Евгений Дитрих: «Национальный проект по дорогам — первый в рейтинге узнаваемости среди россиян»

Важнейшее направление деятельности Министерства транспорта России — реализация национальных проектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». По заявлению главы ведомства Евгения Дитриха, оба документа имеют стратегическое значение и для населения, и для экономики страны, поэтому находятся на особом контроле



20.11.2019
Яндекс.Дзен Instagram
Комплексный подход
В конце сентября реализация Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года обсуждалась на заседании коллегии Минтранса России. Евгений Дитрих напомнил, что решением проектного комитета утверждены все девять паспортов федеральных проектов Комплексного плана. С 6 августа 2019 года этот план осуществляется в формате национального проекта.

Среди наиболее амбициозных федеральных проектов — «Европа — Западный Китай» — самый протяженный в мире экономический коридор с колоссальным потенциалом межгосударственного и межрегионального взаимодействия, охватывающий страны Евразийского континента с населением свыше 3 млрд человек. Как уточнил первый заместитель министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов, поставлена цель построить к 2024 году более 800 км российских участков автодорог, относящихся к коридору.
В рамках федерального проекта «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» проводится реконструкция инфраструктуры 66 аэропортов в субъектах РФ, более половины из которых — на Дальнем Востоке.
Евгений Дитрих.jpg
Цель федерального проекта «Северный морской путь» — развитие СМП и увеличение за шесть лет грузопотока по нему до 80 млн тонн. Намечается строительство 13 гидрографических и лоцмейстерских судов ледового класса, 9 ледоколов и 16 многофункциональных аварийно-спасательных судов ледового класса.
По итогам реализации федерального проекта «Морские порты» к 2024 году мощности морских портов России должны достигнуть 1,3 млрд тонн, прирост составит не менее 336 млн тонн. «Морские порты» — проект, который осуществляется преимущественно за счет частных инвестиций. Средства федерального бюджета составляют только 26% (237,6 млрд рублей) от общей его стоимости. Однако государственные и частные интересы в развитии морских портов РФ находятся в прямой зависимости друг от друга. Частные компании создают мощности, эффективное использование которых возможно при наличии современных гидротехнических сооружений и достаточной провозной способности железнодорожных и автодорожных подходов, которые строятся за счет бюджета РФ.

На сегодня заявленный частным бизнесом объем проектов, включенных в «Морские порты», показывает, что целевой показатель будет превышен: прирост составит 347,3 млн тонн (+3%). При этом через ранжирование успешно прошли еще четыре новых портовых проекта — они рекомендованы Аналитическим центром при Правительстве РФ к включению в Комплексный план. Данные проекты обеспечат дополнительный совокупный прирост мощностей в размере 47,2 млн тонн.
Тот же Аналитический центр озвучил прогноз, согласно которому более 50% прироста портовых мощностей обеспечит уголь, и рекомендовал дополнительно изучить возможности расширения угольных терминалов. Часть инвесторов сейчас уточняет заявленные объемы в связи с изменением на рынке — это касается в первую очередь угольных компаний. По словам заместителя руководителя Росморречфлота Захария Джиоева, вероятнее всего, потребуется уточнение компоновки и этапности проекта «Сухогрузный район порта Тамань» (до сих пор планировалось, что мощность порта поэтапно будет увеличена до 62 млн тонн, что должно обеспечить 17,4% общего прироста портовых мощностей РФ). Готовится подписание меморандума с частными инвесторами, однако угольные компании взяли дополнительное время для оценки возможности вхождения в проект.

Параллельно с развитием портовых мощностей реализуются автодорожные проекты. Руководитель Росавтодора Андрей Костюк сообщил, что 15 мероприятий финансируются непосредственно в рамках федерального проекта «Морские порты». Эти дороги создают условия для движения грузового транспорта в сторону морских портов от основных магистральных направлений. В нынешнем году планируется завершить строительство и реконструкцию автодорог федерального значения общей протяженностью 107 км. На данный момент уже введено в эксплуатацию 58,8 км (55% от предусмотренного).

Риски отсутствуют
В середине октября реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» обсуждалась на большом совещании в Екатеринбурге. Дискуссия состоялась на площадке международной специализированной выставки «Дорога-2019», которую посетил председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.
Евгений Дитрих напомнил, что в 2019 году дорожные работы запланированы в 83 регионах на 6900 объектах, из которых 650 являются переходящими на 2020 год. Практически по всем объектам, внесенным регионами в систему оперативного управления «Эталон», работы либо ведутся, либо завершены.
«По итогам года мы наметили получить 6,5 тыс. км отремонтированных региональных дорог. Это чуть больше расстояния от Москвы до Читы — 6,3 тыс. км. А если прибавить протяженность городских улиц, которые мы также ремонтируем в рамках нацпроекта, то условная отремонтированная дорога позволит нам вернуться из Читы в Екатеринбург. Это еще 4,5 тыс. км», — проиллюстрировал министр.

Лидерами по выполнению ремонтных работ, включая финишную укладку асфальтобетона, стали Белгородская Самарская, Владимирская, Воронежская, Пензенская, Тамбовская, Тульская, Мурманская и Ульяновская области, Удмуртская и Чеченская республики.
Капиталоемкие мероприятия в текущем году выполняются на 17 объектах. По 12 из них уже заключены контракты и развернуты строительные работы, оплачено 1,5 млрд рублей из 5 млрд запланированных. Риск недостижения целевых показателей, предусмотренных федеральным проектом «Дорожная сеть», в этом году отсутствует.
С опережением выполняется задача по созданию реестра новых и наилучших технологий и материалов, в список уже внесено 30 позиций. Показатель доли контрактов, предусматривающих использование технологий реестра, перевыполнен втрое.
Очень важная тема — возврат к авансированию дорожных работ, который позволит решить проблемы нехватки оборотных средств на начальной стадии реализации мероприятий. «Снижаются риски банкротства или убыточной работы подрядных организаций за счет их вынужденного кредитования в отсутствие аванса. Предложенные нами правила авансирования должны обеспечить своевременную реализацию подготовительных работ — закупку строительных и иных материалов до начала реализации объекта», — заметил Евгений Дитрих.

Согласно анализу медиаполя, по итогам девяти месяцев 2019 года национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» занимает первое место среди других нацпроектов по упоминанию в СМИ. Один из эффективных каналов коммуникации с населением — социальные сети.
«Необходимо усилить информационную работу с гражданами в соцсетях, а также с обращениями людей, в частности по выбору объектов для ремонта и реакции на выполняемые работы. Все поступающие претензии должны отрабатываться максимально оперативно», — подчеркнул министр. 
Авторы: Ирина Шпакова