Отходы — в доходы

Несмотря на сложности, ход реформы сектора ТКО оценивается положительно, на повестке — рост переработки


23.08.2019
Яндекс.Дзен Instagram
За полгода реформа сектора обращения с ТКО принесла ощутимые результаты: более 80% субъектов Российской Федерации более или менее благополучно перешли на новый формат работы. Возникающие затруднения преодолеваются, часто методами «ручного управления», но эффект так или иначе есть. Правительством создана новая структура — ППК «Российский экологический оператор», задача которой — стать движущей силой отрасли и обеспечить в итоге выполнение поставленных целей, в том числе и роста доли переработки отходов.
  
Как сообщили «Вестнику» в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, переход на новую систему по обращению с ТКО в целом оценивается как успешный. «Более 80% субъектов Российской Федерации осуществили переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, — сообщили в пресс-службе министерства. — За прошедший период 61 субъект ввел новую коммунальную услугу на всей своей территории, в 13 субъектах это произошло частично. Еще 9 субъектов перейдут до 1 января 2020 года. Москва и Санкт-Петербург должны полностью перейти на новую систему обращения с отходами до 2023 года. Переход на новую систему обращения с ТКО не привел к системным сбоям в вывозе мусора, хотя отдельные проблемы регионов приходилось решать».
В Минприроды также подчеркнули, что количество обращений по поводу вновь введенной услуге ниже, чем объем жалоб по ранее существующим услугам, — они составляют всего 11% от всех жалоб населения по направлению жилищно-коммунальной сферы. Суммарный рост размеров платы за жилищно-коммунальные услуги не превысит 5%.
переработка мусора.jpg
Рейдами по неплатежам
Проблемные аспекты все еще требуют внимания и прицельной работы — собираемость платежей пока далека от целевой. В среднем по стране, по данным Минприроды РФ, она составляет 58,6%.
«Да, есть общие вопросы, которые мешают эффективной деятельности регоператоров, — говорит Руслан Губайдуллин, исполнительный директор ассоциации «Чистая страна». — Они связаны, например, с проведением договорных компаний и выставлением счетов. У регоператоров отсутствует доступ к базам данных клиентов, и это нужно исправлять. Мы все ждем пересмотра СанПиН, которые уже не соответствуют современной ситуации. Особенно в тех районах, куда сложно и иногда просто невозможно добираться ежедневно. Также необходимо ужесточать ответственность за отказ заключать договоры и оплачивать услуги регоператора. Это только малая часть вопросов, которые следует решать оперативно».
Действительно, те, кто пользовался серыми схемами избавления от мусора, не спешат платить легальным компаниям. Тем не менее регоператоры собственными силами стараются воздействовать на ситуацию — и надо сказать, результативно. Что интересно, хорошие результаты демонстрирует работа с жителями.
«Реформа встретила сопротивление серого рынка, долгие годы функционировавшего в этом бизнесе, — говорит Роман Федченко, начальник управления экоконтроля ООО «ГК «Чистый город». — Некоторые перевозчики по сей день занимаются вывозом отходов нелегально. Предоставляя услугу дешевле, они не заботятся об экологии и сбрасывают отходы в ближайшей лесополосе или овраге. Услугами таких компаний (чаще всего в целях экономии) пользуются юридические лица, не заключившие договор с регоператором. С 1 января только региональный оператор по обращению с отходами имеет право транспортировать твердые коммунальные отходы.
Специально для выявления нарушителей и борьбы с ними на базе регоператора в марте было создано управление экологического контроля. Это первый в России подобный опыт работы по экологическому контролю в рамках структуры регоператора. За 4 месяца работы управлением проведено более 800 рейдов и зафиксировано свыше 500 правонарушений. Все материалы направлены в соответствующие контрольно-надзорные органы для принятия мер. Сегодня уже имеются положительные результаты привлечения нарушителей к административной ответственности.
Проводятся совместные рейды общественников, управления экоконтроля и уполномоченных должностных лиц с целью выявления нарушений, также формируются списки горе-бизнесменов, которые не заключили договоры в сроки. В соцсетях хорошую обратную реакцию на материалы о деятельности сотрудников экоконтроля дает население. Если раньше нарушителей осуждали только на уровне комментариев, то в последнее время жители стали ярче проявлять свою активную гражданскую позицию: задают больше вопросов и даже присылают фото и видео нарушений, свидетелями которых они стали. Разработаны рекомендации для тех, кто хочет оказать помощь в выявлении подобных фактов. Потому что просто прислать фото потенциального нарушителя недостаточно. Важно зафиксировать процесс сброса отходов, транспортное средство, из которого выгружают отходы и его номер, место и время. Только обладая такой информацией, мы сможем оформить материалы и направить их в соответствующий надзорный орган. Сотрудники нашего управления экоконтроля прошли обучение и получили удостоверения общественных экологических инспекторов».
Региональная практика показывает, что целенаправленными усилиями ситуацию с собираемостью платежей также можно улучшить. По словам министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Николая Смирнова, среднеобластной уровень этого показателя за полгода вырос с 23% до 61%. Хотя ситуация очень неравномерная: согласно данным регоператоров, по итогам мая 2019 года в зоне обслуживания «Спецавтобазы» (это 34 муниципалитета) он составил 69%, в зоне «Рифея» (23 муниципальных образования) — 30%. А самое высокое значение — 82,5% — зафиксировано у ТБО «Экосервис» (23 муниципалитета).
«Затруднения в субъектах связаны с организационными вопросами, — сообщают в пресс-службе Минприроды РФ. — Ведь помимо того что предстоит выработать взвешенную тарифную политику, необходимо исключить теневые структуры. Не будем забывать и о труднодоступности некоторых районов. На федеральном уровне принимаются исчерпывающие меры. Уверен, к концу года турбулентность закончится. К тому же субъекты могут рассчитывать на федеральную поддержку через ППК «Российский экологический оператор».
Большая работа по проблемным моментам реформы ведется и на федеральном уровне. «В результате мониторинга деятельности регоператоров по обращению с ТКО выявлен ряд проблем, характерных для Арктической зоны и районов Крайнего Севера, — говорят в Минприроды. — Во-первых, это сложности в реализации технологии при строительстве и эксплуатации полигонов в части организации мероприятий по изоляции и обезвреживанию твердых бытовых отходов. Существуют проблемы для местностей с низкой плотностью населения и преобладанием сельских муниципальных образований в части периодичности вывоза и протяженностью территорий. Роспотребнадзор подготовил изменения в СанПиН, предусматривающие особенности периодичности вывоза ТКО из таких территорий с учетом региональных экономико-географических и климатических особенностей. Есть помехи в организации расчетов. У регоператоров отсутствуют правовые основания для получения персональных данных, поэтому пока невозможно вести претензионную (исковую) работу с должниками».
Для разрешения затруднений подготовлены законопроекты, касающиеся внесения изменений в ЖК РФ, где персональные данные, которые должны быть у УО и ТСЖ в соответствующем реестре, должны безвозмездно для организации расчетов передаваться ресурсоснабжающим организациям и регоператору. Вносятся также поправки в Правила предоставления коммунальных услуг в части организации расчетов по фактическому объему накопленных ТКО.
переработка мусора.jpg
РЭО станет локомотивом отрасли
Цели реформы сектора ТКО — не просто навести порядок в секторе ТКО, но сделать его технологичным и по мере возможности экологичным. Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» предусматривает, что доля ТКО, направленных на утилизацию, в общем объеме отходов должна увеличиться с текущих 3% до 36% к концу 2024 года. К тому же моменту доля ТКО, направленных на обработку в общем объеме образованных отходов, должна увеличиться с нынешних 7% до 60%.
Для этого необходимо не только организованно вывозить мусор с площадок и бороться с нарушителями, но и строить новые объекты утилизации и переработки ТКО. «Важное условие реформы — строительство новых современных объектов, которые станут настоящей альтернативой существующим свалкам, — говорит Элла Кузьмина, генеральный директор ООО «ГК «Чистый город». — Это объекты, на территории которых отходы будут проходить все этапы обращения согласно новым требованиям федерального законодательства. Объекты будут оснащены современными мусоросортировочными и перерабатывающими мощностями, полигонами с использованием современных материалов и оборудования, которые исключат попадание вредных веществ в почву и грунтовые воды, площадками биокомпостирования. В Ростовской области таких комплексов предусмотрено восемь — по количеству территориальных зон (МЭОК). Возведение одного из них — в Волгодонском МЭОК — на стадии завершения. На 70% завершены работы полигона ТКО и площадки биокомпостирования. Доставлено оборудование для мусоросортировочного комплекса, и в скором времени начнутся работы по его возведению. Срок завершения строительства объекта — до конца 2019 года. Группа компаний имеет большой опыт возведения таких комплексов. Подобные объекты функционируют в Волгоградской, Астраханской областях и Калмыкии».
В работе по модернизации отрасли ключевая роль отводится не так давно созданной структуре, о которой мы упоминали выше, — ППК «Российский экологический оператор». По словам сотрудников министерства, компания будет адаптирована к взаимодействию с органами власти. «РЭО» сможет участвовать в подготовке и обеспечении проектов развития и отвечать за внедрение инноваций, а значит, станет институтом развития отрасли. «Российский экологический оператор» должен обеспечить основательную поддержку регоператоров по обращению с отходами, которые отвечают за весь цикл обращения с ТКО.
«РЭО» — это помощник регоператоров и органов власти на местах, который привлекает инвестиции для развития инфраструктуры, консультирует, видит всю картину в целом по стране, — пояснили в Минприроды. — Кроме того, в «РЭО» сосредоточены компетенции финансовой, инвестиционной, технологической частей, что станет основательной поддержкой для частных регоператоров. Если такая поддержка будет необходима, ППК ее окажет.
Вскоре ППК соберет информацию о том, какие регионы сегодня испытывают наиболее острую необходимость в строительстве инфраструктуры по обращению с ТКО. Напомним, до конца 2019 года нам необходимо начать строительство или модернизацию 20 пилотных комплексов по обработке и утилизации ТКО с учетом требуемой инженерной, энергетической и транспортной инфраструктуры. В ближайшее время эта двадцатка будет озвучена, но уже сейчас можно сказать, что это будут в первую очередь субъекты, где, например, нет законных полигонов для размещения современных мусороперерабатывающих комплексов, где отсутствует инвестор. В каждом регионе ситуация индивидуальна. Полагаем, что «РЭО» поспособствует применению оптимальных решений на местах.
На этапе 2019 года совместно с Минприроды РФ ППК «РЭО» разработала план мероприятий по реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО», а до марта 2020 будет разработана Стратегия развития отрасли. План ППК «РЭО» имеет пять направлений работы, одним из них являются мероприятия по привлечению инвестиций и созданию новых финансовых инструментов».
Работа над определением основных точек приложения усилий в «РЭО» уже ведется. «Мы получили 28 заявок от субъектов РФ, и большинство касается создания новых мощностей для обработки и утилизации ТКО, однако в некоторых предложено построить новые полигоны, — говорил в интервью журналу RRR Денис Буцаев, генеральный директор компании «Российский экологический оператор». — Даже по 28 субъектам потребность в объемах финансирования в инфраструктуру — около 60 млрд рублей. Общую потребность в современной инфраструктуре по обращению с коммунальными отходами получится рассчитать после ревизии территориальных схем в субъектах РФ. Планируем завершить эту работу в третьем квартале 2019 года». По словам Дениса Буцаева, логика софинансирования проста: в первую очередь будут поддерживаться те проекты, которые способствуют достижению целевых показателей нацпроекта.

Равнение на лучших
Хотя в целом ситуация с переработкой ТКО в стране очень далека от радужной, есть регионы, опыт которых стоило бы изучать и тиражировать. В Минприроды РФ рассказали: «Лидером раздельного сбора ТКО следует признать Республику Мордовия, где не первый год работает система раздельного сбора ТКО в Саранске. Там создана совершенная инфраструктура для раздельного сбора отходов и вторичного сырья: установлены более 850 евроконтейнеров с желтой крышкой для раздельного сбора упаковки из бумаги и картона, пластика, а также более 150 металлических сетчатых контейнеров для раздельного сбора различной пластиковой тары. В рейтинге «Гринпис Россия» Саранск занял первое место среди российских городов по наличию и доступности инфраструктуры раздельного сбора».
Как сообщили в Минприроды РФ, Московская область успешно реализует систему раздельного сбора ТКО. В 13 городах устанавливаются контейнеры для раздельного сбора мусора синего цвета, за которыми приезжает того же цвета мусоровоз. Для пищевых отходов установлены контейнеры серого цвета, которые вывозят серые же мусоровозы. На контейнерных площадках установлены контейнеры для сбора ПЭТ-тары.
«Город Дубна Московской области можно смело признать еще одним удачным опытом переноса зарубежных технологий в Россию — финский концерн начал работу в России еще в 2004-м, а в 2010-м в Дубне был запущен мусоросортировочный комплекс, — сообщили в Минприроды РФ. — Началась реализация концепции раздельного сбора ТКО, применяемая двухконтейнерная система сбора ТКО доказала свою эффективность: доля отходов, направленных на переработку (полезных фракций), выросла с 5% до 20%.
Практически одновременно с открытием в декабре 2018 года в Воронеже мусоросортировочного комплекса на территории города были установлены емкости для приема ПЭТ-тары, что позволило рег­оператору реализовать в данном мегаполисе систему расчетов по фактическому накоплению ТКО».
Кроме перечисленных в стране есть и другие удачные проекты по раздельному сбору отходов, и «Вестник» по мере возможности будет стремиться и в дальнейшем рассказывать о лучших практиках в секторе ТКО. Главное — опыт, который стоит ретранслировать, есть, а целевые показатели по переработке ТКО не выглядят такими уж недостижимыми. 
Авторы: Евгений Непомнящих