Слышать пульс — передавать импульс

Слышать пульс — передавать импульс

Эксперты поделились мнениями о фундаментальных проблемах российского ЖКХ

«Что, по вашему мнению, придаст импульс развитию ЖКХ?» — такой вопрос мы задали авторитетным экспертам разных направлений внутри отрасли. Этот, казалось бы, простой и ни к чему не обязывающий вопрос неожиданно вскрыл множество проблем по совершенно разным позициям — в откровенном разговоре никто из спикеров не повторился в том, что он считает основным болевым моментом на данный момент и на чем стоит сфокусироваться. Говорит ли это о том, что система более шаткая, чем кажется на первый взгляд?
Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль»:
— Я бы сказала, что для рывка отрасли не хватает экономики. Отсюда и малые зарплаты, и низкий престиж профессии, и изношенность сетей. У нас отсутствуют экономически обоснованные методики расчета тарифа за управление многоквартирными домами, нет системы взаимодействия между исполнителями услуг и заказчиками из других областей — никто не расплачивается сразу, оплата идет намного позже оказанной услуги, что вносит сложности в контроль. Это работает как в связке «компания — компания», так и между жильцами и УК. Смотрите сами: жильцы платят управляющей компании деньги за обслуживание, веря ей на слово, и только через какое-то длительное время, когда ситуация уже запущена, всплывает как минимум неграмотное распределение средств. Если бы ЖКХ в большей степени жило по Гражданскому кодексу, а не по Жилищному, то ситуация была бы намного более понятна и прозрачна. Нам для начала надо определиться: мы в социализме или в капитализме? Если это сфера услуг, то здесь должны работать те же коммерческие рычаги, что и в других отраслях. Если это сфера ответственности государства, социальной помощи населению, то государство должно брать на себя большую долю финансового участия, а не переводить компании на самообеспечение. Та же модернизация без государственного участия сейчас невозможна ввиду элементарного отсутствия средств у разного рода предприятий. Иначе нужно, чтобы экономика и технические регламенты преобладали над социальной политикой. Кажется, государство все больше и больше берет на себя полномочия, и курс прослеживается, но пока темпы чрезвычайно низкие и конца не видно.
Дмитрий Романов, исполнительный директор НП «Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ Республики Татарстан»:
— Я уверен, что главная наша задача — достижение полной прозрачности в рамках, конечно же, защиты персональных данных. Элементарно заставить УК полноценно наполнять ГИС ЖКХ это бы уже помогло. Сейчас отрасль завязана на собственниках жилых и нежилых помещений, а к ним нет никого ближе из структуры, чем управляющие компании и ТЖС. Они должны выступать посредниками, переговорщиками между органами власти и гражданами: доносить все недовольства и предложения до властей, разъяснять людям законы, потому что на самом деле у нас очень много недопонимания. В ТСЖ я вижу больше проблем — от лицензирования председателя до определения легитимности собраний собственников. У нас нет возможностей проверить подлинность написанного в протоколах, если только кто-то из жильцов не напишет жалобу, не соберет подписи. А председателем ТСЖ вообще может стать кто угодно, даже человек, не имеющий отношения к ЖКХ. И потом он выступает от лица дома. Это в корне неверно. Бывает так, что в доме нет ни одного человека, разбирающегося в ЖКХ, а они все равно делают ТСЖ и пытаются содержать имущество. Могу сказать, что в современной развернутой структуре законодательства это почти невозможно. Что касается обращений людей, то могу сделать вывод, что их часто волнуют недобросовестные соседи или соседи с расстройствами психики. Например, так называемые скопидомы или люди с сильной алкогольной зависимостью. С одной стороны, мы не можем выселить собственника, но с другой стороны, это нарушение прав соседей на безопасность жилища. Я не знаю, как можно решить эту проблему, не нарушая гражданские права и свободы, но, может быть, социальные службы могут включиться в процесс и предложить решение.
Николай Смирнов, министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области:
— Нужно сказать, что нет единого инструмента, который позволит решить сразу все проблемы. Все инструменты надо использовать одновременно. Начать можно с популяризации отрасли. К сожалению, в средствах массовой информации сфера жилищно-коммунального хозяйства преимущественно показывается в негативном плане, несмотря на те большие достижения, которые уже есть.
Считаю, что это обязательный аспект. Если мы не будем говорить о том, что мы сделали хорошего, не будем рассказывать, то об этом никто не узнает и оценивать будут только с плохой стороны, которая на слуху.
Следующее — это, конечно же, привлечение средств для модернизации отрасли. Во-первых, это поможет перевести на более высокий качественный уровень услуги — как жилищные, так и коммунальные, а во-вторых, это снизит себестоимость услуги, что позволит сдерживать, а в ряде случаев и снизить тариф. Без коренной модернизации отрасли с использованием современных энергоэффективных технологий это реализовать невозможно. Неслучайно такие проекты заложены и в национальные проекты, в частности по программе «Чистая вода» выделяются средства на строительство объектов водоснабжения, водоочистки, магистральных сетей, по программе «Экология» мы строим очистные сооружения. Параллельно реализуются крупные концессионные соглашения, выделяются средства, но на данном этапе без серьезных федеральных инвестиций резких изменений, к сожалению, ожидать не приходится.
Поэтому я считаю, что необходим отдельный национальный проект по модернизации коммунального комплекса России.
Евгений Скрипальщиков, начальник службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края:
— Я бы выделил два фактора, которые помогут нам придать этот импульс. Первое — это вопрос сохранности жилого фонда, потому что ни при каких обстоятельствах невозможно отстроить страну заново. Кстати, он уже хорошо прописан в законодательстве, надо только понять, как его контролировать и как призывать нарушителей к ответственности.
Второй вопрос — это модернизация городских инженерных систем, он уже гораздо сложнее. Износ сетей очень велик, порядка 75%, их модернизация обойдется невероятно дорого, но делать это надо, потому что нельзя на старом разрушенном фундаменте строить новый дом. Я вижу решение в комплексе концессионного подхода и полной замены сетей, без расходов финансовых и трудовых ресурсов на ремонты. Трубы уже в таком состоянии, что бесконечно чинить их становится накладно. Однако если менять инженерные системы всего города, то это долго, дорого и эмоционально тяжело и для жителей, и для подрядчиков, и для органов власти, потому что будет бесконечный поток обращений граждан, которых тоже можно и нужно понять.
Необходимо создать концессию, которая бы совместными усилиями всех сторон проложила новую ветку, а потом людей просто переключили бы на нее, минуя все эти длительные ремонты. Хоть это тоже большая стройка, но людей хотя бы не отключают. Экономически это сложно, потому что надо придумать, как привлечь частных инвесторов. В дальнейшем на базе новых сетей будет гораздо проще и логичнее реализовать проект «Умный город», и это станет тем новым этапом, который поможет досконально контролировать и предотвращать все неприятные ситуации, однако сейчас, мне кажется, с той материально-технической базой, которая у нас есть, это что-то из области фантастики.
Игорь Михельсон, директор Фонда капитального ремонта МКД Вологодской области:
— Мне кажется, что самое главное сегодня — это первичное образование и систематическое повышение квалификации сотрудников любого уровня. Идет стремительное техническое развитие, которое касается всех отраслей, в том числе и ЖКХ. Не только частные компании, но и бюджетные объекты уже насыщены сложным оборудованием, и мне кажется, что его возможности используются не на полную мощность. В крупных городах эта проблема менее заметна, потому что у специалистов больше возможностей повышения своих компетенций, а у работодателя есть пусть и небольшой, но все-таки выбор кадров. В малых населенных пунктах это острый вопрос. Помимо того что там не хватает сотрудников в принципе, тем, кто давно работает, проблематично регулярно повышать квалификацию, потому что обычно это нужно делать за свой счет и еще брать отпуск. А ведь согласно федеральным проектам туда направляется дорогостоящее и сложное оборудование, строятся водоочистные сооружения, крупные котельные, автоматика в МКД и так далее. При неправильном использовании такого оборудования оно как минимум не дает ожидаемый эффект, а как максимум выходит из строя и требует дополнительных вложений на ремонт. И это происходит на фоне второй проблемы — серьезного недофинансирования всех структур ЖКХ. Сегодня мы видим массовое старение всех фондов при недостатке средств на их обновление — денег хватает на поддержание удобоваримого состояния. Повышение квалификации с большой долей вероятности решило проблему неэффективного вложения средств, потому что я говорю и о тех, кто осуществляет закупки. Часто бывают случаи, когда для данного объекта (площади, количества абонентов) не нужно настолько энергоемкое, а следовательно, и дорогостоящее оборудование, которое туда ставят. Это лишняя трата средств, которую можно перераспределить на реально полезные дела, но для этого надо иметь глубокое понимание вопроса. На мой взгляд, повышение квалификации должно проходить минимум раз в три года для сотрудников и раз в год для руководителей.
Логотип Вестник Строительство