Точное проектирование

Почти 30 лет ОАО «Институт АгроТрансПроект» занимается проектированием в сфере дорожного строительства

18.08.2019
Яндекс.Дзен Instagram
В 2020 году институт «АгроТрансПроект» отметит 30-летие. Предприятие по праву считается лидером в области проектирования объектов дорожно-транспортного комплекса Республики Татарстан. С момента основания институт возглавляет Рашит Хабибуллин — заслуженный строитель РФ и РТ, доктор транспорта Академии транспорта РФ и почетный дорожник России. Под его руководством институт выполнил множество проектов не только в родном регионе, в рамках федеральных программ он работает в Ульяновской области, республиках Марий Эл и Чувашия.

Все начинается с проекта
Дороги, эстакады, мосты, тоннели — настоящие транспортные артерии, соединяющие города и страны. Без них представить себе жизнь человека просто невозможно. Благодаря дорогам мы можем путешествовать, осуществлять транспортные перевозки и просто любоваться ровным сверкающим дорожным покрытием, убегающим лентой вдаль.
Но качественная городская дорога, скоростная магистраль, удобная транспортная развязка, мостовое сооружение — заслуга не только строителей-дорожников. Прежде чем приступить непосредственно к ремонту или реконструкции того или иного дорожного объекта, необходимо выполнить проект будущей работы. Эта важная часть строительства учитывает все детали, начиная от постоянных или временных механических нагрузок и заканчивая окружающей средой и климатическими факторами (температурные перепады, осадки и пр.), что также имеет огромное влияние на состояние дорожного полотна. Словом, проектирование — это сложный комплекс изыскательных работ, включающий конструкторские и экономические расчеты, требующие как времени, так и усилий. Процесс планирования трудоемок и может длиться от нескольких месяцев до года.
Учитывают все. Институт «АгроТрансПроект» проводит геодезические и геологические изыскания, для проведения работ сформированы геодезические группы, оснащенные автотранспортом, электронными тахометрами и GPS-аппаратурой. В помощь инженерно-геологическим изысканиям имеются две буровые установки на базе автомобилей КамАЗ. По результатам обработки полученных данных выполняется план будущей трассы.
Выходя на проектирование, специалисты оценивают состояние существующей дороги, подсчитывают количество материалов, необходимых для работы, определяют технические параметры, нагрузку, которой будет подвергаться дорога, и скорость проходящих по ней автомобилей. Также нужно понимать, какое количество рабочих и техники понадобится для строительства и в какие сроки оно должно завершиться.
Объем информации, необходимый для качественного планирования, свойственен только одной дороге, ведь каждый объект индивидуален и имеет собственные характеристики, от которых зависит и категория будущей дороги. Но на самом проекте дело не заканчивается, следующий этап — это его экспертиза, проверка на соответствие ГОСТам и СНиПам.
В институте «АгроТрансПроект» имеется своя лаборатория для исследования состава и качества грунтов и химического состава подземных и поверхностных вод проектируемой местности. Определяются прочностные и деформационные характеристики грунтов, а также оценивается степень химического воздействия грунтовых вод и грунтов на основание содержания. Данные, полученные в ходе инженерных исследований, входят в обязательный состав проектной документации.
Институт АгроТрансПроект.jpg
От работы «вручную» к инновациям
По словам руководителя «АгроТрансПроекта» Рашита Хабибуллина, современное проектирование вышло на качественно новый уровень, а следовательно, повысилась и профессиональная компетенция сотрудников института. И если лет 30 назад — трудно представить! — все работы велись вручную, то сегодня в помощь проектировщикам пришли новые специализированные технологии, использование которых позволяет значительно улучшить эффективность организации.
В год институт разрабатывает более ста проектов. Таким образом, за все годы деятельности специалистами «АгроТрансПроекта» выполнено не менее 30 тыс. проектов. Это сельские и городские дороги, загородные автотрассы, транспортные развязки, мостовые сооружения, трубопроводы, надземные переходы.

Заказчики и подрядчики
«АгроТрансПроект» поддерживает партнерские отношения с такими подрядными организациями, как ОАО «Татавтодор», ОАО «Каздорстрой», ООО «МДСУ-1», компании «Мосты РТ» и «Волгодорстрой». В числе постоянных крупных заказчиков, с которыми сотрудничает институт, — ГКУ «Главтатдортранс». В 2018 году в рамках федеральной целевой программы по строительству сельских дорог по проектам института реконструированы дороги в Агрызском, Актанышском, Кайбицком, Пестречинском, Сабинском и других районах Татарстана. Финансирование программы проводилось в равных долях федеральным и региональным бюджетами.
В нынешнем году спроектирован ремонт автодороги Старосармановская в г. Набережные Челны, улиц Чистопольская и проспекта Химиков в г. Нижнекамске. По словам специалистов института, городские дороги — объекты повышенной сложности, так как имеют большое количество коммуникаций: канализационные коллекторы, ливневки, газопроводы, теплотрассы и пр. Значительная часть проектов выполнена по программе «Безопасные и качественные дороги».
Также в числе заказчиков «АгроТрансПроекта» — ФКУ «Волго-Вятскуправтодор». За прошлые годы специалисты института разработали для него проекты на сумму более 22 млн рублей.
Институт АгроТрансПроект.jpg
Будущее — в коллективе
Коллектив «АгроТрансПроекта» составляет 90 человек. Это инженеры, геодезисты, сметчики, проектировщики и специалисты комплексного отдела, отвечающие за вопросы коммуникации, освещения и экологии. Вместе они образуют сильную команду, способную на проектирование магистральных дорог, дорог 1-11, 111-1v категории, эстакад, путепроводов, мостов. Но к постоянному костяку прибавляется и молодежь, а это значит, что впереди у предприятия — большое будущее и много новых перспективных проектов.

ОАО «Институт «АгроТрансПроект» — это:
  • проектирование автомобильных дорог и объектов дорожно-транспортного комплекса;
  • проектирование искусственных сооружений — малых и средних мостовых переходов;
  • инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания;
  • лабораторные исследования состава и свойства грунтов;
  • проектирование зданий и сооружений;
  • картографические работы;
  • паспортизация дорог.
Авторы: Владимир Астафьев