Для стройкомплекса зажегся свет с Востока

В 2019 году российский стройкомплекс отметился масштабными инфраструктурными проектами

23.01.2020
Яндекс.Дзен Instagram
Для отечественного стройкомплекса 2019 год ознаменовался в первую очередь запуском в эксплуатацию амбициозных инфраструктурных объектов, определивших облик не только целых регионов, но и вектор развития международной торговли. Кроме того, отрасль проходит длительный процесс модернизации мощностей и технологий, обретая новый подход к культуре производства и современные компетенции.
  
Инфраструктурный взгляд
Событием мирового масштаба в марте стало проведение в Красноярске зимней Универсиады-2019. Конечно, уровень ее был не вполне «олимпийский» или «футбольно-мундиальный», однако для Красноярского края строительство множества инфраструктурных и спортивных объектов стало, безусловно, шагом вперед в развитии.
К проведению этого всемирного студенческого форума в регионе было реконструировано или построено 34 объекта, включая неспортивные (строительство нового корпуса краевой больницы, краевого Центра питания, Николаевского проспекта).
Один только генеральный партнер ГМК «Норильский никель» потратил на Универсиаду свыше 7 млрд рублей. В частности, за его счет были построены горнолыжный комплекс «Бобровый лог», реконструированы стадион «Енисей» и «Центральный».
Другой спонсор — компания «Русская платина» — за 3,8 млрд рублей построил ледовый дворец «Платинум Арена», на котором состоялась церемония открытия Игр. Вокруг арены уже вырос целый жилой микрорайон.
Осенью, наконец, после долгих споров по проведению конкурса подрядчиков с региональным УФАС ушел на капитальный ремонт Красноярский цирк, который изначально планировалось завершить до начала Игр.
В результате за несколько лет Красноярский край получил мощный кластер по зимним видам спорта, который, к примеру, очень пригодится олимпийской сборной России в ходе подготовки к зимним Олимпийским играм 1922 года в Пекине.

Генеральный директор исполнительной дирекции Универсиады Максим Уразов заметил, что только наследие Игр из сданных в эксплуатацию и реконструированных объектов для Красноярского края дадут материальные, нематериальные и ментальные результаты. По его мнению, кроме нового аэропорта, дорог, модернизации спортивной, медицинской инфраструктуры и общественного транспорта, в Сибири значительно повысится качество оказания медицинских и образовательных услуг, экологии, комфортность городской среды.
Еще одно знаковое строительное событие международного масштаба, значительно меняющее экономическую географию целого континента, произошло в июле. Состоялась стыковка российского и китайского участков глобального газопровода «Сила Сибири» (2159 км). В октябре его уже начали закачивать экспортным сырьем с Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области. Оценочная сумма проекта — 1,1 трлн рублей. Пока его нитка рассчитана на транспортировку 5 млрд кубометров газа, но впоследствии планируется нарастить его до 38 млрд кубометров. С «разворотом» экспортных потоков с запада на восток для России открываются практически безбрежные перспективы на не подпадающем под западные санкции и бюрократическую волокиту рынке АТР.
«Сила Сибири» — проект, предполагающий широкомасштабное использование новейших наукоемких технологий и оборудования как в процессе строительства, так и в период эксплуатации газотранспортной системы, — рассказал Сергей Прозоров, член правления, начальник департамента ПАО «Газпром». — Результатом сотрудничества «Газпрома» с отечественными производителями в рамках реализации программы импортозамещения, в том числе реализации дорожных карт по расширению использования продукции местных производителей, явилось создание ряда научно-технических разработок и организация на их основе производства промышленного оборудования для газовой промышленности».

«Проект «Сила Сибири» существенно изменит расклад сил на мировых газовых рынках, — считают аналитики агентства Bloomberg. — Он даст Москве новые козыри и послужит неплохой защитой от ухудшающихся отношений с Европой. До введения его в строй львиная доля российского газа идет на запад через Украину. Киев энергично пользуется ролью транзитера и пытается диктовать свои цены при помощи шантажа. «Газпрому» дважды уже приходилось из-за трений с Украиной перекрывать задвижку. К тому же у России на Востоке, откуда гораздо ближе до Китая, чем до Европы, огромные запасы газа».
монтаж.jpg
Мосты в будущее
Отдельно в ряду крупнейших событий уходящего года значится их «мостовой» сегмент. Еще одной нитью, связывающей Россию с тем же Китаем, стало открытие в конце ноября автомобильного моста через Амур в районе Благовещенска — Хэйхэ (общая длина перехода — 19,9 км, 18,8 млрд рублей).
По словам губернатора Амурской области Василия Орлова, в ходе реализации этого масштабного проекта учтен опыт строительства временного пункта пропуска на полуострове Крым.

«Деньги были привлечены в рамках концессионного соглашения в китайском банке под 4,9% годовых. Расчет выплаты за пользование денежными средствами идет с учетом пассажиропотока, который планируется перевозить по этому мосту», — сообщил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов. По его словам, особенно показательно, что российская часть мостового перехода была построена исключительно из отечественных материалов.
Кстати, параллельно дальневосточному в декабре раньше запланированного срока (2020 год) произошло официальное открытие и железнодорожного сообщения по знаменитому Крымскому мосту через Керченский пролив. По мнению министра транспорта РФ Евгения Дитриха, «конструкция второй части мостового перехода сложнее, в частности тоннель, а также подходы к самому мосту. Поэтому форсировать стройку нет необходимости. Только на территории Крыма необходимо построить 18 км дорог, чтобы соединить мост и железнодорожную систему полуострова».

В ноябре глава Якутии Айсен Николаев заявил, что президент России Владимир Путин наконец одобрил строительство автомобильного мостового перехода через Лену в районе Якутска. Решение об этом было принято еще в 2013 году, но присоединение Крыма с последующим строительством Крымского моста переключили все усилия на главный мостовой проект России. Сдача же автомобильного и железнодорожного переходов через Керченский пролив высвободила силы для возврата к Ленскому мосту.
Мост планируется рядом с селом Старая Табага, которое входит в городской округ Якутска и находится в 30 км южнее самого города. Рассматривалось три варианта строительства подъездных путей к мосту, в ноябре приоритетным был назван вариант, который совмещает создание моста и берегозащитной дамбы в селе. В верховьях русло Лены относительно узкое, в районе Якутска оно расширяется до 5-7 км, дальше ширина в отдельных местах превышает 20 км. Это самое узкое место, которое есть в этом районе и которое возможно для прохождения моста», — уточнил Айсен Николаев. Проект неоднократно выносился на ПМЭФ, его общая стоимость оценивается в 60-65 млрд рублей.

Промышленное строительство в 2019 году отметилось запуском в эксплуатацию второго энергоблока Нововоронежской АЭС-2, строительство которого продолжалось 10 лет (с июля 2009-го по май 2019 года). Особенностью проекта стал не только дополнительный объем электроэнергии мощностью 1180 МВт, но и то, что НВАЭС — первая в мире электростанция поколения «3+», обладающая современной конструкцией самого энергоблока — ВВЭР-1200, что увеличивает срок его службы до 60 лет.
Дорожная развязка. Сотрудничество с китайскими инженерами и строителями для России — дело стратегически важное и рассчитанное не на одно десятилетие. В ноябре делегация столичного правительства во главе с заместителем мэра столицы по вопросам градостроительной политики и развития Маратом Хуснуллиным в ходе визита в Пекин подписала соглашение о сотрудничестве между российским холдингом «Мосинжпроект» и Китайской железнодорожной строительной корпорацией (China Railway Construction Corporation). Речь шла об использовании BIM-технологий в сфере метростроения, строительства транспортно-пересадочных узлов и даже о перспективном создании СП для строительства метрополитена в третьих странах (Индия, Ближний Восток).
В настоящее время китайский холдинг уже участвует в строительстве Большой кольцевой линии от станции «Аминьевское шоссе» до станции «Проспект Вернадского» и между станциями «Нагатинский затон» и «Каширская». Кроме того, специалисты из Поднебесной строят участок Солнцевского радиуса от «Мамырей» до «Столбово».
В ноябре же был реализован еще один транспортный проект для столицы — запущен в эксплуатацию Московский центральный диаметр (МЦД-2), кольцевая линия наземного железнодорожного транспорта общей протяженностью 80 км и суммой капиталовложений в 12 млрд рублей. Первые два маршрута связали Подмосковье с центром столицы, куда раньше пассажиры добирались часами.

«Мы специально под этот проект заказывали по новым техническим условиям поезда. У них двери должны быть шире намного, потому что интенсивность входа и выхода такая же, как и у метро. Обычный набор, теперь стандартный: Wi-Fi, телевизор, еще и санузел. Ну и, конечно, приспособление для маломобильных групп населения», — отметил мэр Москвы Сергей Собянин.
2019 год подарил России сразу несколько новых аэропортов. В августе был открыт новый аэропорт «Гагарин» (пропускная способность — 1 млн пассажиров в год) в Саратове вместо старого «Центрального», в сентябре — новый терминал аэропорта «Хабаровск-Новый» (2,1 млн), в ноябре — в Челябинске «Игорь Курчатов» (1,6 млн).
монтаж.jpg
Правила игры
Но не объектами едиными живет стройкомплекс. Не менее важно для строителей определить правила игры и стандарты отрасли на ближайшие годы.
В ноябре состоялся I Международный форум «Цифровая трансформация строительной отрасли для устойчивого развития», на котором глава Минстроя России Владимир Якушев высказался за гармонизацию стандартов стройкомплекса как внутри страны, так и за рубежом.
«Правительство РФ уделяет большое внимание развитию строительного сектора и его цифровизации. Наша задача — наладить эффективное общение представителей отрасли, производителей программного обеспечения, федеральных и региональных органов власти. Мы готовы делиться с представителями экспертного сообщества из разных стран российским опытом в части технического регулирования и стандартизации строительной отрасли», — заметил он. По информации министра, в следующем году к изданию на русском и английском языках планируется международный стандарт ИСО 6707-1:2020 «Здания и сооружения. Словарь. Основные термины». Международный стандарт впервые будет издан на русском языке. Профильные специалисты из разных стран смогут говорить на едином терминологическом языке.
Еще одно важнейшее новшество в правилах игры вступило в силу с 1 июля 2019 года — запрет на долевое строительство. Теперь при покупке квартиры на этапе строительства деньги покупателей будут храниться на специальных счетах в банках, и в случае внезапной заморозки строительства их можно будет забрать. Этим правительство планирует окончательно решить проблему обманутых дольщиков.

Одним из главных документов для строительной сферы России должен стать проект Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства РФ до 2035 года, представленный в октябре на согласование в федеральные органы исполнительной власти для последующей доработки.
Обозначенная цель Стратегии не нова и вполне понятна, она должна «обеспечить россиянам доступные и качественные жилищные и коммунальные услуги».
«После того как мы окончательно доработаем проект документа с учетом предложений коллег из других федеральных органов власти, Правительством РФ будет принято решение о том, по какому сценарию будет развиваться отрасль ближайшие 15 лет. Многое в этом вопросе, конечно, зависит от финансирования, привлечения инвестиций и бюджетной поддержки», — уточнил Владимир Якушев.

Согласно проекту Стратегии, основными направлениями ее реализации станут управление жильем, капитальный ремонт, расселение аварийного жилищного фонда, теплоснабжение и горячее водоснабжение, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, кадровое обеспечение, научно-техническая политика и техническое регулирование.
Реальность этих планов будет понятна в ближайшие месяцы, когда все заинтересованные министерства согласуют документ. Либо отправят его на доработку. 
Авторы: Сергей Кисин