ЖКХ-2024: большая перезагрузка

В скором времени отрасль сможет стать высокоэффективной и прибыльной

21.03.2019
Яндекс.Дзен Instagram
В ближайшие несколько лет в российском ЖКХ предстоят масштабные нововведения, которые дадут возможность окончательно преодолеть «хронические болезни», доставшиеся отрасли еще от советских времен. В отдельных регионах России уже накоплено немало практик, которые демонстрируют, что сфера ЖКХ может быть высокоэффективной и прибыльной, и теперь необходимо распространить эти успехи в масштабе всей страны. Принципиальное изменение методов обращения с бытовыми отходами, цифровизация многих коммунальных сервисов, повышение прозрачности в расчетах за услуги ЖКХ — вот лишь основные приоритетные направления на этом пути.

Ключевые задачи модернизации отечественного ЖКХ в среднесрочной перспективе сформулированы в разделе «Развитие институтов социальной сферы и повышение качества жизни» основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2024 года, утвержденных премьер-министром Дмитрием Медведевым в прошлом сентябре. Основаниями для решения обозначенных задач станут принятая в 2016 году Стратегия развития ЖКХ до 2020 года, а также новые направления деятельности Правительства РФ в рамках исполнения майского указа президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Прямое отношение к сфере ЖКХ имеют как минимум два раздела президентского указа. Прежде всего это задачи по утилизации бытовых отходов, поставленные в рамках разработки национального проекта в сфере экологии. Предполагается, что в 2024 году необходимо обеспечить формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления. Эта задача подразумевает также создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидацию наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда. Кроме того, во всех регионах страны должна быть создана система общественного контроля, направленная на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок. Еще один раздел майского указа, который найдет прямое отражение в сфере ЖКХ, — ​цифровизация. Городское хозяйство в тексте указа входит в список тех приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, которые предполагается преобразовать посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.
ТКО.jpg
Весь мусор учтен
Несмотря на то, что, по данным Минприроды РФ, подавляющая доля ущерба окружающей среде исходит от предприятий добывающей промышленности, утилизация мусора давно стала самой наболевшей экологической проблемой, ощущаемой людьми в повседневной жизни. Во многом ее обострение было связано с тем, что работающая с 1998 года схема утилизации ТКО, в рамках которой ответственными за обращение с мусором были муниципалитеты, давно себя изжила. В результате многие города страны стали просто утопать в мусоре, примером тому — ​регулярные «мусорные коллапсы» в Подмосковье, Челябинске, Махачкале, Волгограде и во многих других городах. Во избежание регулярного повторения подобных ситуаций принято решение изменить принципы утилизации мусора, установив более прозрачные правила игры в этой сфере. 

Суть стартовавшей с 1 января 2019 года «мусорной реформы» состоит в передаче полномочий по организации системы обращения с ТКО на региональный уровень, одновременно происходит выделение услуг по вывозу и сортировке мусора из общего списка коммунальных услуг, изменение схемы формирования платежей за них. На смену десяткам разрозненных структур, которые занимались вывозом мусора в отдельно взятых муниципалитетах (причем зачастую без должного контроля за их деятельностью), идут единые региональные операторы, уже начавшие работу в большинстве субъектов Федерации. Теперь региональные власти сами решают, где строить накопительные площадки для ТКО, кого назначать ответственными за вывоз, однако право голоса в этом вопросе имеют и жители территорий.
Еще одним нововведением стал указ президента о создании единого федерального Российского экологического оператора (РЭО), подписанный в январе этого года. Оператор должен будет сформировать систему обращения с твердыми коммунальными отходами, предотвращать вредное действие мусора на здоровье человека и окружающую среду, а также контролировать переработку мусора. В наблюдательный совет новой организации войдут первый вице-премьер Правительства РФ Антон Силуанов, глава Минприроды Дмитрий Кобылкин, министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев и глава Минпромторга Рф Денис Мантуров.

Концепция «мусорной реформы» предполагает также совершенно новый подход к небезызвестной формулировке «отходы в доходы». Если до 2019 года 97% отходов отправлялось на свалку, где мусор фактически становился источником экологических рисков, то после начала реформы предполагается перерабатывать до 80% отходов, разделяя их в мусоросортировочных комплексах на различные фракции. Оставшиеся 20% будут вывозиться на специализированные полигоны ТБО, которые будут учтены в Госреестре объектов размещения отходов (ГРОРО). «В целом по полигонам существует федеральный проект в рамках программы «Экология». Он предусматривает рекультивацию 191 свалки в черте городских поселений», — ​отмечал в конце прошлого года Дмитрий Кобылкин.

Кроме того, к концу текущего года в стране должно быть построено уже 40 мусороперерабатывающих заводов, а до 2024 года их количество должно достигнуть как минимум 200. На эти цели из бюджета планируется выделить до 60 млрд рублей, о чем на пресс-конференции в декабре 2018 года заявил президент Владимир Путин, не скрывая, впрочем, что ситуация в сфере переработки мусора непростая. «Мы никогда этим не занимались. Десятилетиями с советских времен просто сбрасывали мусор в ямы. Никто не занимался никакой переработкой, разве что минимально, точечно», — ​отметил Путин. О сложностях в осуществлении реформы свидетельствует то, что для некоторых субъектов Федерации (прежде всего это Москва и Санкт-Петербург) принято решение перенести сроки перехода к новой системе обращения с ТКО на несколько лет. Это связано со сложностями устранения неучтенных свалок, а также с проблемами логистики в отдельных территориях.
умный город.jpg
Цифровое благоустройство
С 2018 года в соответствии с майским указом президента вступил в силу нацпроект «Жилье и городская среда», в котором сферу ЖКХ представляет подпроект «Формирование комфортной городской среды», уже хорошо себя зарекомендовавший. Только в 2017 году в рамках проекта, по данным Минстроя России, по всей стране благоустроено почти 23 тыс. объектов, включая дворовые, общественные территории и парки в малых городах.
Лучшими субъектами Федерации по благоустройству городских территорий по итогам конкурса, учрежденного Минстроем РФ в 2018 году, были признаны Калужская и Калининградская области, Чечня, Красноярский край. По словам заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Андрея Чибиса, в течение шести лет (до 2024 года) на реализацию программы «Формирование комфортной городской среды» регионы России получат более 268 млрд рублей. При этом замминистра подчеркнул, что благоустройство города — ​это прежде всего инициатива самих граждан. «Главная задача — ​тратить деньги, обязательно вовлекая людей и делая так, чтобы потом эти пространства жили, чтобы они были событийно наполнены, чтобы эти пространства помогали развитию экономики», — ​отметил Чибис на декабрьском совещании в Ижевске.

Не обошел стороной сферу ЖКХ и тренд на цифровизацию ключевых отраслей экономики. Цифровое благоустройство городов сегодня рассматривается как отдельное приоритетное направление, и посвященный его развитию проект «Умный город» был включен в состав нацпроекта «Цифровая экономика». Под «умным» городом подразумевается внедрение ИТ-инфраструктуры для создания виртуального пространства городов, интеллектуальных технологий, которые повышают эффективность в сфере электроэнергетики, транспорта и в проектах общественной безопасности. Сегодня уже можно говорить об успешной реализации этих технологий в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, татарстанском Иннополисе, Красноярске и Екатеринбурге, где построен целый микрорайон «умных» домов, оснащенных электрическим отоплением, индивидуальной вентиляцией, управлением расходами ресурсов через мобильное приложение, «умными» детскими игровыми площадками и многим другим.
В середине прошлого года проектное предложение Минстроя по цифровизации городского хозяйства «Умный город» было одобрено на совещании по программе «Цифровая экономика». Согласно предложению министерства, цифровизация городского хозяйства будет вестись в рамках реализации шести основных задач. Среди них создание необходимой методической и нормативной базы, повышение эффективности использования коммунальной инфраструктуры за счет цифровизации ЖКХ, обеспечение комплексного подхода к формированию доступной, комфортной и безопасной городской среды с учетом внедрения универсальных цифровых платформ управления городскими ресурсами и систем анализа преобразования городского хозяйства и участия жителей в принятии решений. Предусмотрено также создание цифрового территориального планирования в пилотных городах и создание интеллектуальных транспортных систем, внедрение системы оценки интеллекта городов «IQ городов» и т.д.

На конец прошлого года пилотными площадками для реализации проекта «Умный город» стали еще 35 городов из 33 регионов страны. По словам Андрея Чибиса, входящего в качестве куратора этого проекта в президиум правительственной комиссии по цифровому развитию, для этих городов уже определены три основные сферы деятельности. «Первая — ​это повышение эффективности работы с ресурсами, то есть ТЭК и ЖКХ. Вторая — ​это транспорт, его удобство. Третье — ​недвижимость: земля, объекты, в целом тема правильности градостроительных решений. И, конечно, это данные, которые становятся самостоятельным ресурсом для города. Но это уже следующий шаг», — ​отметил Андрей Чибис. К 2024 году планируется оснастить все новые дома системами мониторинга и прогнозирования поломок внутридомовой инфраструктуры, довести до 70% долю потребителей, пользующихся «умными» приборами учета с дистанционной передачей данных.

Культура понятных платежей
Еще одной застарелой проблемой российского ЖКХ является прозрачность расчетов потребителей с поставщиками коммунальных ресурсов — ​многочисленные цепочки посредников зачастую кратно увеличивают расходы граждан. Ликвидации этих цепочек будет способствовать вступивший в силу в апреле прошлого года закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Это нововведение снимет с управляющих компаний (УК) функцию сбора коммунальных платежей и облегчит жизнь поставщикам услуг ЖКХ, поскольку именно конфликты между РСО и УК ранее постоянно приводили к росту неплатежей и судебным разбирательствам.
Но и в том случае, если большой задолженности у управляющей компании нет, собственники жилья на общем собрании могут принять решение о переходе на прямые договоры с РСО. Такая форма отношений предполагает новые обязательства сторон. В частности, от РСО требуется знать число жильцов в квартире при отсутствии индивидуальных или общих приборов учета. Собственники же обязаны информировать РСО обо всех случаях выхода приборов из строя, впускать в квартиру представителя РСО для поверки показаний счетчиков, извещать РСО при необходимости демонтировать счетчик. Из других предстоящих перемен в сфере ЖКХ стоит выделить обязательную установку «умных» приборов учета с 1 июля 2019 года. Эта мера, предложенная Минстроем РФ, призвана наладить достоверный учет потребляемых энергоресурсов, сделать систему начисления платежей прозрачной, свести к минимуму риск безучетного потребления. По состоянию на середину 2018 года уровень оснащенности приборами учета составлял, в зависимости от вида энергоресурсов и субъектов Федерации, от 20% до 80%, то есть фронт работ на этом направлении еще очень обширный.
умный город.jpg
По предложению Минстроя РФ в рамках дальнейшего внедрения современных приборов учета будет использоваться механизм контрактов жизненного цикла при закупках систем учета энергоресурсов и коммунальных услуг. Он позволит расширить инструменты финансирования оснащения приборами учета и создания соответствующих автоматизированных информационно-измерительных систем. При этом с потребителей расходы на приборы снимаются. Согласно постановлению, которое подписал 1 ноября 2018 года Дмитрий Медведев, организации, устанавливающие водо-, теп­ло-, электро­счетчики и другие приборы в домах, будут нести самостоятельную ответственность за их работу (отслеживать гарантийные сроки, проверять точность показаний, устранять неполадки, производить контроль систем учета на протяжении всего технологического и жизненного цикла).

«Установка смарт-счетчиков не скажется на кармане потребителей. Речь идет о том, что их будут менять участники рынка, которые сегодня работают. Это могут быть энергоснабжающие организации или управляющие компании, прорабатываются разные модели, но точно не люди», — ​заверил Андрей Чибис в январе этого года. Кроме того, такой оперативный контроль потребления позволит не платить за тех потребителей, которые устанавливают блокировку на счетчики — ​так называемые магниты, и получать счета только за фактические объемы потребления коммунальных ресурсов. Это также позволит потребителям значительно снизить фактический размер платежей.