Игорь Скубенко: «Наша ключевая задача — активно работать на перспективу»

Северодвинск считается молодым — ему сегодня 80 с небольшим лет. В свое время он входил в число самых благоустроенных городов России. Основной объем инфраструктуры города был построен еще в советский период, когда здесь стали появляться целые кварталы многоэтажек, автомобильные дороги, парки и скверы

05.04.2019
Яндекс.Дзен Instagram
Сегодня перед Северодвинском стоят важнейшие задачи. Одна из них — вернуть ему былой статус лучшего города для комфортного проживания, а вторая — активно работать на перспективу. И эти задачи решаемы. В этом не сомневается глава Северодвинска Игорь Скубенко.
«Сегодня, как и во многих муниципалитетах, мы сталкиваемся с проблемой физического износа фондов, и именно поэтому наша основная и, к слову, успешно решаемая задача, — разработать стратегию развития города на годы вперед, — считает Игорь Скубенко. — Параллельно Северодвинск открывает для себя перспективы, которые дают различные федеральные проекты и программы, созданные для скорейшей модернизации сферы городского хозяйства».

Дорогою прогресса
Прогресс в жилищно-коммунальном хозяйстве идет ускоренными темпами. Изобретаются новые подходы и технологии, разрабатываются современные материалы, внедряется самое передовое инновационное оборудование. Об «умных» ноу-хау уже не говорят как о чем-то далеком и фантастическом. Электронный город — это уже тот факт, с которым специалисты отрасли сегодня активно работают.
«Не только технологии делают погоду в такой сложной сфере, как ЖКХ, — отмечает Игорь Скубенко. — Здесь, как нигде, важны кадры. Выражение «Человеку нужен человек» в последнее время устоялось и даже стало модным. А ведь жилищно-коммунальные службы в России на протяжении всей своей 370-летней истории существуют именно по такому принципу. Каждый из нас потребляет услуги ЖКХ, оценивает качество работы и видит успехи и недостатки функционирования отрасли буквально ежеминутно. Поэтому нам так важно, чтобы в этой сфере трудились профессионалы, чтобы предприятия отличались стабильной работой и могли успешно развиваться. В этом плане Северодвинску есть чем похвастаться. Например, одна из наших управляющих компаний готовится отметить 80 лет со дня своего основания. Предприятие является ровесником города. МПЖРЭП Северодвинска обслуживает и ремонтирует жилье. Уважение к ветеранам, поддержка трудовых династий, привлечение и создание условий для профессионального роста молодых специалистов — вот что помогло сохранить предприятие и провести его через сложные периоды в истории развития нашего города и страны в целом».

Сегодня Северодвинск активно меняется. Стремительно развивается жилищное строительство и инфраструктура. Город прирастает целыми кварталами. На месте брошенных в 90-е годы «недостроев» растут новые многоквартирные дома, а автодороги, долгие годы существовавшие только в планировочных документах, начинают строиться. Сфера ЖКХ Северодвинска должна развиваться. Будут применяться новые технологии, ведь теперь нужно направлять все усилия не только на поддержание в рабочем состоянии и модернизацию существующих объектов, но и на содержание построенных современных зданий, инженерных сетей и автомобильных дорог.
Северодвинск
Благодаря программе
Северодвинск включился в реализацию приоритетного федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в 2017 году. Тогда было благоустроено 10 дворов и две общественные территории. В парке культуры и отдыха отреставрированы пешеходные дорожки, территорию украсили два декоративных кованых мостика, которые сразу же стали любимым местом для фотосъемок.
В 2017 году облагорожена большая территория вокруг озера Чаячье. Это место — одно из любимых мест отдыха горожан. Приходя в парк, люди подкармливают возле водоема чаек и уток, гуляют по тропинкам. Зимой гладь озера превращается в каток для учащихся гимназии, которая расположена недалеко. А по берегам озера идет лыжня. Благодаря федеральному проекту была благоустроена территория вокруг водоема, вдоль берега проложены тротуары, установлены скамейки, а для детворы — игровые комплексы.

В условиях комфорта
2018 год внес свои коррективы. Теперь общественную территорию для благоустройства выбирают сами горожане при помощи рейтингового голосования. Из предложенных территорий горожане выбрали самый трудоемкий по исполнению проект — обустройство аллеи Молодежи. Отметим, что она представляла собой сквер, где росли старые тополя, и почти шесть десятков лет назад были проложены тротуары. Проект, предложенный молодым дизайнером Ильей Шаниным, предполагает особый комплексный подход к благоустройству аллеи. Здесь предусмотрены и учтены интересы людей всех возрастов, а также потребности владельцев собак, есть территория для тренировок и подвижных игр. Для любителей экстрима и поклонников велосипедных прогулок вдоль всей аллеи будут проложены дорожки для катания. «Реализация этого проекта ввиду его масштабности займет не один сезон, а два, — делится глава Северодвинска. — В 2018 году были выполнены все подготовительные работы: демонтирован старый асфальтобетон, обрезаны деревья, а старые переросшие выкорчеваны, также был завезен грунт. Закуплено необходимое оборудование. Уже в марте нынешнего года работы продолжатся».

Наступивший 2019 год показал еще большую активность жителей. В заявочную кампанию включились 15 дворов. Вновь объявленное рейтинговое голосование, организованное в социальной сети «ВКонтакте» и на региональном портале государственных услуг, показало огромный интерес жителей города к проекту «Формирование комфортной городской среды» — десятки тысяч проголосовавших. Каждая новость о проекте вызывала шквал комментариев — люди стремились высказать свое мнение, поделиться опытом, сомнениями и ожиданиями. И вновь жители выбрали масштабный проект, реализация которого также будет проходить в два этапа: в 2019 и 2020 годах. Северодвинцы хотят, чтобы одна из любимых ими территорий — Приморский парк — обрела свое новое неповторимое лицо.
При реализации проекта «Формирование комфортной городской среды» в Северодвинске сразу стало понятно, что жители города не намерены довольствоваться минимальным набором работ в своих дворах: парковка, тротуар, освещение, скамейка. Они стали заказывать проекты специализированным фирмам, иногда и самостоятельно берутся за их разработку. Многих привлекает комплексный подход к вопросам благоустройства и стремление предусмотреть интересы всех групп жителей: автомобилистов, молодых родителей и их малышей, пожилых людей и подростков. Поэтому в северодвинских дворах стали появляться плиточные тротуары, где их раньше не было, спортивные площадки с резиновым покрытием и высоким ограждением, где можно заниматься несколькими игровыми видами спорта: волейболом, баскетболом и мини-футболом.
Северодвинск.jpg
«Умный город»
В последнее время в Северодвинске стали активно внедрять передовые технологии. Первыми, кто приступил к работе по внедрению «умных» технологий, оказались предприятия, занимающиеся пассажирскими автобусными перевозками. Уже сейчас почти 70% всех пассажирских автобусов на городских и пригородных маршрутах оснащены аудиоинформаторами, работающими в автоматическом режиме с использованием спутниковой навигации. С помощью данной аппаратуры пассажиры автобусов получают информацию об остановочных пунктах по пути следования, о правилах и об оплате проезда, о культуре поведения и безопасности в транспортном средстве.
При обновлении подвижного состава перевозчики приобретают автобусы, которые в заводских условиях оборудованы приборами звукового и визуального информирования пассажиров. Так, в марте 2019 года на маршруты Северодвинска вышли четыре новых автобуса МАЗ-206. Кроме аудиоинформаторов они оснащены панелями визуальной информации в режиме бегущей строки. Поэтому слабослышащий или невнимательный пассажир уже не проедет мимо своей остановки.
Сейчас в Северодвинске работает приложение для смартфонов «Умный транспорт», скачав которое, можно следить за передвижением автобусов, получать информацию о времени прибытия на ту или иную остановку нужного маршрута, а также иметь перед глазами полную картину выхода автобусов на линию. Уже через год совместная работа специалистов городской администрации и регионального правительства должна в корне изменить систему оплаты проезда и учета пассажиров. Заплатить за поездку в городском, пригородном или межмуниципальном автобусе можно будет безналично, при помощи любой из пластиковых карточек, будь то банковская, школьная или социальная.

Несколько месяцев назад в Северодвинске на пешеходном переходе установили первую в Поморье интеллектуальную систему оповещения водителей.
Сначала видеокамера фиксирует подходящего к автодороге человека, а потом по ее «команде» зебра освещается светодиодными прожекторами, а на специальных табло загорается надпись «пешеход». Эта система призвана максимально обезопасить северодвинцев в темное время суток. Оборудование обошлось городской казне в более чем полмиллиона рублей. Но оно того стоит. Новинку по достоинству оценили инспекторы ГИБДД. По их мнению, такими должны быть все переходы на пригородных трассах.
Северодвинск.jpg
Капитальный подход
Северодвинск — один из немногих городов Поморья, который значительно преобразился за счет региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. На помощь северному городу, где так важны энергосберегающие «теплые» технологии, пришли ноу-хау из Новосибирска — панели «Термолэнд». Они не только делают дом красивым снаружи. «Термолэнд» — это воплощение новых технологий: они повышают энергоэффективность здания, снижают солнечную и ветровую нагрузку на фасадные стены. Панели легко монтируются и отличаются абсолютной негорючестью.
Северодвинск стал самым активным городом региона по количеству активных жителей, выступающих за проведение капремонта. Ведь дать согласие на капитальные работы должны собственники на общих собраниях. В Северодвинске проголосовали «за» жители 28 домов в разных районах города.
Подрядчик проводил разъяснительную работу с собственниками на предмет того, какие выгоды они получат от такого капремонта. В их квартирах стало значительно теплее, и в настоящее время речь идет уже о том, чтобы управляющие компании занимались регулировкой температуры теплоносителя, а в перспективе озаботились установкой «умных» теплоузлов.

На подъеме
Следующим направлением работы регоператора в Северодвинске, которое охватило множество домов, стала замена пассажирских лифтов в многоэтажках. Как известно, предел работы подъемника — 25 лет. После этого срока лифт должен быть капитально отремонтирован или заменен. В городе корабелов в 166 многоквартирных домах находится 534 пассажирских лифта.
В начале 2017 года специалисты констатировали, что замены требуют 430 лифтов. В течение 2017-2018 годов в рамках программы капремонта заменены и приняты комиссией 294 лифта в 76 многоэтажках. В наступившем году в планах у регоператора заменить еще 136 лифтов в 56 многоквартирных домах. Останется еще 104 лифта в 34 многоэтажках, которые еще не выработали предельный срок эксплуатации.
Отметим, что когда стартовала региональная программа капитального ремонта и жители столкнулись с необходимостью делать ежемесячные взносы в так называемый общий котел, не все отнеслись к такому новшеству с пониманием. Но за годы работы Фонд капитального ремонта показал себя эффективным инструментом, созданным для решения многолетних проблем. Люди поняли, что выполнять капитальные дорогостоящие работы можно без дополнительных серьезных затрат из своего кармана.
Северодвинск.jpg
Новые перспективы
«К проекту агломерации «Большой Архангельск», куда кроме Северодвинска и столицы Поморья вошли Новодвинск и Приморский район, некоторые горожане отнеслись с недоверием. Уж очень мы, северодвинцы, любим свой город за его самобытность и непохожесть на другие муниципальные образования. Тем не менее пользу от создания агломерации жители увидят совсем скоро — уже в этом году», — говорит глава Северодвинска. Федеральный проект «Безопасные и качественные дороги» рассчитан на финансирование именно таких городских объединений. В 2019 году агломерация в рамках нацпроекта планирует получить на ремонт дорог 770 млн рублей, из которых Северодвинску предполагается выделить более 225 млн. Из них 180 млн поступит из областного и федерального бюджетов, остальные в порядке софинансирования должен обеспечить город.
Когда подавались сведения об участках с поврежденным асфальтобетонным покрытием, то учитывалась вся опорная дорожная сеть города. В нее входят 37 участков, протяженность которых составляет 85,8 км. Большая часть требует ремонта.
В 2019 году в рамках нацпроекта планируется привести в порядок пять участков городских центральных магистралей.
Северодвинск уже защитил свои предложения перед министерством транспорта Архангельской области. Теперь предстоит получить согласование в Минтрансе РФ. «Как только начнутся масштабные ремонтные работы на городских улицах, последние сомнения у горожан исчезнут: наша сила — в объединении с соседями, ведь агломерация дает зеленый свет на реализацию других федеральных проектов и программ», — отмечает Игорь Скубенко.
Авторы: Валерия Якимова