Найдены смыслы

Благоустройство — не просто лавочка и фонарь. Это взаимодействие в поисках айдентики между пространством и человеком

29.01.2019

ИД «ЕвроМедиа» выбрал пять территорий и объектов, в работе над которыми при формировании идентичности места были учтены и его среда, и наследие, и запросы современного человека на преобразования. Увлекательная игра в символы истории, которые станут основой будущего. В одних проектах она тонка и менее очевидна, в других — прямолинейна. Но каждый из них пытается отразить запросы той группы на изменения пространства, которая им будет пользоваться.
парк Кудыкина Гора.jpg
1. Объект: парк Кудыкина Гора.
Местоположение: село Каменка, Задонский район, Липецкая область.
Детали: парк Кудыкина Гора открыт для посещений уже не один год. С культурно-исторической точки зрения, он весьма примечателен: здесь есть древнее городище и деревянные крепости V века, построенные без единого гвоздя... И природа захватывает своей аутентичной красотой. Парк — территория популярная среди местных жителей. Но все-таки находится не на том уровне, которого достоин данный объект. В народе его воспринимают как сафари-парк, любят за размещенный здесь зоопарк и аттракционы. Ежегодно на территории парка появляются новые арт-объекты, призванные усилить поток туристов. По словам архитекторов из бюро Megabudka, одна из основных миссий парка — повышение уровня культуры в регионе. «Но несмотря на завораживающую природу и огромный потенциал, до недавнего времени посетители воспринимали его скорее как зоопарк для детей. А из-за стилистических путаниц его идентичность тяжело было установить», — рассказывают специалисты Megabudka в предисловии к своему проекту. Сегодня они трудятся над айдентикой парка. Предварительно был проведен большой анализ территории и востребованности со стороны потенциальных туристов. Для выявления главной особенности парка все объекты распределены по группам: историзм, гротеск и натурализм, восточные мотивы, деревянные объекты, детская архитектура. В итоге было выявлено, что позиционирование данного объекта, учитывая заложенные в нем функции, ближе всего к ландшафтному парку. При этом при позиционировании учитывалась и уникальная черта — преобладание в сооружениях парка фольклорных и сказочных мотивов. И их, конечно, стоит не только сохранить, но и дать возможность зазвучать по-новому, более мощно. Таким образом, реализуемая концепция на данном объекте — это природный парк чудес, который, как показали исследования на главную целевую группу (молодежь и родители с детьми), должен не просто сохранить природные красоты, но быть современным и иметь возможности для интерактивности, активности и т.д. Концепция начала реализовываться в 2018 году, одно из первых изменений — проложенная пятикилометровая дорога как туристический маршрут для людей, перемещающихся пешком, на электрокарах, лошадях.
пешеходная зона.jpg
2. Объект: пешеходная зона «Белые цветы».
Местоположение: улица им. Абдурахмана Абсалямова, г. Казань.
Детали: Татарстан уже не первый год показывает пример того, как обустраивать общественные пространства, создавая не только комфортные зоны для отдыха, но и вытаскивая наружу ту самую идентичность места, которая ей и должна быть характерна. Бульвар Белые Цветы — еще одно тому подтверждение. К слову, в работу над концепцией этого проекта, который разработан консорциумом «Проектная группа 8» и архитектурным бюро «ПАРК» (ПЛРК), активно привлекались местные жители и городские службы. Такое взаимодействие — это, пожалуй, еще одна константа республики в работе над общественными территориями.
Белые Цветы возникли на месте насыпи строительного мусора в одном из спальных районов города, которое в свое время облюбовали под стоянку большегрузы. Теперь это пешеходный бульвар с различными типами функциональных зон, в том числе с игровыми и спортивными территориями. Мощение площади производилось с учетом создания национального орнамента. Но ключевая фишка данного проекта не в этом. Бульвар имеет ряд элементов, которые эффектно обыгрывают место его расположения. Сформированный на улице имени классика татарской литературы Абдурахмана Абсалямова, бульвар получил название одного из его самых популярных произведений «Белые цветы», обустроенную зону отдыха в стиле городской гостиной с торшерами и прочими располагающими к чтению и неспешной культурной беседе атрибутами, а также арт-объект в виде печатной машинки. Наименование бульвара обыгрывается и в флористическом оформлении, и в том, что многие малые архитектурные формы и колористикой, и конструктивными решениями отсылают к названию татарского романа.
По задумке разработчиков бульвар Белые Цветы станет новым любимым местом проведения досуга жителей и соединит такие популярные территории отдыха, как парк Победы, сквер Стамбул, набережную у центра семьи «Казань». Так что в 2019 году реализация расширенного проекта благоустройства будет продолжена.
Красногвардейские пруды.jpg
3. Объект: парк-сквер Красногвардейские Пруды.
Местоположение: Красногвардейский бульвар, 1 А, г. Москва.
Детали: обновленный в 2016-2017 годах архитектурным бюро WowHaus объект «Красногвардейские Пруды» сегодня признан одним из лучших районных парков столицы как посетителями, так и профессиональным сообществом (премия Arhiwood, победитель по итогам общественного голосования в номинации «Дизайн городской среды». Архитекторы не стали спорить с историей, но исправили пространство так, что заложенный на компактной территории функционал наконец-то заработал в полной мере. При этом естественный характер парка был сохранен. Авторы проекта отмечают, что «созданию концепции предшествовало социологическое исследование, подготовленное бюро КБ23. Оно позволило правильно распределить функции и формат досуга, основываясь на пожеланиях жителей прилегающих домов, так как прежде всего данная территория воспринимается как камерное дворовое пространство. Сохраняя существующую структуру парка и корректно дополняя ее новой инфраструктурой и рекреационными форматами, удалось подчеркнуть индивидуальность зоны отдыха и добиться повышения средового и архитектурного качества, а также комфорта и безопасности отдыха. Сегодня посетители здесь также видят знакомые с детства символы парка — пруды с утками, памятник «Октябрьские дни». Однако они уже не видят неудобных бетонных прудовых обрамлений, не видят банальных лавочек и запущенного и по сути ничем не обозначенного входа в парк, как было раньше.
К слову, после реализации проекта совершенно по-иному зазвучало и само название парка — тема «Красный» зазвучала как полноценная цветовая компонента, а не как революционный подтекст прошлого. Красный прослеживается в элементах навигации по парку, в настилах, примененных в игровых и спортивных зонах, в ландшафтном оформлении... И в решении центрального входа, который (что сейчас большая редкость) имеет не арочный вид, а решен как функциональный павильон, где, например, можно выпить кофе.
Обновленный парк имеет вид не линейного пространства, а компактной территории, состоящей из пяти «фрагментов», у каждого из которых свой функционал — от спортивного до романтического, созерцательного или шумно-активного с выстроенным амфитеатром. Границы зон подчеркнуты подбором растений. Удивительно, но эти границы не звучат жестко. Особенно радует решение обрамления прудов — удобные деревянные настилы с верандами — смотровыми площадками. А также новые скамейки с высокой спинкой и повернутые к глади пруда.
Пенза.jpg
4. Объект: арт-объект «Пенза»
Местоположение: Олимпийская аллея в г. Пензе.
Детали: когда вместо растиражированного шаблона, как, например, «Город, я люблю тебя!», власти города дают возможность архитекторам поиграть со смыслами и образами, возникает нечто такое, как сделала творческая команда архбюро «Вещь!».
В одном из самых любимых для прогулок и занятий спортом городском месте — на Олимпийской аллее — появились пять «зеркальных» букв, сложенных в слово «Пенза». В 2016 году с предложением создать объемную надпись с наименованием города к молодым архитекторам из бюро «Вещь!» обратилась администрация. Сотрудники бюро разработали несколько концепций, выбор заказчика в итоге пал на проект архитектора Антона Белова. Связь с историей города и его культурными символами в данном арт-объекте намного глубже, чем может показаться стороннему наблюдателю. Во-первых, конструктивная особенность вытянутых букв — это отсыл к одному из самых известных символов Пензы монументу «Росток». Во-вторых, П-образный элемент, который лежит в основе каждой буквы, отвечает за целостность композиции. Но он также позволил интересно поработать с созданием так называемого перспективного портала, приема, характерного в том числе для традиций местного зодчества. Причем читается надпись «Пенза» правильно с обеих сторон.
Колористическое решение арт-объекта также неслучайно: золото характерно для геральдики региона. Этот цвет присутствует как на самом городском гербе, так и на флаге Пензенской области. Автор идеи и проекта Антон Белов отметил: «Это связывает объемные буквы с городом, делает их одновременно современными и традиционными. Кроме того, золотой цвет хорошо вписывается в праздничное новогоднее оформление города». Дополнительный функционал — контурная подсветка букв в темное время суток.
Инсталляция внесена в Федеральный реестр лучших практик Минстроя РФ как достойный пример типологии уличной мебели, в которой по-современному переосмыслена городская идентичность без утери связи с традициями.
мельница.jpg
5. Объект: мельница XIX века
Местоположение: Сергеевское сельское поселение, Подгоренский район, Воронежская область.
Детали: мельница — один из символов Воронежской области, объект, без которого трудно представить историю этого сельскохозяйственного региона. На сегодня в области сохранилось не более пяти старинных ветряных мельниц. Эта до реставрации была одной из самых запущенных. Жизнь конкретно этого объекта, кстати, довольно примечательна. Идея с реставрацией, которую подали школьники Сергеевского поселения и которую поддержал местный ТОС, позволила не просто восстановить облик старейшего объекта, но и историческую справедливость. Изначально мельница, на которой найдена дата создания 1898 г., была построена в селе Сергеевка, а лет через 20-25 перевезена в хутор Должик. Функционировала она примерно до 50-х годов, а потом, заброшенная, постепенно разрушалась. В 2017 году ее отреставрировали и вернули силами местных активистов в Сергеевку. Разобрав на бревнышки данный сруб-восьмерик из 28 венцов тесаных дубовых бревен, в итоге восстановили в первоначальном виде. К слову, технология создания такой ветряной мельницы была довольно сложной — это так называемая рубка без остатка.
Данный арт-объект теперь занимает почетное место в родном поселении. Именно старинная мельница стала местом притяжения, вокруг которого местные жители, в том числе ТОСовцы, решили продолжить благоустройство и создать парк в стиле русских народных традиций. 
Авторы: Алла Ленько