Дорожная карта

Безопасность и качество дорог — два кита национального проекта с бюджетом на шесть лет около 4,78 трлн рублей

20.11.2019
Яндекс.Дзен Instagram
Суммарная протяженность автодорог общего пользования в России превышает 1,5 млн км. От их состояния зависит развитие экономики страны и повседневная жизнь граждан. Этому посвящен нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», рассчитанный до 2024 года. Его установки: увеличение дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, не менее чем до 50%, снижение доли дорог, работающих в режиме перегрузки, на 10%, уменьшение количества аварийно опасных участков в 2 раза и другое. Судя по результатам первого года реализации, темп набран неплохой, однако для достижения всех намеченных целей предстоит решить ряд принципиальных вопросов.

18 тысяч футбольных полей
В национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» входят четыре федеральных проекта. При общем бюджете нацпроекта до 2024 года в размере около 4,78 трлн рублей львиная доля средств приходится на федеральный проект «Дорожная сеть» — 4,44 трлн. Сегодня в 83 регионах России проводятся работы более чем на 6800 объектах, больше половины из них — местного значения. 
«Это те самые дороги к дому, от которых зависят комфорт и благополучие людей. И это те дороги, которые в наибольшей степени людям видны», — заявил на одном из совещаний председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.
Бюджет нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на 2019 год — почти 130 млрд рублей, из них на федеральный проект «Дорожная сеть» направлено 111,2 млрд. Суммарно в нынешнем году в стране выполняется ремонт свыше 10 тыс. км дорог и улиц. «Для примера: будет заасфальтирована площадь, сопоставимая с площадью 18 тыс. футбольных полей», — проиллюстрировал министр транспорта РФ Евгений Дитрих.  
Кроме того, в списке 2019 года — 17 крупных региональных объектов: 4 обхода населенных пунктов, 5 центральных проспектов и развязок, 8 мостов и путепроводов. Из них уже в текущем году вводятся обход Саранска, обход Рузаевки в Мордовии, Первомайский мост через реку Десну в Брянской области, Красный мост в Орле.

Количество и качество
С одной стороны, 2019 год — стартовый в реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», впереди еще пять ударных лет. С другой стороны, именно по нынешнему году можно судить о набранном темпе и проблемных местах, способных затруднить осуществление амбициозных целей в дальнейшем. Эта мысль красной нитью проходила в выступлениях статусных спикеров на заседании Государственного совета, состоявшегося 26 июня под председательством президента России Владимира Путина.
«Автомобильных дорог высокого качества у нас, к сожалению, по-прежнему мало. Общая протяженность дорог высшей категории, правда, увеличилась за последние четыре года на 2423 км, причем главным образом за счет федеральных трасс. Сегодня дорог, полностью соответствующих нормативным требованиям, — 83%, а в 2010 году было намного меньше — 38,6%. В то же время доля дорог высшей категории регионального значения по-прежнему не дотягивает даже до половины», — заявил Владимир Путин.
По его мнению, для обеспечения системных перемен в дорожном хозяйстве России каждый регион должен иметь соответствующую программу. «И не декларативную, а реалистичную, рассчитанную на период не менее чем до 2024 года. Это даст возможность дорожным строителям планировать работу «вдолгую», загодя приобретать дорогостоящую технику, резервировать стройматериалы, вкладываться в специалистов и новые технологии, — уточнил президент. — В программах создания новых дорог надо предусмотреть реализацию проектов на основе государственно-частного партнерства, поддержать внедрение контрактов жизненного цикла. Они должны получить самое широкое распространение, заключаться на более длительную перспективу с исполнением работ по проектированию, строительству, содержанию и ремонту дорог. Очевидно, что это потребует изменений законодательной и нормативной базы, а также новых управленческих решений».
дорожное строительство.jpg
Совместно со всеми регионами, правительством, федеральными министерствами и службами рабочая группа Госсовета по направлению «транспорт» очень внимательно изучила текущую ситуацию в дорожном комплексе России, возможности, ресурсы, проблемы, риски и выработала ряд предложений для достижения поставленных целей. В частности, речь идет о ресурсном обеспечении. 
«Проведен анализ потребностей в материальных ресурсах, и в первую очередь в песке, щебне и битуме, — сообщил руководитель рабочей группы, глава Бурятии Алексей Цыденов. — Риск обеспеченности вызывает только битум, причем как по количеству, так и по цене. Общая годовая потребность в дорожном битуме к 2024 году составляет около 9 млн тонн. Мощности российских нефтеперерабатывающих заводов — 11,7 млн тонн в год, и теоретически потребность в битуме они обеспечивают, но при условии равномерного круглогодичного производства. Сезонное колебание цены на битум может составлять до 60%, при этом официальный мониторинг цены ведется по отпускным ценам завода-производителя. Но это совсем не то же, что итоговые покупные цены у подрядчика дорожных работ, поскольку существующая система торгов не исключает посредников между заводом и дорожным подрядчиком».

Для равномерного графика закупок подрядчикам необходимо иметь долгосрочные договоры, и все условия для этого правительство создало. «Но остается вопрос с авансированием. Сегодня авансы подрядчикам зачисляются казначейством, и фактически средства подрядчик получить не может — только после исполнения работы и предоставления подтверждающих документов. Но к самим работам подрядчик может приступить только в строительный сезон и купить тот же битум или иные ресурсы заранее, когда цена пониже, не может или вынужден кредитоваться, неся дополнительные затраты по процентам, которые в смете не предусмотрены. При этом подрядчик в любом случае на размер аванса предоставляет банковскую гарантию», — прокомментировал Алексей Цыденов. Он предложил предусмотреть возможность прямого авансирования подрядчиков без блокирования средств в казначействе в пределах банковской гарантии, выдаваемой банками, уполномоченными ЦБ. 
Не менее актуальная тема — точность определения сметной стоимости. Действующая ценовая база не позволяет учитывать фактические цены на дорожно-строительные материалы. Применение федеральных единичных расценок приводит к существенному занижению сметной стоимости, в результате чего подрядчики не выходят на торги либо выполняют работы с нарушением качества вплоть до расторжения контрактов. 

«Участились случаи банкротства подрядных организаций по этой причине. Для определения более точной цены заказчики идут на нарушения, применяя стоимость, определенную методом конъюнктурного анализа, вызывая справедливые нарекания контрольно-надзорных органов, — посетовал губернатор Курской области, экс-руководитель Росавтодора Роман Старовойт. — В связи с этим необходимо в кратчайшие сроки обеспечить выпуск обновленной федеральной сметно-нормативной базы с учетом внедрения новых технологий, создания региональных центров мониторинга цен, обеспечить наполнение федеральной государственной информационной системы ценообразования и поэтапную публикацию имеющихся в ней данных о стоимости строительных ресурсов. Нужно утвердить правила конъюнктурного анализа для строительных ресурсов, отсутствующих в государственной системе, обеспечить ежеквартальное утверждение индексов пересчета с учетом данных центров мониторинга по видам затрат для автомобильных дорог и искусственных сооружений. Параллельно вести работу по актуализации и обновлению существующих сметных нормативов».

Предметный разговор
Важность июньского Госсовета — в его практических результатах. Озвученные инициативы были согласованы и поддержаны заинтересованными федеральными органами, а некоторые уже начали воплощаться в жизнь. Поэтому на совещании, состоявшемся 16 октября в Екатеринбурге, шел максимально предметный разговор.   
К середине осени 13 регионов России перестроили свою работу с учетом высказанных ранее замечаний, а также завершили намеченные на 2019 год работы в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Еще 30 субъектов вплотную подошли к рубежу. В целом по стране объем мероприятий по устройству дорожного покрытия превышает 86%.
Среди территорий-лидеров — Мурманская область. «Залог успеха дорожной кампании — в заблаговременной контрактации объектов, — объяснил губернатор региона Андрей Чибис. — Несмотря на то что контрольная точка у нас в конце года, мы решили, что завершим все работы к сентябрю — моменту массового возвращения людей из отпусков. Подход был очень простой: каждое обращение в соцсетях являлось для нас сигналом к перепроверке, в том числе с выездом лаборатории. Поэтому объекты, которые ремонтировались по нацпроекту в нынешнем году, соответствуют всем требованиям».
По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, национальный проект задал темп поступательному развитию дорожно-транспортной инфраструктуры. Благодаря этому удалось увеличить протяженность дорог Екатеринбургской агломерации в нормативе почти до 64%.
Губернатор Пермского края Максим Решетников признался, что дорожный нацпроект наиболее проработан с точки зрения процессов управления, и это позволило оперативно включиться в работу.
«Сейчас в большинстве регионов завершаются приемка и оплата работ, которые выполнили дорожники, — констатировал Дмитрий Медведев. — Но далеко не везде так. В нескольких субъектах освоено, к сожалению, менее 30% выделенных средств — очень мало даже с учетом сезонных факторов. Следовательно, темпы нужно увеличить. И разобраться, почему так произошло, чтобы впоследствии этого не допускать». 
Отдельный вопрос, требующий внимания, — увеличение доли контрактов на принципах жизненного цикла, то есть на весь период проектирования, строительства, эксплуатации конкретной дороги, моста, эстакады. «Это мировая практика. Она позволяет существенно улучшить качество работ и обеспечить последующий мониторинг, дисциплинирует подрядчиков, не заинтересованных в том, чтобы свой брак постоянно переделывать, — подчеркнул премьер-министр. — К концу 2019 года на принципах жизненного цикла в России должен заключаться каждый десятый контракт на дорожные работы, то есть 10%. Пока удалось достичь показателя около 7%, поэтому в целом ряде регионов с подготовкой документов нужно поторопиться».
дорожное строительство.jpg
Задачи минимум и максимум
Результаты мониторинга российских медиа свидетельствуют о том, что национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» лидирует по упоминанию в СМИ. Поэтому его реализация находится на особом контроле многих структур, в том числе Общероссийского национального фронта. 
«ОНФ занимается проблемами дорожной отрасли с момента своего создания, во многих субъектах эксперты-дорожники входят в состав региональных штабов Народного фронта. Они собирают сведения об участках автодорог, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, напрямую от граждан. Многое делается для решения и других проблем отрасли», — рассказывал весной руководитель исполкома ОНФ Михаил Развожаев, назначенный летом врио губернатора Севастополя. 
В конце мая Общероссийский народный фронт совместно с Союзом транспортников России при участии Министерства транспорта и Торгово-промышленной палаты провел всероссийский круглый стол, посвященный реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Эксперты пришли к выводу, что субъекты РФ справятся с поставленной задачей и доведут 50% региональных дорог до нормативного состояния. Вместе с тем был обозначен ряд моментов, от которых зависит успех проекта в целом. Один из них — освоение цифровых технологий в дорожном строительстве, включая использование информационного моделирования (БИМ-технологий), которое позволяет существенно снизить стоимость проектирования, строительства и эксплуатации дорожных объектов.

«Необходимо во всех регионах внедрить комплекс современных технологий ремонта и содержания автомобильных дорог, которые позволили бы увеличить межремонтные сроки с нынешних пяти-шести лет для большинства субъектов РФ до двенадцати. Для этого в первую очередь придется совершенствовать нормативную базу, по которой сейчас работает дорожный комплекс страны, наводить порядок на рынке производства и доставки дорожно-строительных материалов, улучшить процедуру отбора подрядных организаций и заниматься цифровизацией всех этапов жизненного цикла объектов дорожной инфраструктуры», — отметил член центрального штаба ОНФ, депутат Государственной думы, президент Союза транспортников России Виталий Ефимов.

Другая злободневная тема, поднятая представителями ОНФ, — выполнение требований федерального закона N°44 о контрактной системе, который позволяет выигрывать торги претендентам, снизившим цену на 25% и более от проектной стоимости. В результате зачастую выигрывают  фирмы, которые сами не способны выполнять работы, а передают их на субподряд. Вывод: «Главным критерием при отборе претендентов должен быть уровень их квалификации, снижение цены против проектной составляло бы не более 5-7%, а претендент мог собственными силами выполнить не менее 50% объема работ по контракту».

Новые горизонты
«Центральное содержание национального проекта — сделать дорожную стройку технологически принципиально другой: от диагностики до интеллектуальных систем управления транспортом. Через пять лет с учетом того, что первый год завершен, важно получить инновационный, интеллектуальный, насыщенный лучшими мировыми практиками, самыми современными решениями дорожно-строительный комплекс», — подчеркнул  вице-премьер Правительства РФ Максим Акимов на совещании в Екатеринбурге.
По оценке Центра стратегических разработок (ЦСР),  национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» стал одной из наиболее перспективных инициатив Минтранса России. Однако, как полагают эксперты, для решения задач, связанных с ростом транспортной доступности населенных пунктов, его следует расширить и переформатировать: «Сейчас нацпроект охватывает лишь крупнейшие российские агломерации, что дискриминирует жителей меньших по размеру региональных центров. Имеет смысл расширение проекта на все региональные центры». В ЦСР подсчитали: если такой сценарий будет принят, до 2024 года потребуется дополнительно 1,5 трлн рублей. Эта сумма включает 676,3 млрд на приведение в нормативное состояние дорог в региональных центрах и их пригородных зонах, 515,3 млрд — на создание не менее 35 автодорожных обходов городов и 364,6 млрд — на строительство и реконструкцию прочих дорог в крупных городах и их пригородах. 
Авторы: Илья Самойлов