Заполярный стройкомплекс

Объекты модернизации выбирают сами жители Чукотки

11.09.2019
Яндекс.Дзен Instagram
В городском округе Эгвекинот реализуются проекты инициативного бюджетирования, объекты которых определяются самими жителями. Совокупно с реализацией федеральных программ они позволяют поддерживать региональный стройкомплекс. Об особенностях жизни в округе рассказал глава его администрации Роман Коркишко.

— Главной особенностью Чукотки, и в частности городского округа Эгвекинот, является транспортный комплекс: полное отсутствие железных дорог, основной вид транспорта, осуществляющий связь между населенными пунктами, — авиация (самолеты и вертолеты). Территория городского округа включает в себя поселки Мыс Шмидта, Эгвекинот, Ленинградский и села Амгуэма, Ванкарем, Конергино, Нутэпэльмен, Рыркайпий, Ушаковское, Уэлькаль. У нас очень низкая плотность населения, высокая удаленность и труднодоступность населенных пунктов, и только в селение Амгуэма имеется грунтовая круглогодичная дорога.
Хотя собственные доходы бюджета Эгвекинота скромные, нам удается немало сделать для благоустройства населенных пунктов благодаря финансовой помощи из регионального бюджета, участию в различных госпрограммах и нацпроектах, таких как «Развитие жилищного строительства в Чукотском АО» и «Развитие ЖКХ и водохозяйственного комплекса Чукотского АО». Кроме того, у нас действуют муниципальные программы «Поддержка ЖКХ и энергетики», «Развитие транспортной инфраструктуры» и «Содержание, развитие, ремонт инфраструктуры» ГО Эгвекинот на 2016-2021 годы.

В рамках этих программ были профинансированы мероприятия по развитию малоэтажного жилищного строительства, ремонту квартир, ремонтным работам в жилых домах, ремонту инженерно-технических сетей и др. В качестве примеров в сфере ЖКХ можно привести следующие объекты: перевод многоквартирного жилого дома по адресу: поселок Мыс Шмидта, улица Полярная, 1 А, на отопление от автономного источника в размере 10,481 млн рублей; выполнение ремонтных работ в жилом доме по адресу: поселок Эгвекинот, улица Гагарина, 14, в размере 3,1 млн рублей; реконструкция здания бывшего детского сада под жилые помещения в селении Уэлькаль в размере 18,173 млн рублей; капремонт многоквартирного жилого дома в селении Рыркайпий по улице Солнечная, 13, в размере 18,017 млн рублей; строительство многоквартирного жилого дома в селении Амгуэма в размере 117,817 млн рублей. Сейчас проходит процедура по определению подрядчика для проектирования работ по капремонту еще одного многоквартирного дома в селении Рыркайпий.
Чукотка.jpg
В Эгвекиноте активно продолжает развиваться дорожное строительство, в сентябре 2018 года состоялось открытие автодороги, соединяющей морской порт и аэропорт «Залив Креста». На капремонт 5,5 км дороги ушло шесть лет. Эта трасса вдоль набережной считается самой современной на Чукотке: на ней установлены остановки общественного транспорта, освещение, а рядом появилась прогулочная зона.
Также на территории муниципального образования реализуется нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», по данному проекту осуществляется ремонт дороги регионального назначения Эгвекинот — Мыс Шмидта на участке 5,5 км — 13 км. Подрядчиком по этим проектам выступает АО «Чукотская торговая компания», активно развивающееся многопрофильное предприятие, которое в этом году отмечает свой 25-й юбилей. ЧТК — активно развивающееся многопрофильное предприятие, имеющее многолетний положительный опыт комплексного решения строительных проектов самой широкой направленности.
В ближайшие годы предполагается начало реконструкции аэропорта «Залив Креста». По плану должно быть модернизировано светосигнальное оборудование взлетно-посадочной полосы, созданы комфортные условия для пассажиров при ожидании посадки и выдачи багажа. В настоящее время ФКП «Аэропорты Чукотки» проводит процедуру по определению подрядчика на выполнение ремонтных работ фасада здания аэропорта.

Кроме того, в округе по предложению губернатора Чукотки Романа Валентиновича Копина начата реализация проектов инициативного бюджетирования, при котором в определении приоритетных направлений расходов бюджета участвуют сами жители. По их запросам запланирован монтаж водопровода в селе Нутэпэльмен, организация зоны отдыха в селе Рыркайпий, обустройство в поселке Эгвекинот велопарковок и площадки для выгула и дрессировки собак. Сейчас проводится процедура определения подрядчиков для выполнения данных инициатив.
Мы также рассматриваем уникальный туристический потенциал, который имеется у нашего округа. Это познавательный, научный, экологический, горнолыжный и водный туризм, охота и рыбалка. В Эгвекиноте существует возможность для развития бальнеологического (оздоровительного) туризма, так как в бухтах залива Креста есть лечебные грязи, также возможна организация и промышленного туризма на заброшенных горнорудных предприятиях. Кроме того, на нашей территории много уникальных мест, одно из них — остров Врангеля, который входит в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Наша задача — создать условия для развития туризма на месте, с этой целью мы оказываем имущественную поддержку предпринимателям, а именно предоставляем в аренду помещения, в которых открываются пункты питания. В Эгвекиноте имеется пять таких мест, еще одному индивидуальному предпринимателю предоставлен земельный участок под строительство кафе. Также в 2018 году мы открыли городскую (социальную) гостиницу на 16 мест. Безусловно, для развития туризма необходимо использовать механизмы государственно-частного партнерства. Считаю, что для ускорения развития туристической инфраструктуры потребуется создание регионального оператора туристических услуг, который, возможно, первое время должен быть государственной компанией.
Чукотка.jpg
Если говорить о проблемах, которые тормозят развитие нашего округа, нужно упомянуть 44-й ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Что я имею в виду? Основная часть закупок осуществляется в летний период, когда пора уже исполнять контракты. При поступлении запросов или жалоб происходит затягивание процедуры. Также были случаи, когда компании не участвовали в процедуре отбора, а впоследствии писали жалобы на какие-то пункты в техническом задании, что в дальнейшем приводило к неисполнению контракта, а финансирование текущего года не переносилось на следующий финансовый год. Также компании с материка, которые демпингуют и выигрывают торги, предлагают тут же нашим компаниям поучаствовать, понимая, что это изначально невыполнимые условия, и в дальнейшем контракты расторгаются.

Считаю, что принятие специальных норм к проведению закупок для нужд Крайнего Севера, где небольшой навигационный период, короткое лето, а большинство населенных пунктов расположены в труднодоступных местах и мало населены, поможет улучшить и оптимизировать этот процесс. Необходимо предусмотреть послабления в данный закон, возможно, в отдельных случаях исключить необходимость проведения конкурсных процедур при определении поставщика, подрядчика, допустив осуществление закупки у единственного поставщика. 
Авторы: Сергей Кисин