Владимир Тихонович: «Когда не хватает газа, на помощь приходит электроэнергия»

Как рассказал Владимир Тихонович, генеральный директор АО «Камчатэнергосервис», несмотря на наличие в секторе определенных проблем, компании удается не только выживать, но и развиваться

16.03.2020
Яндекс.Дзен Instagram
Как рассказал Владимир Тихонович, генеральный директор АО «Камчатэнергосервис», несмотря на наличие в секторе определенных проблем, таких как изношенность инфраструктуры и низкая платежная дисциплина клиентов, компании удается не только выживать, но и развиваться. В текущем году планируется строительство новой электрокотельной, которая станет крупнейшей подобной в крае.

Расскажите, пожалуйста, о компании в общих чертах.
Мы работаем в трех районах Камчатского края — это Мильковский и Усть-Большерецкий муниципальные районы, а также Вилючинский городской округ. Эксплуатируем 18 котельных разного типа и мощности — от 0,4 до 50 Гкал/ч. Топливо также используется различное — котельные работают на мазуте, на угле, дизтопливе и на дровах. Такая разношерстность хозяйства объясняется спецификой потребностей в тепле жителей тех или иных поселений — в зоне нашей ответственности в основном небольшие сельские поселения, но есть и город Вилючинск с населением порядка 25 тыс. человек, где работают две крупные котельные мощностью 50 МВт каждая.
Камчатский край — регион достаточно холодный, и задача обеспечения населения надежным теплоснабжением очень важна, хотя мы работаем не в самых северных районах, где работать сложнее. У нас по крайней мере котельные расположены в пределах транспортной доступности, а на Севере с этим куда сложнее.

Каковы особенности и сложности в вашей работе? Как вы с ними справляетесь?
Сложности — системные, как и у многих других коллег по цеху. Во-первых, это моральный и физический износ оборудования, которое давно уже требует модернизации и повышения эффективности. А также ветхие теплосети. Работаем над решением этих вопросов, но темпы замены теплосетей не позволяют, к сожалению, избавиться от периодически возникающих аварий. Процент ветхих сетей, которые ежегодно меняются, должен быть более высоким. Эта работа финансируется по краевой программе замены ветхих сетей с участием органов местного самоуправления. По данной программе в 2019 году мы провели работы на 30 млн руб.

Другая важнейшая проблема, актуальная для всех предприятий в сфере ЖКХ, которая не дает полноценно работать предприятиям, — это постоянный рост дебиторской задолженности. Это неплатежи как граждан, так и других потребителей. У нас, к примеру, в свое время серьезная проблема была с оплатой услуг Министерством обороны — до сих пор есть непогашенные задолженности, и не вполне понятно, удастся ли вернуть эти средства. Сейчас ситуация изменилась — плательщиком стало ФГБУ, и пусть не всегда своевременно, но оплата происходит. Кроме того, не платит за тепло порядка 10-15% населения. Компенсировать эти убытки за счет тарифа и других источников нет возможности, в то же время ведется активная претензионно-исковая работа, что позволяет частично взыскивать задолженность с неплательщиков. Регулятор не в праве включать дебиторскую задолженность в тариф в полном объеме, в связи с чем ведется работа с исполнительными органами государственной власти Камчатского края и рассматривается возможность компенсации невозможной к взысканию задолженности за счет средств бюджета. Недостаточная собираемость ограничивает возможности развития инфраструктуры, тем не менее мы ведем работу по ремонту и модернизации оборудования.
АО «Камчатэнергосервис».jpg
А что было сделано по этому направлению за прошлый год?
В прошлом году у нас инвестиционная программа составляла около 45 млн рублей, в текущем — порядка 65 млн. В ее рамках мы производим замену и модернизацию оборудования, применяем современные энергоэффективные решения, например частотные приводы, утепляем и меняем сети, повышаем уровень автоматизации работы оборудования. Эта работа необходима, чтобы поддерживать нужный уровень безопасности в системе теплоснабжения. Также порядка 40-50 млн рублей мы тратим ежегодно на подготовку к зиме — они идут на замену запорной арматуры, ветхих сетей, капитальный и текущий ремонт котельного оборудования и т.д. В прошлом году был завершен большой проект — полная замена котлов на самой крупной котельной в Мильково. Этих котлов было три, и менялись они по одному в течение нескольких лет без вывода объекта из эксплуатации. Новое оборудование, в том числе автоматика, позволит объекту стать более энергоэффективным и надежным. Эта большая работа проведена при активной помощи правительства региона, которое выделяло на этот проект немалые средства. Крупными объектами наша работа не ограничивается. За прошлый год мы капитально отремонтировали четыре котла и заменили шесть небольших котлов контейнерного типа, в этом году планируем заменить еще четыре. Также ремонтируем здания котельных — кровлю, фасады. Так, на котельной Приморского района города Вилючинска здание котельной облагородили сайдинг-панелями в цветовой гамме, которая была согласована с местной администрацией (которая стремится придать эстетическую целостность зданиям поселка), — таким образом поучаствовали в благоустройстве города.

Есть ли планы по переводу котельных на другие виды топлива? Ведь энергоэффективность тех, что работают на дровах и на мазуте, не самая высокая...
В регионе разработана программа газификации, реализация которой могла бы позволить нам перевести котельные на газ. И такая работа в Камчатском крае велась — котельные переоборудовались. Также запланирован был и перевод на газ наших крупных котельных в Вилючинске. Однако провести его не удалось в связи с недоступностью основного ресурса — газа, которого на всех не хватает. Достоверной информации «Газпрома» об увеличении объема поставок у нас сейчас нет. Если ресурс появится, мы восстановим эту программу — на Вилючинск у нас уже запроектирован межпоселковый газопровод, но к его строительству так и не приступили.
На самом деле переход на газ нам самим очень нужен. Поставки газа и, главное, цены на него более или менее стабильны, тогда как рост цен на мазут неизменно приводит к убыткам теплоснабжающих организаций. Тут сложная логистика: мазут железнодорожным транспортом надо доставить в порт, затем по морю — к нам, потом автотранспортом до котельной. Это сильно сказывается на цене топлива и ставит под угрозу стабильность поставок. Ведь может возникнуть затруднение на одном из этапов — вагоны встанут из-за погодной ситуации, или водный транспорт временно не сможет работать из-за шторма, который может длиться несколько недель подряд. Это серьезная угроза энергобезопасности региона.
АО «Камчатэнергосервис».jpg
Насколько актуален кадровый вопрос?
Какого-то заметного дефицита кадров мы не испытываем. У нас достаточно молодая организация — мы работаем 7 лет и предлагаем вполне достойный уровень оплаты труда, поэтому текучка очень невысока. Конечно, некоторые сотрудники уходят, и адекватную замену им на рынке труда бывает найти сложно. Нас выручает практика наставничества и системы внутреннего обучения. Нужного специалиста проще взрастить своими силами, чем рассчитывать на то, что он придет извне.

Каковы цели на текущий год?
Помимо базовой работы по ремонту и модернизации оборудования котельных мы в 2020 году планируем реализовать серьезный проект. В рамках договора на техприсоединение, заключенного со службой заказчика, строится электрокотельная на 3,5 МВт для нового микрорайона в Вилючинске. Это новый и интересный для нас проект, и эта котельная станет самым мощным подобным объектом в Камчатском крае.
Авторы: Андрей Чумичев