Елена Довлатова: «Для привлечения инвесторов в отрасль ВКХ необходима системная государственная поддержка»

Благодаря указу президента страны Владимира Путина водоснабжение включено в список приоритетных направлений работы на ближайшие годы

27.01.2019
Яндекс.Дзен Instagram
 Компании, работающие в отрасли, теперь могут рассчитывать на серьезную господдержку. О том, как повысить эффективность работы в традиционно убыточной сфере, рассказывает исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова.

Подводя итоги года, какие события в сфере водоснабжения вы могли бы выделить?
Центральное событие 2018 года для всех отраслей экономики — ​это указ президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Этот документ стал основой для разработки масштабных национальных и федеральных проектов, которые охватили все сферы нашей жизни.
Ключевым для водоснабжения стал национальный проект «Экология». В его структуре предусмотрено пять федеральных проектов по воде: «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов» и «Внедрение наилучших доступных технологий». На их реализацию выделено порядка 1,5 трлн рублей бюджетных средств. Часть этих средств получит сфера водоснабжения и водоотведения на проекты по модернизации, реконструкции и строительству новых сооружений подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, а также по внедрению системы автоматизированного контроля сбросов в водные объекты.
Уже сегодня Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ, Минстроем РФ и Минприроды РФ ведет активную работу по реализации проектов «Чистая вода» и «Оздоровление Волги». РАВВ завершает разработку проекта методических рекомендаций и опросных форм по оценке состояния систем водоснабжения, структуру справочника по эффективным технологиям водоподготовки, анализ документов по инвентаризации водопользователей и объектов негативного воздействия на Волге. Параллельно ведется работа по выявлению технологий оборонно-промышленного комплекса для гражданского использования в сфере очистки воды, поиск возможностей разработки собственных решений или зарубежных аналогов по автоматизированному контролю сбросов сточных вод в водные объекты.
Из важных событий по итогам года также необходимо отметить переход унитарных и муниципальных предприятий в закупках с ФЗ N°44 на ФЗ N°223, введение прямых расчетов с населением за коммунальные услуги, которые в ряде регионов существенно повысили собираемость платежей, двухэтапное повышение тарифов в 2019 году в связи с увеличением НДС, что позволит не допустить дополнительной нагрузки на отрасль и очередной виток роста дебиторской задолженности. Помимо этого большая работа велась в 2018 году и будет продолжена по созданию отраслевых центров оценки квалификации и разработке нормативных документов — ​ГОСТ в области качества воды.
Довлатова.jpg
Водоснабжение считается малопривлекательной областью для привлечения инвестиций. С чем это связано?
Прежде всего это связано с отсутствием эффективной экономики в отрасли, которая могла бы гарантировать возврат инвестиций. Частный капитал в нашу сферу идет крайне сложно из-за экономически необоснованного тарифа, высоких экологических, административных и регуляторных рисков, а также низкого уровня компетенций муниципальной власти, которая ответственна за систему водоснабжения и водоотведения.
Помимо этого в отрасли есть только один метод привлечения частных инвестиций — ​концессия. За весь период ее работы в воду вложено более 122 млрд рублей, из которых 58 млрд — ​концессионное соглашение в Волгограде, т. е. 52% всех инвестиций в воду — ​это один проект. В результате 80% концессий в отрасли из 350 проектов имеют размер инвестиций всего 10 млн рублей на 30 лет. При этом, по данным регуляторов, из всех запланированных вложений лишь 46% реализованы. Итог — ​только 1,5 млрд реальных инвестиций в водопроводно-канализационное хозяйство за весь период работы концессий.
По расчетам Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, основанным на собственном опыте участия в реализации концессионных соглашений в малых городах Смоленской, Тульской и Архангельской областей, сроки окупаемости проектов по реконструкции очистных сооружений составляют от 60 до 170 лет, а в случае нового строительства соответствующих объектов — ​141‑150 лет.
Негативное влияние на экономику в отрасли также существенно оказывают глобальное снижение темпов потребления водных ресурсов, падение финансовых результатов и объема реализации услуг водоканалов, рост дебиторской и кредиторской задолженности.
Низкую инвестпривлекательность отрасли хорошо иллюстрирует решение власти по распределению средств в рамках реализации федерального проекта «Чистая вода»: если раньше предполагалось соотношение бюджетных и частных средств в пропорции 60 на 40, то сейчас принято решение изменить это соотношение на 95 и 5, т. е. почти все инвестиции по данной программе будут идти из бюджета. Это пример того, как государство оценивает шансы привлечь частный капитал в отрасль.

Какие меры, на ваш взгляд, могут изменить эту ситуацию?
Для изменения ситуации с привлечением инвестиций в отрасль водопроводно-канализационному хозяйству необходима системная господдержка (отрадно, что сейчас она появилась в виде соответствующих федеральных проектов), доступные долгосрочные кредитные инструменты, экономически обоснованный тариф, стабильная правовая среда, гарантирующая неизменность правил игры в отрасли, и компетентный заказчик в регионе, так как сегодня субъект в лице муниципалитета не в состоянии подготовить свою водную инфраструктуру для передачи в концессию, всю эту работу вынужден брать на себя инвестор как дополнительную финансовую нагрузку.
Помимо этого ситуацию могла бы исправить возможность разделения функций управления и инвестирования. Сегодня в нашей отрасли это объединено, нельзя просто вложить свои средства и вернуть их с прибылью, надо обязательно самому оперировать, что не является профильной деятельностью инвестора. И наоборот, хочешь управлять и знаешь, как это эффективно делать, принеси свои средства и распоряжайся ими. Но на практике это два совершенно разных бизнес-процесса — ​управление и инвестиции. Реальность выглядит так: есть компетенции по управлению предприятием, но нет денег для его развития, или есть деньги на развитие, но нет компетенций по эффективному управлению предприятием.

Сейчас разрабатывается идея объединения водоканалов в более крупные структуры. Известно, что РАВВ одной из первых реализовала такой проект в Смоленской области. Каковы результаты работы?
Пилотный проект в Смоленской области изначально был направлен на оценку возможности реализации концессии в водоснабжении и водоотведении в малых городах при текущей экономической ситуации в отрасли. Объединение нескольких малых городов для увеличения масштаба и, соответственно, экономического эффекта являлось приоритетной задачей. В итоге на подготовку проекта, поиск инвесторов, согласования и оформления всех документов потребовалось более 2 лет работы. Проект в итоге действительно получился уникальным и единственным в своем роде, так как создана межмуниципальная концессия с малыми городами с общим объемом инвестиций в размере 2 млрд рублей полностью частных средств. Никаких бюджетных заимствований нет. Здесь же выстроена уникальная для российской практики инвестиционная модель на основе фонда добровольных взносов со стороны разработчиков промышленного отраслевого оборудования. Об этом проекте в ближайшее время РАВВ будет открыто говорить как о лучшей концессионной практике в малых городах. 
Авторы: Ирина Сухова