Уезжать нельзя остаться

Власти моногородов развивают инфраструктуру, чтобы предотвратить отток населения

22.08.2019
Яндекс.Дзен Instagram
Комплексная программа по развитию моногородов в первую очередь предполагает меры по диверсификации экономики и уходу от монозависимости путем строительства новых предприятий. Но не менее важно и то, как власти развивают городскую инфраструктуру — строят и ремонтируют дороги, школы, больницы, благоустраивают улицы. При этом, поскольку инфраструктурные проекты сами по себе дороги, на первый план выходит умение попасть в государственные и региональные программы, правильно оформить документы и в сжатые сроки найти софинансирование. Развитая инфраструктура становится едва ли не решающим фактором в борьбе за человеческий капитал и деньги инвесторов.
Согласно данным МОНОГОРОДА.РФ, сегодня данный статус в России имеют 317 населенных пунктов, в которых проживает порядка 10% населения страны (около 14 млн человек). В 2014 году, когда Правительство России составляло этот перечень моногородов, к таковым были отнесены муниципалитеты, которые зависели от работы одного предприятия или отрасли на уровне, близком к 100%. Так называемую монозависимость власти решили преодолевать с помощью диверсификации экономики, были утверждены и сразу несколько институтов развития, в том числе финансовых.

Школы жизни
Как отметил в беседе с «Вестником» глава моногорода Дагестанские Огни Зейдулла Гашимов, за эти годы при содействии государства моногородам действительно удалось в значительной мере продвинуться в деле построения новой экономики. Большим подспорьем для моногородов стала возможность организации у себя ТОСЭР — территорий опережающего социально-экономического развития, в которых предусмотрен особый правовой режим ведения предпринимательской и других видов деятельности. В частности, преду­смотрены льготные налоговые условия, упрощенные административные процедуры и др. «Большим плюсом моногорода является наличие, помимо льгот, большого количества свободных рабочих рук. Как правило, хватает в них и довольно квалифицированных специалистов, поскольку в моногородах существовали и существуют доминантные предприятия высокого уровня, а также учебные заведения, которые их обслуживали», — отмечает глава Дагестанских Огней. В ТОСЭР, которая сегодня работает в моногороде, поданы заявки 8 потенциальных резидентов, готовых организовать здесь порядка 260 рабочих мест, что для города немало: на градообразующем предприятии — стекольном заводе — работает около 180 человек.
При этом, по мнению глав моногородов, развитие экономики моногорода невозможно без строительства и реконструкции объектов городской инфраструктуры, благоустройства территорий, создания общественных зон и пространств. «Одна из главных проблем, которая сегодня стоит перед моногородами, — оттуда бегут люди. Именно поэтому сегодня крайне важно не только обеспечить их рабочими местами, но и качественной средой, хорошим и доступным здравоохранением, образованием, возможностью быстро и безопасно перемещаться внутри города, отдыхать в парках, гулять с детьми в скверах и на зеленых аллеях», — отмечает Зейдулла Гашимов. При этом, поскольку своих денег в бюджетах большинства моногородов довольно немного, на первый план выходит участие в различных программах — как в федеральных, так и в региональных.
За последние годы Дагестанские Огни поучаствовали в десятке различных программ. Так, единственный за последнее десятилетие многоквартирный дом построен по программе переселения из ветхого фонда, в программу «100 школ» попали шесть городских СОШ, по программе развития моногородов отремонтирована местная поликлиника и получен современный автомобиль скорой помощи, а реконструкция центрального проспекта Ленина произведена по программе «Малые города». «Как правило, участие в программах предполагает софинансирование, которое муниципалитету необходимо изыскать. Кроме того, нужно строго и точно соответствовать всем формальным требованиям для того, чтобы попасть в программу, подготовить проектно-сметную документацию, пройти экспертизу, найти квалифицированных подрядчиков. Это целое искусство и слаженная работа команды администрации в условиях очень сжатого бюджета», — отмечает Гашимов.
Строительство объектов городской инфраструктуры — это не только вопрос удобства и комфорта местных жителей, но и важный фактор экономического развития, отмечает замглавы Таштагольского района Вадим Швайгерт. В моногороде Таштагол в декабре 2017 года построили мост через реку Кондома за счет средств ФРМ, который был необходим для реализации проекта по глубокой переработке древесины. Этот объект способствовал связи моногорода с близлежащими населенными пунктами, им активно пользуются и хлебопекарня, и лесозаготовительные предприятия, и другие производства. «Да и просто мост стал украшением города, его изюминкой. Реализация таких проектов показывает и людям, и инвесторам, что город живет полноценной жизнью, у него есть перспектива», — отмечает Вадим Швайгерт.

Светлый путь
По данным аналитического центра ИД «ЕвроМедиа», крупнейшим инфраструктурным проектом, который реализуется в моногородах, является строительство моста через реку Шексна в Череповце. Новое мостовое сооружение позволит не только значительно снизить нагрузку с действующего Октябрьского моста, но и перераспределить транспортные потоки и разгрузить центральные улицы Череповца, а также будет способствовать дальнейшему развитию индустриальных парков «Шексна» и «Череповец». Его стоимость, согласно проекту, составит 16,5 млрд рублей. На втором месте проект под названием «Светлый город» — модернизация системы городской системы наружного освещения в Нижнем Тагиле, который реализуется в рамках исполнения контракта жизненного цикла. В беседе с корреспондентом «Вестника» глава Нижнего Тагила Владислав Пинаев подчеркнул, что реализация столь масштабного проекта как по времени (25 лет), так и по деньгам (на данный момент общий объем инвестиций оценивается на уровне 9,37 млрд рублей) сопряжена со строительством целого ряда дополнительных объектов, каждый из которых также крайне важен для развития города. Это в том числе проект, оказавшийся на втором месте рейтинга, — автодорожный мостовой переход через Тагильский пруд, строительство которого начнется уже в этом году. «Этот крупнейший для муниципалитета проект стоимостью более 3,5 млрд рублей не только свяжет между собой два отдаленных административных района, но и снизит транспортную и, следовательно, экологическую нагрузку, приходящуюся на исторический центр», — уточнил Владислав Пинаев. 

Топ-30 крупнейших инфраструктурных проектов в моногородах, реализуемых в настоящее время

Место

Проект

Город

Инвестиции, млн руб.

Сроки реализации

1

Мостовой переход через р. Шексну в створе ул. Архангельской

Череповец

16 500

2019-2025 гг.

2

Модернизация городской системы наружного освещения

Нижний Тагил

9370

2014-2019 гг.

3

Автодорожный мостовой переход через Тагильский пруд

Нижний Тагил

3500

2019-2022 гг.

4

Реконструкция биологических очистных сооружений

Новочебоксарск

3000

2017-2021 гг.

5

Строительство и реконструкция улично-дорожной сети со строительством трамвайной линии

Верхняя Пышма

2220

2019-2021 гг.

6

Строительство путепровода через железную дорогу с автодорожными подходами от ул. Степной и ул. Партизанской

Невинномысск

1710,9

2019-2020 гг.

7

Строительство родильного дома с женской консультацией и отделением патологии беременных

Верхняя Пышма

1708,8

2018-2019 гг.

8

Строительство многофункционального физкультурно-оздоровительного комплекса

Норильск

1700

2018-2020 гг.

9

Средняя общеобразовательная школа N°24 в 112-м мкр. (на 1500 мест)

Череповец

1274,9

2017-2019 гг.

10

Реконструкция аэропорта «Бегишево»

Нижнекамск

1000

2018-2020 гг.

11

Строительство объектов межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры для переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов

Магнитогорск

952,5

2018-2019 гг.

12

Реконструкция ул. 40 лет Победы

Набережные Челны

840

2018-2019 гг.

13

Благоустройство территории, прилегающей к озеру Долгое

Норильск

791,4

2017-2022 гг.

14

Строительство трассы водопровода от Северопесчанского месторождения подземных вод до г. Краснотурьинска Свердловской области

Краснотурьинск

759

2016-2019 гг.

15

Северная объездная дорога (7,3 км)

Череповец

686,4

2019-2021 гг.

16

Строительство Северной объездной дороги

Норильск

658,3

2018-2020 гг.

17

Строительство средней общеобразовательной школы на 800 мест

Нижнекамск

524,9

2018-2019 гг.

18

Выполнение работ по ремонту автодороги «Соболековская»

Нижнекамск

450

2018-2019 гг.

19

Детский сад N°20 на 420 мест в 112-м мкр.

Череповец

400,0

2018-2019 гг.

20

Спортивный комплекс с бассейном (Зашекснинский мкр., ул. Городецкая)

Череповец

350

2019-2022 гг.

21

Строительство муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения на 600 мест

Донецк

339,3

2016-2018 гг.

22

Реконструкция мостового перехода через р. Дон по улице Карла Маркса

Лебедянь

346,6

2018-2019 гг.

23

Строительство муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения на 600 мест

Донецк

339,3

2018-2019 гг.

24

Реконструкция здания учебного корпуса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия N°10»

Гуково

331,8

2018-2019 гг.

25

Строительство средней общеобразовательной школы на 500 учащихся

Ревда

298

2018-2019 гг.

26

Строительство автомобильной дороги «Железнодорожная станция Хребет — автодорога Миасс — Златоуст»

Златоуст

297,8

2019-2020 гг.

27

Реконструкция стадиона «Торос»

Нефтекамск

279,1

2018-2019 гг.

28

Строительство автомобильных дорог «Продолжение ул. Курчатова от жилого дома N°16 до территории проектируемого Федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии г. Димитровград» и «Автодорога в Западном жилом районе вдоль территории Федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии»

Дмитровград

245,4

2018 г.

29

Ремонт автомобильной дороги Миасс — Карабаш — Кыштым, участок км 0 — км 25

Миасс

231,2

2019-2020 гг.

30

Строительство детского сада в мкр. 35

Нижнекамск

216,6

2018-2019 гг.


Как мы считали
В рейтинг вошли инвестиционные проекты в сфере городской инфраструктуры, которые реализуются в моногородах России в настоящее время. Основанием для ранжирования послужила сумма инвестиций в миллионах рублей. Информация для топ-листа предоставлена администрациями моногородов, правительствами регионов, а также взята с сайта госзакупок. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.
Авторы: Сергей Семенов