрослая жизнь
В детских городах профессий ребята на практике знакомятся с различными специальностями, обучаются работе в команде, получают первые навыки бизнес-мышления и финансовой грамотности. «Детям дается возможность попробовать себя в нескольких десятках видов деятельности, профессий и ремесел, — говорит Денис Савельев, генеральный директор АО «Мастерславль-Белгород». — Например, на строительной площадке учат основам работы машиниста экскаватора, маляров, кровельщиков и других строительных специальностей. В медицинском комплексе работают отделение для новорожденных, хирургия, стоматология, поликлиника и скорая помощь. Есть салон красоты, школа официантов, часовня и почтамт. Как и в настоящей жизни, «работники» получают зарплату в местной валюте, платят налоги, исполняют законы и строят свою карьеру». «Предпочтения юных посетителей учитываются, художественные руководители отлеживают динамику посещаемости той или иной мастерской и вводят новые современные профессии, — говорит Александр Одольский. — Например, в прошлом году появились флорист, промоутер, эколог, дизайнер, инструктор по туризму. Для того чтобы понять индивидуальную предрасположенность и рекомендовать родителям, какие профессии наиболее подходят темпераменту их ребенка, маленькие посетители проходят профориентационные тесты». «Выбор той или иной мастерской, безусловно, зависит от пола и возраста ребенка. Но при этом исключительно все дети не прочь потушить пожар из брандспойта, покататься на пожарном автомобиле или под руководством наставника из полицейского участка побегать по городу в поисках «преступника», — говорит Денис Савельев.

Во многих городах профессий представлены не только традиционные профессии — врач, банкир или строитель, но и профессии будущего. Так, в «Кидбурге» ребята узнают, кто такой биоинженер, хирург-лапароскопист, проектировщик 3D-печати и систем энергосбережения. Белгородцев в этом году также ждет сюрприз: готовится к открытию новая необычная мастерская, где дети смогут услышать о том, какие специальности будут востребованы через 10, 20 и даже 50 лет. Благодаря этому современная молодежь может в раннем возрасте отдать предпочтение той или иной профессии будущего. Это актуально с точки зрения профориентации, которая должна проходить, начиная уже со 2-го класса, уверены сотрудники Центра «Гуманитарные технологии». В будущем это поможет избежать значительной части неприятностей с работой. Сейчас переквалифицироваться, полностью сменив профессиональную сферу деятельности, готовы 44% россиян. Еще 28% хотят обучиться смежным профессиям. Об этом свидетельствуют результаты февральского исследования, проведенного специалистами рекрутингового портала Superjob.ru. То есть каждый второй человек в России недоволен родом занятий, который сам выбрал когда-то. О том, что профессиональная ориентация нужна с первого класса, говорил и президент России Владимир Путин на встрече со студентами в образовательном центре «Сириус» в январе 2020 года. По его словам, ребенок сначала должен получить общие знания, чтобы иметь возможность сориентироваться.

Часть большой семьи
Детские города профессий — это еще одна площадка, на которой может состояться ранний диалог между начальными учебными заведениями и работодателями. Сейчас такая площадка существует, только там ведется речь о школьниках более старшего возраста — это движение WorldSkills. По сути это единственная организация в России, которая масштабно занимается профессиональной подготовкой и специалистов, и их наставников, а также ставит целью повысить ее качество. Учитывая, что благодаря WorldSkills не только молодежь осваивает рабочие профессии — навыки получают и люди предпенсионного возраста, вполне закономерно, что в движение все более активно будут включаться и дети.
В 2014 году Фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело» в партнерстве с АСИ и WorldSkills Russia уже запустил программу ранней профориентации Junior Skills. Идея в том, чтобы на площадках WS соревновались также и школьники и посредством этого получали профориентацию. Программа получила международное развитие как глобальная инициатива России. В рамках мирового чемпионата WorldSkills 2017 в Абу-Даби прошли первые международные презентационные соревнования Junior Skills. К сожалению, пока детские города профессий не взаимодействуют с WorldSkills Russia, хотя такая идея уже назревает. «Мы прорабатываем возможные варианты взаимодействия с этой организацией, хотя верхняя планка посетителей «Мастерславля» — 14 лет», — говорит Денис Савельев. Однако большим достижением можно считать тот факт, что участниками юниорского международного движения постепенно становятся средние образовательные учреждения. Часть из них активно меняет свои программы, подстраиваясь под потребности рынка. К примеру, в Ростове-на-Дону уже несколько школ ведут подготовку ребят по компетенциям Junior Skills. «В 2019 году на региональном чемпионате WSR Ростовской области ученица 9 «Б» класса заняла второе место по компетенции «Дошкольное воспитание» среди юниоров, — говорит Антонина Брык, директор школы N°87. — Следующей ступенью для девочки стало участие в финале национального чемпионата в Казани. В 2020 году уже две ученицы школы участвовали в отборочном туре по компетенциям «Инженерный дизайн ACAD» и «Дошкольное образование».

Не для зачета
Как центры увлекательной дошкольной и школьной профориентации детские города профессий уже продемонстрировали высокий потенциал. Следующей образовательной ступенькой для детей от 12 лет могут стать государственные или коммерческие технопарки. С 2015 года в России в рамках нацпроекта «Образование» ведется создание сети государственных технопарков «Кванториум» — аналогов советских дворцов пионеров. Их работу организует государственный Фонд новых форм развития образования.
Сегодня в 74 регионах действуют 111 кванториумов (преимущественно при вузах), где учатся свыше 600 тыс. детей. К 2024 году таких учебных заведений будет в два раза больше — 254, до 2 млн человек вырастет и количество учеников. В ближайшее время кванториумы будут интегрированы в школьные образовательные программы. Об этом заявил премьер-министр России Михаил Мишустин. Он подчеркнул, что «это должно стать естественным элементом образования детей».
Главная задача детского технопарка — помощь в профориентации и профессиональных пробах. Занятия в государственных технопарках ведутся бесплатно, а записаться можно в порядке «живой очереди». Особенность подобных центров — это дорогое современное оборудование: токарные, фрезерные, лазерные станки с ЧПУ, станки для изготовления печатных плат и 3D-принтеры, электронные флуоресцентные микроскопы, центрифуги, ПЦР-анализаторы и т.д. Под присмотром инженера подросток реально работает на высокотехнологичном оборудовании. В процессе ребенок очень быстро учится и осваивает тот материал, который необходим для решения конкретной задачи. Это так называемая вытягивающая модель образования, когда учишь математику не для того, чтобы сдать контрольную, а чтобы рассчитать, как поедет робот.

Лето — это маленькая жизнь
WorldSkills Russia выступает неким объединяющим фактором образовательных учреждений различного уровня. Организация является инициатором и партнером профильных смен в летних лагерях. Международный детский центр «Артек», всероссийские детские центры «Смена», «Океан» и «Орленок» — все они подключились к знакомству ребят с различными профессиями в игровой форме с 2015 года.
В «Смене» появились центр профессий «Парк будущего» и учебно-тренировочный комплекс «Молодые профессионалы». Первый включает в себя 24 полигона профессий, объединенных в 6 кластеров: «Сервис и дизайн», «Строительство», «Промышленность», «Информационные технологии», «Профессии будущего», «Транспорт». В лагере разработаны специальные программы профориентационной направленности. «Ребенок во время отдыха, в зависимости от его предпочтений, включается в командную игру, задача которой, к примеру, собрать «Мультидом» (компетенция «Сухое строительство и штукатурные работы»), или оформить придомовую территорию («Ландшафтный дизайн»), или изготовить садовую мебель («Обработка дерева на станках»)», — говорит Оксана Рябухина, руководитель медиацентра ВДЦ «Смена».
В «Орленке» реализуется проект «Профильные техноотряды: проектирование будущего». Его участники сдают демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia и получают Skills Passport. Помимо этого ребята проходят профориентационное тестирование и пробы в рамках проекта «Билет в будущее». «В «Орленке» в этом году запланированы три профильные смены. Первая посвящена проектированию и строительству, вторая — авиации и космической отрасли, третья — профессиям будущего. В прошлом году мы интегрировали в программу профильных техноотрядов проект ранней профессиональной ориентации школьников «Билет в будущее» и демонстрационный экзамен — и получили эффективный формат. Теперь все участники наших смен будут проходить через профориентационное тестирование и пробы, сдавая в конце смены демонстрационный экзамен по стандартам «Ворлдскиллс», — сообщил заместитель технического директора Союза «Молодые профессионалы» Олег Базер.

Есть миллионы шансов
Как можно глубже погрузить ребят в трудовую деятельность помогают наставники. В их роли выступают как сами дети, так и успешные взрослые из разных сфер деятельности. «Каждую смену мы собираем самых сильных специалистов из разных сфер, чтобы каждый ребенок получил ориентиры на лучших профессионалов страны. Под их руководством ребята осваивают разные компетенции, получают новые знания и навыки. Надеюсь, что для многих подростков именно в «Орленке» начнется профессиональная карьера», — говорит Людмила Спирина, заместитель директора ВДЦ «Орленок».
К примеру, на базе ВДЦ «Смена» специалисты Института развития местных сообществ, Фонда содействия реформированию ЖКХ и члены Союза архитекторов России совместно с детьми разрабатывают проекты комфортной городской среды — от компьютерного 3D-моделирования и создания макета до создания малой архитектурной формы и ее установки. На базе детских оздоровительных центров сотрудники Следственного комитета России и профессорско-педагогические работники Санкт-Петербургской академии Следственного комитета реализуют образовательную программу для детей «Юный следователь». В игровой форме прививают подросткам навыки в области криптографии, трасологии, баллистики, одорологии, судебно-медицинской экспертизы и психологии и т.д.
Стать участником смен сложно: предварительный отбор жесткий, а кандидатов много. Но есть хорошая новость: техноотряды появятся во всех детских центрах, и тогда шансов у будущих профессионалов изо всех уголков России будет больше.
Авторы: Алиса Карих