Вода чистых источников

Федеральный проект «Чистая вода» предусматривает модернизацию почти 400 объектов водопользования

23.08.2019
Яндекс.Дзен Instagram
Общий объем финансирования федерального проекта «Чистая вода» (в рамках нацпроекта «Экология») до 2024 года предусматривает вложения в размере 245,05 млрд рублей, из которых 147,03 млрд поступит из федерального бюджета, 12,552 млрд рублей — из регионального и почти 85,5 млрд рублей — из внебюджетных источников. На эти средства планируется построить и реконструировать 400 крупных объектов питьевого водоснабжения. Об этом в интервью «Вестнику» рассказала исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова.
Елена Довлатова.jpg
Федеральный проект «Чистая вода» преду­сматривает, что к 2024 году доля населения страны, обеспеченного качественной питьевой водой, увеличится до 90,8% с зафиксированных в 2017 году 87,5%. Доля городского населения, пьющего воду, соответствующую всем санитарным нормам, дойдет до 99% (с 94,5% в 2017 году). Достичь таких показателей планируется благодаря строительству и реконструкции, по предварительным данным, 373 крупных объектов питьевого водоснабжения. К началу текущего года между Минстроем России и субъектами РФ заключены все необходимые соглашения о предоставлении финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий федерального проекта «Чистая вода». В то же время нельзя не отметить, что объемы субсидий, выделяемые каждому субъекту-участнику федерального проекта на период с 2019-го по 2021 год, утверждены Федеральным законом от 29.11.2018 N°459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», поэтому в настоящее время сложно оценить, будет ли объем субсидий корректироваться в будущем. Это будет зависеть от степени готовности и активности субъектов в процессе реализации федерального проекта

Елена Владимировна, в водопроводно-канализационном хозяйстве России сегодня сложилась не самая привлекательная ситуация. Какие меры, на ваш взгляд, могут изменить ее?
Для этого необходима системная господдержка, доступные долгосрочные кредитные инструменты, экономически обоснованный тариф, стабильная правовая среда, гарантирующая неизменность правил игры в отрасли, и компетентный заказчик в регионе, так как сегодня субъект в лице муниципалитета не в состоянии подготовить свою водную инфраструктуру для передачи в концессию, всю эту работу вынужден брать на себя инвестор как дополнительную финансовую нагрузку.
Помимо этого ситуацию могла бы исправить возможность разделения функций управления и инвестирования. Сегодня в нашей отрасли это объединено, нельзя просто вложить свои средства и вернуть их с прибылью, надо обязательно самому оперировать, что не является профильной деятельностью инвестора. И наоборот, хочешь управлять и знаешь, как это эффективно делать, принеси свои средства и распоряжайся ими. Но на практике это два совершенно разных бизнес-процесса — управление и инвестиции. Реальность выглядит так: есть компетенции по управлению предприятием, но нет денег для его развития, или есть деньги на развитие, но нет компетенций по эффективному управлению предприятием.

Какие российские регионы наиболее подготовлены к реализации проекта «Чистая вода»?
В рамках реализации федерального проекта субъектами РФ проведена инвентаризация систем водоснабжения, которая выявила, что разработанные или планируемые к разработке региональные программы повышения качества воды, на основе которых Минстрой России должен предоставлять бюджетное финансирование, не способствуют требованиям госпрограммы «Чистая вода». В рамках решения данной проблемы Минстроем России и Фондом содействия реформированию ЖКХ проводятся разъяснительные вебинары для субъектов РФ по формированию региональных программ.
Отдельно стоит отметить, что первая региональная программа повышения качества водоснабжения, соответствующая всем требованиям, была разработана в Ненецком автономном округе, Республике Чувашии и Калининградской области. Есть и отстающие регионы (их порядка 24) — на их территориях нет достаточного количества запланированных мероприятий, покрывающих доведенный объем финансовых средств на 2019 год, а также отсутствуют деньги на разработку проектно-сметной документации. Минстроем России было принято решение о возможности переноса неосвоенных финансовых средств на следующий год, но для этого региону необходимо обосновать такое решение до 1 августа 2019 года.
В течение текущего года финансирование получат объекты с высокой степенью готовности (разработана проектная документация и получено положительное заключение государственной экспертизы). Параллельно идут работы по инвентаризации централизованных систем водоснабжения региональными органами Роспотребнадзора, которые должны завершиться до 1 июня текущего года и определить объемы дальнейшего финансирования для каждого субъекта РФ по федеральной программе «Чистая вода».

Есть ли успешные примеры организации концессий в «водной сфере»?
Количество действующих концессий в сфере водоснабжения и водоотведения превышает 1 тыс. соглашений. Однако успешными можно считать те, которые уже действуют в течение длительного времени и направлены на модернизацию систем водоснабжения и водоотведения. Таких соглашений всего несколько десятков. Среди них можно выделить концессии в Нижнем Новгороде, Волгограде, Дзержинске (Нижегородская область), Саратове, Перми и Воронеже.
Каковы при этом экономические риски?
Одним из основных экономических рисков реализации концессий является задолженность потребителей за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения. На конец 2018 года доля неоплаченных услуг составила: по водоснабжению — 9,5%, по водоотведению — 11,4%. Недополученные средства концессионеру не возмещаются и оплачиваются им из собственных средств.

Каковы перспективы привлечения к финансированию проекта негосударственных источников?
Концессия является механизмом привлечения негосударственных инвестиций в модернизацию объектов водоснабжения и водоотведения. Основными источниками инвестиций являются собственные средства и кредиты от банков. Активно обсуждаются механизмы расширения практики выпусков концессионерами различных облигаций, в том числе «зеленых». Доля государственного софинансирования в реализуемых концессиях незначительна.

Елена Владимировна, как вы считаете, какие меры поддержки могли бы быть интересны инвесторам?
Инвесторы в сфере водоснабжения и водоотведения готовы рассматривать любые меры господдержки, в том числе капитальные гранты концедента, субсидирование льготных тарифов для населения и процентной ставки по кредитам, плату концедента, предоставление гарантий концедентом или регионом. На практике в действующих концессиях чаще всего используются субсидирование льготных тарифов и плата концедента.

Насколько реален сегодня такой инструмент, как предоставление инвестору возможности работы по упрощенной системе налогообложения при заключении концессий? Что для этого должны сделать федеральные власти?
С финансовой точки зрения, такой инструмент абсолютно реален, и его используют многие предприниматели в различных отраслях экономики. Но для концессионеров в Налоговом кодексе РФ было сделано исключение, которое приводит к существенному росту тарифов на услуги концессионеров. Для распространения инструмента УСН на концессионеров необходимо разрешить применять его любым лицам, если они соответствуют его критериям. 
Авторы: Сергей Кисин