Александр Козлов: «Ничего подобного на Дальнем Востоке не было на протяжении десятилетий»

Александр Козлов: «Ничего подобного на Дальнем Востоке не было на протяжении десятилетий»

Президент России Владимир Путин поставил серьезную задачу — раскрыть богатейший потенциал территорий Дальнего Востока и Арктики

На Дальнем Востоке сосредоточено до 90% российских запасов алмазов, 40% золота, 92% олова, 30% серебра, в Арктике производится более 90% никеля и кобальта, 60% меди, извлекается около 80% газа и 60% нефти. И это далеко не все. Чем еще прирастут уникальные территории, в интервью «Вестнику» рассказал министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов.
— И Дальний Восток, и российская Арктика — это территории с огромным экономическим потенциалом. В то же время они слабо освоены: для развития экономики и социальной сферы не хватает прежде всего современной энергетической и транспортной инфраструктуры. То есть по факту сложно разработать эти месторождения, потому что нет дорог, линий электропередачи, не хватает рабочих рук — общее население составляет 10,5 млн человек, это меньше, чем в Москве, тогда как площадь Дальнего Востока и Арктики занимает 58% страны. Это серьезный вызов для нас, для системы государственного управления в целом.

На Дальнем Востоке мы начали работу шестью годами раньше, и уже есть результаты: работают предприятия, созданные при новых механизмах поддержки, строится инфраструктура, выдается бесплатно земля людям. В Арктике, более сложном регионе, в первую очередь из-за климатических условий, все только начинается.

Оцените объемы государственной поддержки и частных инвестиций. Что способствует буму частных инвестиций в округе?
Я бы не стал пока говорить о буме частных инвестиций на Дальнем Востоке — это преждевременно. Есть первые результаты работы новой экономической модели региона. С 2014 года в экономике макрорегиона наметились позитивные тенденции: промышленное производство выросло на 22,9%, тогда как в среднем по России на 8,3%. Мы добились перелома ситуации, когда год за годом снижались объемы инвестиций в основной капитал у дальневосточных предприятий. В 2017-2018 годах его рост составил 13,7%, по России — 9,3%. Доля этих инвестиций в ВРП регионов Дальнего Востока увеличилась до 30%. За последние пять лет в макрорегион пришло $32 млрд иностранных инвестиций — это треть всех инвестиций из-за рубежа, поступивших в РФ. Благодаря всем механизмам поддержки: территориям опережающего развития, свободному порту Владивосток, госсубсидиям на строительство инфраструктуры — на Дальнем Востоке за эти годы началась реализация более 1,6 тыс. новых проектов с общим объемом инвестиций 3,8 трлн рублей, до 2025 года будет создано порядка 135 тыс. рабочих мест. При этом 217 новых предприятий уже запущено, фактически создано 36,2 тыс. рабочих мест, в экономику Дальнего Востока вложено 527,9 млрд рублей. Фактический мультипликатор по мерам государственной поддержки инвесторов сегодня составляет 11 рублей частных инвестиций на 1 рубль государственных вложений.

На дальневосточной территории идет масштабное строительство социальных объектов и инфраструктуры. Расскажите, сколько и в какие сроки в округе будут возведены важные объекты?
Ничего подобного на Дальнем Востоке не было на протяжении десятилетий, я хочу это подчеркнуть. С середины 2018 года в регионе работает специальная четырехлетняя программа (по 2021 год включительно) социального обустройства центров экономического роста Дальнего Востока. Таких центров у нас 58 — это очень большая часть макрорегиона. В рамках программы реализуется 412 мероприятий по строительству и модернизации инфраструктуры, общий объем финансирования из федерального бюджета составляет 94,25 млрд рублей. Всего на Дальнем Востоке строится 35 больниц, 47 школ и детских садов, 54 спортивных объекта, 26 культурных центров, модернизируется и строится 243 объекта инфраструктуры, включая инженерные сети, дороги, мосты, жилье. При этом на сегодня 60 мероприятий уже завершено. Открыты 3 новые больницы, 6 школ и детских садов, 11 спортивных сооружений, 1 дом культуры, готовы 17 объектов инженерной инфраструктуры. Работа четко контролируется — по срокам, качеству, расходованию каждого бюджетного рубля. К 2019 году планируется завершить еще 167 объектов.

Каким образом в регионе будут поддерживаться авиаперевозки? Как повлияло на деятельность авиакомпаний обнуление НДС? Закончилась ли реконструкция аэропорта Магадана, позволят ли новые мощности стать ему новым пассажирским хабом?
Доступность авиасообщения для дальневосточников — одна из первых задач, которые я начал решать на посту министра год назад вместе с моим коллегой — министром транспорта Евгением Дитрихом. Так вот, в 2019 году на субсидирование авиаперевозок на Дальний Восток уже выделено 5,5 млрд рублей — это почти в два раза больше, чем в 2018-м. В этом году планируется перевезти по льготным тарифам не менее 820 тыс. пассажиров. Кроме того, председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил выделить в 2019 году на субсидирование авиаперевозок с Дальнего Востока дополнительные бюджетные ассигнования в размере 2,7 млрд рублей при корректировке федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

Важная вещь — мы добились того, чтобы программа субсидирования воздушных перевозок работала круглый год, также мы расширили категории ее участников. Билеты по льготной цене теперь может купить не только молодежь до 23 лет, пенсионеры и люди с ограниченными возможностями, но и многодетные семьи. Все принятые меры, в том числе и обнуление НДС для авиаперевозок на Дальний Восток, позволили увеличить количество субсидируемых маршрутов с 70 до 134.
Что касается главного аэропорта Магаданской области. Он реконструируется в два этапа, сейчас идет второй, который предусматривает реконструкцию перронов, рулевых дорожек, водосточно-дренажной сети, строительство аварийно-спасательных станций, очистных сооружений и других объектов. Завершение работ — 2021 год. Задача нового аэропорта даже не в том, чтобы стать хабом: население Магаданской области составляет чуть больше 140 тыс. человек, так что вряд ли в ближайшем будущем здесь будет пассажиропоток, например, Владивостока или Хабаровска. Людям и авиакомпаниям нужен комфортный современный аэропорт, который принимает и быстро обслуживает воздушные суда любого класса.
Расскажите о планах развития в регионе альтернативной энергетики. Какие территории нуждаются в этом больше всего? Какие новые объекты появятся в этом направлении?
Дальний Восток — это огромная территория, она крайне неоднородная в плане обеспечения инфраструктуры, в том числе энергетической. Есть северные труднодоступные районы Якутии, Чукотского автономного округа, Магаданской области, Камчатского края, острова Сахалинской области. Выработка электроэнергии здесь очень дорогая за счет привозного топлива и неэффективной работы дизельных электростанций.
Проблему может решить в том числе и использование возобновляемых источников энергии. Наработки уже есть. Например, в якутском поселке Тикси построена ветряная электростанция, она успешно работает зимой, заменяя дорогую дизельную. Сейчас в рамках Национальной программы развития Дальнего Востока готовится программа развития возобновляемых источников электроэнергии, здесь мы используем уже существующие наработки. Безусловно, альтернативная энергетика находится пока в зачаточном состоянии. Но уже есть реальный интерес к таким проектам у крупных отечественных и иностранных инвесторов. Мы рассчитываем, что в ближайшем будущем на Дальнем Востоке появятся ветропарки и солнечные энергоустановки.

Какой эффект получают предприятия от программы по выравниванию энерготарифов?
Приведу всего несколько цифр. До выравнивания энерготарифов стоимость электричества в той же Якутии составляла 7,81 рубля, а на Чукотке вообще почти 13 рублей. В зоне действия механизма поддержки бизнеса сегодня реализуется 333 инвестиционных проекта. Всего с 2017 года — начала действия этого механизма — предприятия сэкономили более 40 млрд рублей. Это позволило им вложить средства в модернизацию, в расширение производства, строительство новых объектов, что, собственно, ведет к созданию новых рабочих мест.

На какие еще важные аспекты в нынешнем году будет сделана ставка в развитии округа?
Все, о чем мы с вами говорили сегодня, — это отдельные направления нашей работы на Дальнем Востоке. Если их связать воедино, получится одно большое дело — повышение качества жизни в регионе. Четкие критерии этой задачи обозначил в своем указе N°204 президент страны. Сегодня мы подготовили и уже внесли в Правительство РФ проект Национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 года, о которой я уже упоминал. Эта программа объединила все, что мы делаем и должны сделать для достижения президентских критериев. Такой документ готовится в стране для отдельного региона, по сути, он определяет, чем будет жить Дальний Восток в ближайшие годы. И готовился он всеми дальневосточниками. На сайте дв2025.рф с декабря прошлого года люди регистрировались и оставляли предложения, что нужно изменить или построить в их городе, поселке, селе. Так вот, зарегистрировано более 88 тыс. человек, оставлено более 16,5 тыс. предложений. Кроме того, работа велась в отраслевых группах по направлениям, обсуждения прошли во всех регионах ДФО, губернаторы утверждали региональные составляющие программы вместе с законодательными органами территорий. Всего в подготовке программы приняло участие более 150 тыс. человек. В сентябре в рамках Восточного экономического форума планируется подписание Национальной программы ДВ президентом России. 

Досье
Александр Козлов родился в 1981 году в Южно-Сахалинске. В 2003 году окончил Московскую академию предпринимательства при правительстве Москвы. Карьеру начал в компании «Дальвостуголь», которая в 2004 году была преобразована в «Амур-уголь». С 2009-го по 2010 год занимал пост гендиректора ООО «Амурский уголь». В 2011 году перешел на государственную службу в правительство Амурской области и чуть позже занял должность министра ЖКХ Амурской области, став самым молодым министром в Приамурье. В 2014 году вступил в должность мэра Благовещенска, годом позже назначен губернатором Амурской области.
С 2018 года — министр РФ по развитию Дальнего Востока. 26 февраля 2019 года Министерство РФ по развитию Дальнего Востока расширило полномочия на Арктическую зону РФ.
Логотип Вестник Строительство