Полный улет

Масштабная реконструкция инфраструктуры региональных аэропортов позволит разгрузить воздушные гавани столицы

27.05.2019
Яндекс.Дзен Instagram
В ближайшие пять лет в российских регионах будет реконструировано 66 аэропортовых комплексов, что даст возможность не только развить транспортную инфраструктуру, но и значительно разгрузить аэропорты Москвы. Для многих субъектов на Севере и Дальнем Востоке федеральное финансирование — единственный шанс сохранить круглогодичное транспортное сообщение, которое зачастую обеспечивается авиацией на безальтернативной основе.

Выступая в 2018 году с обращением к Федеральному Собранию, президент России Владимир Путин заявил о необходимости развития региональной авиации, поручив расширить и реконструировать сеть местных аэропортов. По его замечанию, ситуация, «когда даже в соседнюю область нужно лететь через Москву», ненормальна и должна остаться в прошлом.
При нынешней модели развития авиасообщения в стране региональные аэропорты не выдерживают конкуренции с Москвой как с транспортным хабом, объясняет глаВа холдинга «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский. «Региональный рейс просто не может обеспечить загрузку на уровне столичного, разница в себестоимости полета на региональном и среднемагистральном типе воздушного судна может достигать 30%, что в конечном итоге перекладывается на карман пассажира. Поэтому люди просто вынуждены летать через Москву, хотя всем понятно, что это неудобно и нелогично», — отмечает Чудновский. Ситуацию могут исправить серьезные меры господдержки региональных перевозок, причем речь должна идти не об адресной поддержке отдельных маршрутов, как это было до последнего времени, а о системных для рынка мерах.

Действительно, по данным авторитетного отраслевого портала Aviaport, ru, сегодня более 70% всех внутренних российских рейсов выполняются через Московский авиационный узел (аэропорты Шереметьево, Внуково, Домодедово), то есть с пересадкой. Однако уже совсем скоро ситуация должна кардинально поменяться - согласно целевым показателям программы «Развитие инфраструктуры региональных и местных аэропортов», вошедшей в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, за пять лет долю стыковочных рейсов через Москву предстоит снизить до 50%.

В настоящий момент на 65% территории РФ круглогодичную транспортную доступность обеспечивает только авиационный транспорт, без наземной альтернативы. В сопоставимых по территории с Россией странами (к примеру, в США) аэропорты воспринимаются не столько как источники дохода, сколько как точки роста экономики и притяжения инвестиций, связующие звенья между отдельными регионами. Значительное повышение уровня экономической связанности территории РФ — еще один ожидаемый от реализации программы результат.

Миллиарды на взлет
Согласно утвержденной программе, работы по реконструкции будут производиться в 66 аэропортах России, более половины из которых (38) расположены в Дальневосточном федеральном округе. Как сообщили «Вестнику» в Росавиации, проекты разделены на две группы: 25 воздушных гаваней обеспечивают экономическое развитие, 41 — безопасность и жизнеобеспечение.
В первую группу вошли крупные региональные аэропорты, функционирование которых - важнейший фактор развития местной экономики. Таким, к примеру, признан аэропорт Новосибирска Толмачево, который к 2024 году должен будет вдвое увеличить свою пропускную способность — с 5 до 10 млн пассажиров. «Глава государства дал поручение определить роль аэропорта Толмачево в инфраструктуре Сибири, заняться распределением пассажирских и грузовых потоков. В рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры Толмачево на период до 2024 года запланировано выделение финансирования из федерального бюджета в размере 8,9 млрд рублей», — комментировал ранее министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский. Еще один аэропорт из данной группы - Минеральные Воды, который, по задумке чиновников, должен обеспечить обслуживание растущего пассажиропотока из отдыхающих, прибывающих на курорты Северного Кавказа.

Ко второй группе отнесены аэропорты, которые являются в своем субъекте единственным круглогодичным видом транспорта и функционирование которых жизненно необходимо для населения. В эту группу попали преимущественно аэропорты Дальнего Востока и Сибири, среди которых немало проблемных объектов, требующих при проведении работ активного участия государства.
К примеру, уже 12-й год продолжается реконструкция аэропорта в Магадане, а реализация ее отдельных этапов сопровождается серьезными трудностями и даже скандалами. Так, под одним из крупных участков реконструированного перрона спустя всего год после завершения работ образовались просадки грунта, а под некоторыми плитами -пустоты диаметром до 2,5 метра.

Северная надбавка
Необходимость плотно заняться малыми региональными аэропортами назрела давно, их внутренние резервы развития исчерпаны, отмечает генеральный директор ФКП «Аэропорты Севера» Вадим Волков. На Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке авиасообщению зачастую нет альтернативы только оно может обеспечить круглогодичную транспортную доступность населенных пунктов и территорий. Для многих небольших аэропортов участие в программе реконструкции станет настоящим спасением.

«Потребность в модернизации аэропортового хозяйства с каждым годом ощущается все сильнее многие комплексы сильно устарели. У нас, к примеру, самому молодому аэропорту уже более 40 лет. Конечно, требования к нормативам, уровню безопасности, взлетно-посадочным полосам существенно изменились, и обновить их за счет текущего ремонта невозможно. Федеральные инвестиции помогут решить многие проблемы», — надеется Волков. Реконструкция аэропортов и восстановление авиасообщения — ключевые факторы развития Русского Севера. Созданное еще 10 лет назад ФКП «Аэропорты Севера» начало активно модернизировать инфраструктуру воздушных гаваней недавно — в 2017 году, когда был сдан первый объект — аэропорт Чокурдах в Якутии, в котором реконструированы ВПП, патрульная дорога, ограждение и светосигнальное оборудование. Торги на реконструкцию аэропорта пришлось проводить три раза - подрядчики из Москвы и Китая отказались от проведения работ после посещения объекта, рассказали в компании. Ситуацию осложняли суровые природно-климатические условия (короткий сезон положительных температур, пурга, сильный ветер) и отсутствие круглогодичного транспортного сообщения для доставки необходимого строительного материала и техники.

Именно климатические особенности могут значительно усложнить реализацию программы развития региональных аэропортов, в первую очередь это касается объектов из второй группы, предупреждают эксперты, При экстремально низких температурах, а значительное количество попавших в программу аэропортов построены в условиях вечной мерзлоты, физические свойства материалов нарушаются, малейшее несоблюдение технологии грозит самыми серьезными последствиями, подчеркивает общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере строительства Дмитрий Котровский. «Необходимы строжайший контроль и экспертиза на каждом этапе реконструкции объектов», — уверен он. 
Авторы: Сергей Семенов